К 95 - летию Николая Иннокентьевича Манилова

Бурятский Академический театр оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова во второй половине XX века, имел блистательную плеяду театральных художников
Татьяна Бернаева, Эржена Буруева
9

Один из них - Николай Манилов, заслуженный деятель искусств РСФСР, художник-постановщик оперных и балетных спектаклей. Он родился 5 ноября 1929 года в улусе Татхал Нукутского района Иркутской области. Когда учился в школе впервые ощутил тягу к рисованию, посвящал этому занятию все свободное время, которого было не так много. В то время как многие дети и подростки совмещал учебу с работой в колхозе. Затем служба в армии, где благодаря его увлечению, Николая назначили выпускать стенгазеты, боевые листки, оформлять выставки, красный уголок и т.д. Именно тогда он задумался о том, чтобы связать свою жизнь и профессию с изобразительным искусством. После службы в армии, судьба привела его в оперный театр, где его приняли на работу в должности художника-исполнителя. Проработав в театре некоторый период времени, постигая азы театрального оформительского искусства, Николай понял, что ему требуется учиться дальше, чтобы стать профессионалом своего дела. В 1960 году Манилов отправляется в Москву, поступает в Школу- студию (ВУЗ) МХАТа им. Народного артиста  СССР Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького, там учится по специальности театральная техника и оформление спектакля. В 1965 году успешно заканчивает вуз и возвращается в родной Бурятский оперный театр уже в качестве художника-постановщика.  

Первой постановкой Н. Манилова был балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке». В своей статье режиссер театра Г.М. Майорова, заслуженный деятель искусств РБ, так отзывалась о работе художника-постановщика: «Интересное и яркое оформление, в котором дух сказов Бажова, уральский фольклор, самобытность костюмов хорошо сочетались с вдохновенной хореографией. Постановка этого балета для начала творческого пути художника, на мой взгляд, была очень символична. Секреты мастерства, творческий поиск горного мастера Данилы и в творчестве Манилова остались непреложным законом — театр, сцена, оформление постановки — все для зрителя, все остается людям».

Н.И. Манилов, в 60-70 гг. как и многие художники-постановщики ведущих театров СССР заинтересовался новым подходом, новым принципом создания живописного оформления балетного спектакля. Иначе говоря, по словам искусствоведа В. Березкина, зрителям предлагалась «музыка» цвета, «симфонические» композиции, которые создавались выстроенным художником движением костюмных пятен.

Используя современные подходы в оформлении спектаклей, Николай Манилов талантливо осуществил постановки многих балетных спектаклей: «Приключения Чипполино» Ж. Зориной (1957), «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева» (1965), «Эсмеральда» Ц. Пуни (1968), «Раймонда» А. Глазунова (1971), «Кармен-сюита» Ж.Бизе-Р. Щедрина (1971), «Гаянэ» А.Хачатуряна (1973), «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (1974), «Корсар» (1975), «Жизель» (1978) балеты А. Адана, «Легенда о любви» А. Меликова (1978), «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1979), «Сотворение мира» А. Петрова (1981), «Дон-Кихот» Л. Минкуса (1982)и др.

К счастью, история сохранила рецензии на премьерные спектакли тех лет. Так, известный бурятский музыковед О. Куницын пишет о нашумевшем балете «Гаянэ» А. Хачатуряна: «В рецензиях высоко оценивалась и сценография спектакля. Художник Николай Манилов обставил действие красочными, в добротной реалистической манере декорациями, вполне отвечающими образам музыки А. Хачатуряна. Недаром оформление сцены ковки мечей, сцены «Золотая осень» (третья картина) заключительной сцены «цветущая земля Армении, Снежная вершина Арарата на фоне лазурного неба) вызвала единодушные аплодисменты зрителя».

Другой балет, имевший громадный успех у зрителей - «Испанские миниатюры», музыка народная. Это двухактный балет, поставленный в Бурятском театре Виана Гомес де Фонсеа Херардо, испанцем по происхождению, с детства знающим танцы и танцевальные мелодии своей далёкой родины. Идеи балетмейстера по созданию народных костюмов андалузцев, арагонцев, басков, цыган с большим вкусом, знанием и чутьем цветовых гамм, а также лаконичных ярких декораций к спектаклю воплотил талантливый Н.И. Манилов.

Работа над оперными спектаклями также требовала изучения определённых своих особенностей. Художник знакомился с либретто спектаклей, слушал музыку автора, изучал литературные первоисточники, исторические справки, выстраивал оформление сцены, использовал её пространство с расчетом на игру и исполнение партий певцами. В его доме была библиотека различных книг по истории русского и зарубежного костюма, светового оформления сцены, а также редкие книги известных художников, оформлявших спектакли на новом художественном уровне. Театральное творчество М.А.Врубеля, К.А.Коровина А.Н.Бенуа, Л.Н.Бакста и др. вдохновляли Н.И. Манилова на создание интересных оперных постановок: «Терем-теремок» И.Польского (1968), «Богема» Дж. Пуччини (1970), «В бурю» Т. Хренникова (1970),«Запорожец за Дунаем» Н. Гулак-Артемовского (1971), «Григорий Мелехов И. Дзержинского (1973), «Фауст» Ш. Гуно с балетом «Вальпургиева ночь» (1974), «Золотой ключик» И. Морозова (1974), «Любовный напиток» Г. Доницетти (1975), «Два капитана» Г. Шантыря (1975), «Иоланта» П. Чайковского (1976), «Максимка» Б. Терентьева (1977),«Виолинка» А. Кулыгина (1977), «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (1978),«Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1980), «Укрощение строптивой» В. Шебалина (1981), «Синяя борода» Ж. Оффенбаха (1982), «Оптимистическая трагедия» А. Холминова (1981) и др.

Стоит отметить высокий профессионализм А.Н. Манилова, его безусловный художественный вкус, широту творческого видения при его работе со спектаклями. Для этого обратимся к рецензии театрального критика Н. Соломоновой на оперу «Иоланта» показанного на гастролях в Хабаровске в 1976г., которая стала одной из лучших работ А.Н. Манилова: «Очень органично вписались, в общую атмосферу постановки декорации заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР Н. Манилова. Именно благодаря художнику ощущаешь колорит эпохи. Замок короля Прованса зрители видят составленным из готически вытянувшихся строений. Он утопает в зелени и цветах… Этим как бы подчеркивается радость бытия, упоение молодостью и счастьем. Спектакль оформлен без излишеств и нагромождений».

Впервые в 1980 году Бурятский театр оперы и балета ставит зарубежную оперу XX века «Порги и Бесс» Дж.Гершвина. Знаменитый режиссер Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский) Р.И. Тихомиров взялся за постановку спектакля, в состав постановочной группы входил и художник-постановщик Н.И. Манилов. О. Куницын пишет: «Задача художника в спектакле «Порги и Бесс» помимо обычных трудностей содержит ещё одну, специфическую – шесть из семи картин оперы идут на одной декорации. И нелегко сделать ее такой, чтобы зритель не перестал ее замечать. Н. Манилов обратился к традиционной планировке сценического пространства, известной по репродукциям сцен первой постановки оперы в США в 1935 году – нагромождение жалких коморок в тесном дворе. Но Николай Манилов внес деталь, существенно дополнившую изобразительное решение – небо загорожено кирпичными стенами домов (оставлен лишь небольшой просвет в середине). Тем самым художник сделал двор-колодец словно бы символом трагической безысходности судеб негритянского населения Америки».

Все разнообразные балетные и оперные работы Николая Иннокентьевича Манилова отличались вдумчивым и скрупулезным исследованием исторического материала и изображением эпохи до мельчайших деталей с использованием современных на тот момент, театральных технологий. Благодаря высокому профессионализму, он владел в совершенстве искусством рисунка, живописи, композиции, навыками дизайнера, архитектора, технолога, художника по костюмам.

За большие творческие достижения Н.И. Манилов в 1979 году был удостоен почетного звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Все жизненные перипетии, творческие достижения, радости разделяла с ним верная спутница жизни, жена Галина Викторовна Манилова, которая отличалась легким, веселым характером. Красивая женщина, посвятившая себя педагогической деятельности, преподавала математические дисциплины в Бурятском государственном университете.

Так случилось, что в 1982 году Н.И. Манилов ушел из жизни в расцвете творческих сил, в пору зрелости, что обещало многое впереди…

Коллеги по театру, родственники и зрители помнят Николая Иннокентьевича Манилова как интересного, интеллигентного, любящего юмор и шутку, высокопрофессионального театрального художника. Жаль, что специфика театра такова, что не оставляет после себя материального следа. Спектакль исполняется в реальном времени в присутствии зрителя и исчезает, когда опускается занавес.

Талантливые художественные постановки Николая Иннокентьевича способствовали славе и популярности коллектива театра, а также присвоению почетного звания «академический» Бурятскому театру оперы и балета. Сегодня молодое поколение театральных художников нашего Бурятского оперного театра продолжает традиции, заложенные старшим поколением художников.

- Николай Иннокентьевич был настоящим архитектором сцены, выдающимся творцом.  Необыкновенный талант, богатое воображение, вдумчивый подход к своему делу позволяли мастеру создавать потрясающие и запоминающиеся театральные декорации и успешно создавать самые яркие и интересные спектакли, - отмечает министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.

 

 

 

Читайте также