Композитор Сергей Манжигеев

Штрихи к портрету к 90-летию композитора
Валентина Лазарева, музыковед
53

Биография Союза композиторов Бурятии невелика по времени, но богата наследием, оригинальным по содержанию и разнообразным по авторским стилям. Свой вклад в развитие музыкальной культуры нашей республики внёс каждый из членов этой организации, среди которых своё место занимает талантливый композитор и педагог, заслуженный деятель искусств РФ и РБ Сергей Степанович Манжигеев.

Сергей Манжигеев родился 6 февраля 1935 года. Свои музыкальные способности проявил довольно рано: школьником участвовал в концертах самодеятельности, играл в детском духовом оркестре ДК Стеклозавода. Позже поступил в Улан-Удэнское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, затем в Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского. После её окончания в 1962 году молодой музыкант вернулся в родной город, где началась его творческая и педагогическая деятельность.

Довольно быстро музыка С. Манжигеева получила признание и плотно вошла в культурную жизнь республики. Расцвет творчества композитора и его широкая известность приходятся на 1970-е годы. В ту пору в нашей стране искусство, в том числе музыка, были наполнены памятью о «хрущёвской оттепели» с её порывом свежего ветра: в нём присутствовали жажда обновлений, поиск свежих идей, ожидание скорых исполнений радостных надежд. Эти настроения были близки композитору, они совпадали с его взглядами и с его характером жизнелюба и оптимиста. Приметы времени и природные особенности в восприятии происходящего определили общее настроение его творчества: его музыка говорила о любви к жизни, была наполнена солнечным светом и радостью бытия.  Она шла в ногу со временем, отражая интересы настоящего и обобщая жизненный опыт автора.    

Содержание произведений С. Манжигеева отмечено присущей ему индивидуальностью.  В своих сочинениях он не касается исторических событий, не изображает далёкое прошлое бурятского народа, почти не вводит сюжеты, связанные с миром сказок и легенд. Для его музыки характерно активное, действенное начало. Его привлекают темы, волнующие современников. Это образы войны и мира, созидательного труда, любви и дружбы, красоты родного края. Они раскрыты в произведениях разных жанров: в музыке оркестровой, камерно- инструментальной, вокальной, вокально-симфонической. В их числе хорошо знакомые слушателям симфонические увертюра «Дружба» и «Сюита на народные темы», кантата «Мы Родине славу поём», вокально-хореографическая сюита «БАМ» и многие другие.

Огромный пласт музыки был создан композитором для национальных инструментов. Сотрудничая с ансамблем «Байкал», он написал музыку к десяткам танцев, в числе которых популярные «Любовь в степи», «Танец наездников» «Юность», «Весёлые друзья», а также наполненный нежной красотой вальс «Цветок Байкала». Успехи композитора в области танцевальной музыки были отмечены на Всесоюзном конкурсе исполнителей в 1972 году, где музыка танца «Туяна», была награждена Дипломом.

 Среди общего жанрового разнообразия предпочтение было отдано оркестровой музыке и песне. Именно песни принесли композитору необыкновенную популярность. Начиная с середины 1960-х годов, они постоянно сопровождали нас в жизни. Они звучали с концертной эстрады, по радио и телевидению, доносились из открытых окон наших городов и сёл. Огромный успех в начале творческой деятельности композитора выпал на долю песен «Шамхандаа» (слова Ц-Ж. Жимбиевой) и «Дэлхэй минии альган дээрэ» (слова Ц-Д. Дондоковой), которые, наряду с другими, и сегодня с неувядающей свежестью звучат с эстрады.

 В песнях особенно широко раскрылась близкая композитору лирико-молодёжная тематика: молодость души – одно из свойств его характера. Образы молодёжи наполняют песни С. Манжигеева задором и весельем. Им свойственны упругость звучания, танцевальность ритмо-интонаций, энергия и устремлённость движения. В некоторых из них будет найден столь запоминающийся музыкальный образ, что он окажется близким не одному поколению. И в наши дни эти маленькие вокальные шедевры остаются востребованными в Бурятии. Их поют люди разных возрастов, и каждый привносит своё понимание в солнечные, жизнерадостные мелодии. В республике, сменяя друг друга, звучат авторские напевы, ставшие в высоком смысле слова народными.

Уместно вспомнить, что в Бурятии С. Манжигеев известен как участник и неоднократный победитель республиканских конкурсов песен. Его «Величальная городу» на слова С. Ангабаева получила первую премию на конкурсе, посвящённом 300-летию Улан-Удэ, песня «Преобразим край родной» на слова Ц. Галсанова отмечена 2-й премией на конкурсе, посвящённом 100-летию В. И. Ленина. Этот список может быть продолжен.

 Песни С. Манжигеева во время гастролей наших артистов прозвучали во многих городах России. Их также высоко оценили слушатели разных стран и континентов. Показательно высказывание американского музыканта из штата Юта об одной из лучших лирических песен композитора - «Эжымни» (слова С. Ангабаева): «Имя человека, написавшего эту песню, должно быть занесено золотыми буквами в Книгу памяти человечества, даже, если бы он больше ничего не создал». Добрые слова о песнях С.Манжигеева высказали жители Монголии, ГДР, где песня «За солнцем» была напечатана в журнале «Фрейе Вельт». Вспоминаются гастроли японского студенческого коллектива в Улан-Удэ, когда в завершении концерта, удивляя и восхищая зал, вдруг зазвучала песня «Шамхандаа» на японском языке и в обработке японского музыканта – ещё один из примеров международного признания таланта автора.

Успех творчества композитора кроется в самобытности его музыкального языка. Музыка Манжигеева слушается с удовольствием, она легко «ложится на слух» и запоминается благодаря своей удивительной простоте и доходчивости. Она мелодична, напевна, окрашена в национальные тона. Композитор не раз обращался к народной песне, делал их обработки, украшал своей фантазией, варьировал и развивал в многоголосной хоровой фактуре. Изучив особенности бурятского музыкального фольклора, он широко использовал их в своих сочинениях, и потому мелодии его песен словно напоены ароматом народных напевов.

Наряду с творческой работой, С. Манжигеев много времени уделял   воспитанию подрастающего поколения музыкантов. Долгие годы он плодотворно трудился в Улан-Удэнском Колледже искусств им. П.И. Чайковского в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин и композиции. С открытием отделения бурятских народных инструментов, Сергей Степанович активно начал заниматься со студентами ещё и инструментовкой произведений для оркестра БНИ.

Сочиняя музыку для национального оркестра, он хорошо знал особенности каждого его инструмента - рабочий диапазон и технические возможности, тембры регистров - и на уроках щедро делился своим опытом с подопечными. Сейчас довольно часто по местным каналам ТВ передают записи концертов или концертные номера учеников ДШИ РБ, где дети исполняют оркестром или ансамблем народных инструментов произведения бурятских авторов и сочинения русской и зарубежной классики. Нет сомнений, что переложения этих пьес сделали для них педагоги, которых обучал Сергей Степанович, и его усилия, сохранившиеся в памяти выпускников, продолжают служить воспитанию юных музыкантов.

Занимаясь педагогической работой, Сергей Степанович всегда обращал внимание на талантливых детей, склонных к композиции. С ними он проводил индивидуальные занятия, на которых обсуждались особенности будущей специальности, современной композиторской техники, современного музыкального языка. Оценивая их таланты, он умело направлял каждого в музыкальном искусстве, анализировал написанное, делал замечания, подсказывал. Казалось бы, обычная работа, но только не с людьми, имеющими свою творческую индивидуальность, сохранить которую – задача умного педагога. Его класс окончили ныне ведущие композиторы Бурятии Л. Н. Санжиева, Е. А. Олёрская, В. А. Усович, С. Б. Доржиев. Он также консультировал композиторов-песенников, окончивших в своё время наше училище и занимавшихся творчеством самостоятельно. Среди них имена известных в Бурятии В. Дамбаева, К. Раднаева, В. Пантаева. И все они с уважением и благодарностью вспоминают своего наставника.

Добрыми словами о своём учителе поделилась Е. А. Олёрская: «Когда я вспоминаю уроки Сергея Степановича, на душе становится тепло и спокойно. Сергей Степанович всегда чутко и бережно относился к творческому процессу. На уроках он был очень внимателен и терпелив, умел направить, не оказывая давления, с большим уважением относился даже к маленьким успехам, поддерживая ученика в творческом поиске. Он пробудил во мне интерес к современной музыкальной лексике, к творчеству композиторов ХХ века, к новым приёмам игры на разных инструментах, к глубокому изучению инструментоведения и оркестровки. … Сергей Степанович не просто педагог. Он – друг и советчик. … Он умел поддержать даже в самых смелых начинаниях, придать уверенности в своих силах. Будучи человеком жизнерадостным, любящим юмор, Сергей Степанович приносил и всем окружающим его людям энергию и любовь к жизни. А что может быть важнее?».

Сергей Степанович, наряду с сочинением музыки и занятиями с молодёжью, был известен как умелый организатор, немало времени отдававший общественной работе. В Союзе композиторов Бурятии он занимал ответственные должности секретаря, члена правления, председателя СК РБ, был избран членом правления СК РСФСР и СССР. Его творческая активность была многократно отмечена высокими наградами, почётными званиями.

Творческая и педагогическая деятельность Сергея Степановича продолжалась до последних дней его жизни и оставила значительный след в истории Бурятии. В её анналах хранится память об этом необыкновенно и разнообразно одарённом человеке: талантливом композиторе, мудром педагоге, успешном организаторе и настойчивом пропагандисте бурятской музыкальной культуры.                                                 

Читайте также