В октябре народной артистке Республики Бурятия Нине Викторовне Вершининой исполнилось 75 лет. Исполняющая обязанности директора Русского драматического театра имени Бестужева Любовь Мункуева, художественный руководитель театра Вячеслав Дьяченко и помощник руководителя театра Егор Ширяев побывали в гостях у Нины Викторовны с поздравлением.
Артистке вручили памятную медаль Николая Бестужева, учрежденную театром в прошлом году. По давней традиции Русский драматический театр подарил актрисе памятный буклет с ее ролями. Буклет вручается артистам, которые завершают свою многолетнюю работу в театре.
Нина Викторовна Вершинина родилась 14 октября 1949 года в г. Томске.
Творческий путь актрисы начался довольно рано, она вышла на профессиональную сцену в 18 лет, сразу после окончания школы – интерната № 4 в городе Ярославле (работала актрисой в Ярославском академическом драматическом театре с 1969 по 1972 годы. Получила образование в Ярославском культурно-просветительском училище на дирижерско-хоровом отделении.
До поступления в 1977 годув труппу Государственного русского драматического театра имени Н.А.Бестужева работала в таких театрах, как студия при Владимирском драматическом театре, Владимирский областной театр драмы имени Луначарского, Тобольский городской драматический театр, городской театр в городе Серове.
Вершинина создала целый ряд удивительных, непохожих друг на друга женских образов: Надя «Личная жизнь» Никитина, Лика «Лошадь Пржевальского» М. Шатрова, Мария «Двенадцатая ночь» В.Шекспира, Наташа «На дне» М. Горького, «Иркутская история» Арбузова – Нюра, «На золотом дне» Мамина-Сибиряка – Даша, «Тайна золотого кедра» Леванта – Квакша и другие.
Благодаря прекрасным вокальным данным Нина Вершинина оказалась незаменима во многих спектаклях.
Актриса отличалась большой работоспособностью. За срочные вводы в спектакли она имеет множество благодарностей от администрации театра. С первых же дней работы Нина Вершинина активно участвовала и в общественной жизни театра и в культурно-массовых мероприятиях, проводимых общественностью города: в вокально – поэтических циклах, телепередачах, радиопередачах в подготовке сценариев к различным юбилейным событиям.
Улан-Удэнского зрителя и представителей местной театральной критики Вершинина поразила разнообразием репертуарных возможностей и актерским профессионализмом высокой пробы – умением воплощать разные возрасты и характеры, соответствовать разным режиссерским почеркам, равно успешно солировать на сцене и «аккомпанировать» партнерам, быть красивой и становиться некрасивой в интересах спектакля. Вспомнить, к примеру, ее Люсю («Последний срок» В. Распутина), Елену («Разрыв-трава» И.Калашникова), Клару («Звезды на утреннем небе» Галина), Клементину («Забыть Герострата» Горина). Не удивительно, что все чаще в этапных для коллектива работах Вершининой стали доставаться роли центральные, в значительной мере, определяющие смысл целого: Соня в «Характерах Шукшина (1977-1978 гг.), Анфиса в «Угрюм-реке» Шишкова (1977-1978 гг.), Лена «Мои надежды» М. Шатрова (1977-1978 гг), Милованова «В графе «отец» - прочерк» И. Лазутина (1979-1980 гг.), Екатерина вторая «Любовь – книга золотая» А. Толстого (1989-1991 гг.) и др.
За время служения в театре имени Николая Бестужева, а это свыше 40 лет, Вершинина создала десятки неподражаемых образов.
В творческой судьбе актрисы, к сожалению, случались «мертвые» сезоны», когда не по своей вине, ей не удавалось получить ни одной новой роли. Поэтому, встречу с режиссером А.И.Штейнером актриса расценивает как подарок судьбы. В спектакле Андрея Ивановича «Дядюшкин сон» по мотивам повести Ф.Достоевского Вершинина играла главную роль – Москалеву Марью Александровну. Это несомненная удача, прорыв актрисы. За эту работу Вершинина была обласкана прессой и театральными критиками. Но персонаж Москалевой – это и испытания для актрисы, самая тяжелая актерская ноша в спектакле. Властная мягкая, грубая и чувствительная жадная, хитрая и при этом умная, дальновидная Марья Александровна объединила все краски предыдущих образов актрисы. Это очень сложная многоплановая масштабная работа. Приходилось учить невероятное количество нелегкого текста и при этом не растратить энергии впустую. Вот как отзывалась об этой работе театровед Елена Миненко в статье «Королевство кривых зеркал» в «Петербургском театральном журнале»: «Москалева - безусловный центр этого мира, остальные для нее - отражение, бледные копии. Яркая, важная она организует пространство и действие, расставляя пешки в этой игре, так как хочется ей…», (март 2003 год).
В театральном сезоне 2002-2003гг. роль Москалевой была названа «Лучшей ролью года».
По общему убеждению, именно в этой роли раскрылись новые грани таланта острохарактерной актрисы Нины Вершининой. Спектакль «Дядюшкин сон» - участник фестиваля «Сибирский транзит» в городе Омске в 2003 году. И то, что экспертная комиссия, в состав которой входили театральные критики Москвы и С-Петербурга, отобрал спектакль для участия в этом престижном фестивале «На колесах», несомненно, большая заслуга Вершининой.
Одна из работ Памела –Уилли, «Интересная дама с опытом», в остросюжетной комедии Р.Куни «On, ona, okno, pokoinik». Роль небольшая, но благодаря очень точным деталям, оригинальным жестам, найденным актрисой, сыграна ярко, талантливо.
В 2001 году Вершинина награждена знаком «За достижения в культуре».
Вот, что говорят о Нине Викторовне коллеги из театра имени Бестужева.
«Когда я пришла в театр, из всех актрис Нина Вершинина была самой доброжелательной. Мы с ней уже много лет дружим. Она невероятно талантливая актриса. И первое, что вспоминается, - это ее красивый голос, она всегда прекрасно пела не только под аккомпанемент, но и а капелла», - поделилась заведующая гримерно-пастижерном цехом театра имени Бестужева Евгения Трунова.
«Нина Вершинина – очень интересная, самобытная актриса, красавица, отдала театру более 40 лет. Ее всегда почитали и любили зрители. Я всегда восхищалась ее изумительным голосом, она хорошо пела, восхищают стихи, которые она писала сама. Она стала автором музыки и стихов гимна Русского драматического театра имени Бестужева и, конечно, так оставила на долгие годы память о себе. Кроме того, что она замечательная актриса, она обладает и прекрасными человеческими качествами. В ее личной жизни было много препятствий, но преодолевала всё без обид, нытья, стойко. Она воспитала двоих детей, сейчас отдает всю себя внукам, для нее семья – это радость.
Ее человеческие качества – это то, что меня подкупало. У меня было горе и в тот момент поддержали ее объятия, в них было столько искренности, сочувствия. И мне это было важно.
Конечно, она достойна почитания, любви зрителей и нашего внимания», - поделилась народная артистка России, трижды лауреат государственной премии Республики Бурятия Нина Туманова.
«Поздравляем от всей души народную артистку Вершинину Нину Викторовну с юбилеем. Желаю самого главного - крепкого сибирского здоровья, любви и счастья. Радоваться жизни и получать как можно больше положительных эмоций. Пусть окружают только преданные друзья и любящие родные. А мы, конечно, Вас любим! С уважением семья Брагиных», - поздравил заслуженный артист Бурятии Николай Брагин.
Напомним, что деятельность театра осуществляется при поддержке министерства культуры Бурятии и главы ведомства Соелмы Дагаевой. Министерство успешно реализует и другие творческие проекты, связанные с федеральными программами, в том числе, национальным проектом «Культура».