Из истории Колледжа искусств им. П.И. Чайковского. Династия Дадуевых

В. Лазарева, заслуженный работник культуры РБ, ветеран колледжа

В Год семьи на сайте колледжа были опубликованы истории жизни некоторых наших выпускников. В судьбах этих музыкантов, как и многих других, отразилась история становления колледжа, а с ним и всей бурятской профессиональной музыки. Мы с уважением вспоминаем многих моих уважаемых коллег, чей труд послужил развитию бурятской музыкальной культуры. Одним из примеров может быть династия семьи Дадуевых, три поколения которой были связаны с зарождением композиторской школы, исполнительства и музыкальной педагогики в нашей республике.

Глава семейства, Гавриил Габанович Дадуев, в 1935 году закончил инструкторское отделение Театрально-музыкального техникума, а в 1940 класс кларнета. Его первые произведения появились уже в годы учёбы. Это были небольшие, но довольно интересные по музыкальному языку, сочинения. Первые обработки народных песен и самостоятельно написанных пьес Г. Дадуев показал своим педагогам А. П. Кудрявцеву и В. И. Морошкину. Наставники поддержали увлечение студента, оценили его творческий потенциал и впоследствии следили за успехами начинающего автора, не раз помогая ему ценными советами.                            

Особую роль в жизни молодого музыканта сыграл 1940 год, когда он стал участником исторического события - первой декады Бурят-монгольского искусства и литературы в Москве. Затем в училище на конкурсе, посвящённом 100-летию П. И. Чайковского, его исполнение «Романса» было отмечено как одно из лучших. И, наконец, его песня о Бурят-Монголии «Буряад орон» на стихи Ц. Зарбуева (позже у песни появились иные названия) на республиканском конкурсе получила первое место. Она настолько полюбилась слушателям всей республики, что вскоре стала позывными бурятского радио. Образно говоря, с этой песней почти полвека просыпалась вся Бурятия и под её же мотив наше радио заканчивало свою работу. Такое широкое признание полюбившейся всем песни говорило о появлении в музыкальном мире молодого талантливого бурятского композитора.

С 1942 года творческая жизнь Гавриила Габановича была связана с Ансамблем музыки, песни и танца Государственной филармонии БМАССР. В Ансамбле, помимо организационной работы администратора, он выступал как ведущий солист (кларнет, сур, лимба, хур), участник оркестра БНИ и композитор. Для этого коллектива он аранжировал известные народные песни, инструментовал для оркестра БНИ ряд произведений мировой классики, сочинил множество вокальных, инструментальных, танцевальных и оркестровых номеров.

 Ансамбль много гастролировал по республике, а с его концертами росла популярность композитора Г. Дадуева. Автор музыки с детства хорошо знал и любил родные песни аларских бурят, и эту любовь сохранил на всю жизнь. Он вводил в свою музыку подлинные народные напевы или использовал их интонации в собственных мелодиях, что придавало им национальный колорит, делало звучание произведений близким и понятным даже неискушённому слушателю. Посетители концертов с удовольствием аплодировали и даже подпевали самым популярным его песням. И это было неудивительно, ведь все они, посвящённые родному краю, были близки сердцу каждого жителя республики. А ещё тексты песен органично сливались с пентатонными мелодическими оборотами, близкими народной манере пения.

Нужно отметить, что работа в Ансамбле предполагала постоянное обращение к оркестру бурятских народных инструментов. Композитор с детства играл на многих из них, и как солист оркестра прекрасно слышал разнообразие звучаний тембров в разных регистрах, понимал выразительные особенности и технические возможности каждого из них. Всё это позволило ему сделать партитуры своих произведений особо красочными: он словно наполнил музыку живым жизненным током и свежим дыханием бурятской степи.

В своём творчестве композитор обращался не только к песням, танцам и музыке для оркестра БНИ, хотя именно они образовали большую часть его наследия. Жизнь его сложилась так, что он не успел оставить нам крупных театральных сочинений, но его творческая фантазия была успешно отражена   и в других жанрах. Можно вспомнить известную «Балетную сюиту» для симфонического оркестра, Сюиту для скрипки и оркестра, танец «Дэрбэшэн», для скрипки и фортепиано, «Лирическую балладу» и другие произведениях для разных составов исполнителей.  Всё наследие музыканта всегда привлекало и сейчас продолжает привлекать слушателей большим зарядом оптимизма, ясным, жизнерадостным мироощущением. Его свежий и радостный тон напоминает нам светлую песня на заре нового дня.

В 1950 году Г. Г. Дадуев был принят в состав бурятского отделения Союза композиторов СССР. У него появилось множество планов, оригинальных задумок, свершиться которым помешала болезнь и ранний уход из жизни.

Известным деятелем бурятской музыкальной культуры была супруга Г. Г. Дадуева Прасковья Александровна. Она осталась в её истории и как участник оркестра БНИ, и как педагог фортепиано в Детской музыкальной школе, и как концертмейстер в творческих и учебных коллективах. Одна из первых выпускниц Театрально-музыкального училища, она была одарена многими талантами, и за годы учёбы научилась игре на чанзе, хуре, балалайке и трубе, участвовала в учебных оркестрах духовом и РНИ, в ансамбле БНИ, пела в хоре Радиокомитета.

Её педагогом по фортепиано была знаменитая Вера Дмитриевна Обыдённая - инициатор открытия Техникума искусств и родоначальница фортепианного класса Бурятии. Она обратила внимание на незаурядные природные данные своей ученицы: её абсолютный слух, музыкальную память, оценила её огромную работоспособность и стала заниматься с ней дополнительно. Эти уроки сыграли особую роль в жизни Прасковьи Александровны: по окончании училища в 1938 году, она много лет работала как пианистка и педагог фортепиано. Будучи концертмейстером филармонии, она аккомпанировала вокалистам и коллективу танцевальной группы, в 1940-е годы занималась с детьми в музыкальной школе, где вела класс фортепиано и хор, а в 1960-е годы трудилась на должности пианиста-концертмейстера в Бурятском хореографическом училище.

Позже в жизни Прасковьи Александровны произошли перемены, когда понадобилось её умение играть на бурятских народных инструментах. В 1967 году был образован ансамбль БНИ, и П. А. Дадуева стала его солисткой, вела партию чанзы- примы. Осенью того же года она была принята в коллектив ОБНИ бурятского радио и телевидения. Там была освоена игра ещё и на альтовой чанзе. С этим коллективом она участвовала в Днях литературы и искусства Бурятии в Москве в 1973 году.

Жизнь Прасковьи Александровны была наполнена успешной творческой работой, концертами и гастролями. В 1940 и 1959 годах она стала участницей двух декад бурятского искусства в Москве, в составе любительского ансамбля «Байкальские волны» выезжала на Всероссийский и Всесоюзный смотры художественной самодеятельности в Иркутске и Москве, в составе ОБНИ объездила всю республику и многие города СССР. За активную и плодотворную работу Прасковья Александровна была награждена многими медалями и ей было присвоено звание народной артистки РБ.

Служение музыке продолжили дочери Дадуевых Людмила и Лидия. Родители щедро одарили их музыкальными способностями. И если первые уроки игры на фортепиано девочки получили у мамы, то позже они окончили музыкальную школу в классе В. Д. Обыдённой, ставшей близким другом родителей и «семейным педагогом» Дадуевых.

 Далее обе сестры поступили в наше училище, но обучались разным музыкальным специальностям. Младшая, Лидия, осваивала игру на арфе у выпускницы Ленинградской консерватории Людмилы Николаевны Рябининой, затем продолжила обучение у неё же в Ташкентской консерватории. Она стала первой и пока единственной бурятской арфисткой, артисткой оркестра оперного театра Бурятии. При её участии в своё время состоялись все театральные постановки, концерты и гастроли труппы. Её работа была отмечена почётным званием заслуженной артистки Бурятской АССР.

Старшая из сестёр, Людмила, стала первой бурятской пианисткой, получившей консерваторское образование. Окончив музыкальную школу, затем музыкальное училище, она не раз вспоминала своего первого педагога, В. Д, Обыдённую. «Это большое счастье – учиться с первых шагов до периода становления музыканта-профессионала у одного педагога – такого замечательного музыканта, Человека с большой буквы, - говорила Людмила Гаврииловна. – Каким мудрым, терпеливым и чутким педагогом она была, сколько в ней было такта, доброжелательности и главное – доверия к ученику, в которого она вселяла надежду на будущее, веру в себя». Позже пример педагога был сохранён его выпускницей в общении со своими учениками.

В 1959 году, успешно сдав вступительные экзамены, молодая девушка стала студенткой Новосибирской консерватории. С третьего курса она занималась в классе Анны Семёновны Барон. «Это очень яркая личность, великолепная пианистка. У неё был удивительный звук – невероятной красоты, яркий, тонкий, можно сказать аристократический – как и она сама», - из высказываний Людмилы. Анна Семёновна, как и первый педагог Людмилы, была выпускницей Петербургской консерватории, и традиции старейшего музыкального вуза продолжились в воспитании бурятской пианистки.

Сохраняя в душе благодарность своим педагогам и в память о них, Людмила Дадуева в 1992 году сыграла концерт, составленный из произведений, пройденных в училище и консерватории.

После окончания вуза в 1964 году Людмила Гаврииловна вернулась в Улан-Удэнское музыкальное училище, которому посвятила полвека своей жизни. Её преподавательская деятельность была успешной. За это время она сохранила и обогатила свой методический опыт работы над произведениями в классе и дома, над техническим развитием будущих пианистов, их пониманием музыкального стиля эпохи и особенностей авторского письма композиторов. Параллельно она значительно расширила учебный материал за счёт самостоятельных переложений для фортепиано вокальных и инструментальных произведений бурятских композиторов.

Продолжая традиции В. Д. Обыдённой, Людмила Гаврииловна находила возможности доверительного общения со студентами, поддерживала их уверенность в себе.  В середине 1990-х годов такое взаимопонимание проявилось в творческом вечере класса Л. Г. Дадуевой в рамках серии концертов под общим названием «Учитель и ученики». Для каждого класса это было очень ответственное мероприятие, которое в полной мере отражало работу преподавателя и рабочую форму всех участников. Был в этих концертах и здоровый момент соревнования, что всегда важно в творческой профессии. Именно такой концерт класса Л. Г. Дадуевой был представлен и с успехом прошёл в филармонии в 1995 году.

Многие выпускники Людмилы Гаврииловны продолжили обучение в консерваториях и профильных вузах страны. Сейчас среди них находим имена лауреатов конкурсов, в том числе международных, кандидатов искусствоведения, преподавателей (доценты и профессоры) российских и зарубежных вузов, педагогов ДШИ, средних учебных заведений, концертмейстеров оперных театров, творческих и учебных коллективов. Все они сохранили себя в профессии, продвинули исполнительское искусство и педагогический потенциал нашей республики – таков прекрасный результат работы Людмилы Гаврииловны Дадуевой.

Помимо педагогической работы, Людмила Гаврииловна вела большую концертмейстерскую практику: в училище она сотрудничала с педагогами вокального отделения, по приглашению оперного театра часто выступала со многими его солистами, представляя бурятское искусство на гастролях по городам России и за рубежом в ГДР, Польше и Монголии. Как концертмейстер, она работала и с инструменталистами отделений БНИ и духовиками, а в 1969 году была направлена в балетную труппу театра, где готовила к участию во Всесоюзном конкурсе артистов балета Е. Самбуеву и Ю. Муруева.

Разносторонняя и успешная работа Л. Г. Дадуевой была отмечена многими наградами, среди которых почётные звания Заслуженной артистки Бурятской АССР (1981), Народной артистки Республики Бурятия (1992), почётный знак «За достижения в культуре» (1998).

Две дочери Людмилы Гаврииловны тоже избрали музыку своей профессией. Старшая, Елена, окончила Фортепианное отделение училища, младшая, Анна – отделение Хорового дирижирования.

Династию Дадуевых в нашем колледже продолжила Елена Валерьевна Налётова, преподаватель отделения обязательного фортепиано. Игре на этом инструменте в жизни музыканта любой специальности отводится особая роль. Уроки обязательного фортепиано от первого и до последнего курса входят в программу и вокалистов, и дирижёров, и всех инструменталистов. Каждый студент музыкального отделения должен иметь навыки владения этим инструментом, которые помогают ему состояться в профессии.

Труд преподавателя обязательного фортепиано сложен по многим причинам. Прежде всего – возраст студентов и упущенные в детстве занятия музыкой: трудно юношескую руку, в отличие от детской, сделать послушно-гибкой, растянуть сложившуюся и окрепшую мускулатуру кисти. Негативно сказывается на первокурсниках отсутствие знаний о музыке, небольшой запас музыкальных впечатлений и многое другое. Тем приятнее сознавать, что Елена Валерьевна в памяти своих выпускников остаётся педагогом, который сумел не только многому научить их непосредственно на занятиях по фортепиано, но многое подсказать в сложившихся жизненных ситуациях. Доверительные отношения в классе, как и подробности учебно-методической работы, стали продолжением традиции, заложенной ещё В. Д. Обыдённой и пронесённой через годы её учениками. 

Завершая сказанное, нужно отметить, что старшее поколение Дадуевых своим творчеством заложило истоки семейной династии, продолжение которой в дальнейшем покажет время. Для нас история этой семьи интересна тесной связью и непосредственным участием в становлении и культурном развитии нашей республики. Вместе со своими современниками они прошли путь от первых выпускников Театрально-музыкального техникума, от инструкторов музыки и их начальных композиторских усилий к зрелым произведениям бурятской профессиональной музыки, к созданию творческих коллективов, к значительным событиям в культурной жизни Бурятии. А также продолжили путь от выпускников Улан-Удэнского музыкального училища, первыми получивших среднее, а затем высшее образование исполнителя, педагога фортепиано и концертмейстера, до следующего продолжения и обогащения традиций старших поколений в наше время в Колледже искусств им. П. И. Чайковского.

               

Читайте также