120 Гомбожапу Цыдынжапову

театр оперы и балета
152

Гомбожап Цыдынжапович Цыдынжапов родился 3 мая 1905 года в далёком улусе Улюн Баргузинского район. С юных лет он впитывал культурное многообразие своей родины: обучение в дацане подарило ему знание тибетского языка и первые уроки игры на бишхуре, а позднее, уже студентом Верхнеудинского педагогического техникума, он осознал призвание сцены и искусства. 

В 1935 году Цыдынжапов окончил ГИТИС, после чего вернулся в родной край, чтобы заложить основы бурятской музыкально-драматической школы. Под его руководством в 1938 году была поставлена «Баир» — первая национальная музыкальная драма, впоследствии отмеченная орденом Ленина. Театр стал свидетелем первых новаторских экспериментов, где народная мелодика органично сочеталась с академическим репертуаром, открывая слушателям и зрителям новые грани оперного искусства.

Назначенный в 1948-м главным режиссёром вновь образованного Бурятского театра оперы и балета, Цыдынжапов не просто руководил постановками — он формировал коллектив из талантливых исполнителей оперы, балета, оркестра и хора. За время его работы звучали «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро», «Пиковая дама» и «Красавица Ангара» — все они обрели новую выразительность благодаря режиссёрскому чутью Гомбожапа Цыдынжапова.

В 1940 году, после блестящих «Дней бурят-монгольского искусства» в Москве, ему присвоили звание народного артиста СССР — редкий прецедент для представителя национальной культуры.

Сам Гомбожап Цыдынжапов совместно с Аполлоном Шадаевым написал либретто музыкальной драмы «Баир», показанной во время декады (композиторы - П. Берлинский, Б. Ямпилов). Эта драма стала первенцем национального музыкального бурят-монгольского театра. 

Коллеги вспоминали: «Он обладал магнетизмом старомонгольского мудреца и страстного новатора одновременно». Для многих режиссёров и актёров он стал наставником, чьи уроки сценического мастерства и понимания музыки до сих пор служат ориентиром.

После выхода на пенсию Цыдынжапов продолжал воспитывать новые кадры как профессор Восточно-Сибирского института культуры и депутат Верховного Совета Бурятской АССР. Он не раз повторял: «Театр — это живая материя, в которой каждый спектакль — уникальная встреча с людьми и временем».

В 1952 году под его кураторством труппа впервые обрела собственное здание на 718 мест, украшенное порталом «Всадники» работы А. Тимина. Это сооружение стало символом возрождённого оперно-балетного искусства на Байкале.

«Моё мнение: без Гомбожапа Цыдынжапова оперы в республике не было бы. Он настолько горячо воспринимал идею создания настоящего музыкального театра, что воодушевил на новое дело всех окружающих, заставил поверить в реальность возможного и заставил петь даже драматических актёров. Поначалу пели все, кто мог, кто имел хоть какой-то голос и музыкальный слух, пока не приехали дипломированные вокалисты с консерваторским образованием» - из воспоминаний народного художника РСФСР Александра Тимина.

120-летие со дня рождения Гомбожапа Цыдынжаповича мы отмечаем не просто как памятную дату. Это напоминание о том, что его новаторский дух, верность национальной традиции и готовность к эксперименту живут в каждом спектакле нашего театра. Сегодня имя Гомбожапа Цыдынжапова — это не только гордость Бурятии, но и незыблемая часть истории советской и мировой сцены.

 

 

 

 

 

Читайте также