Нина Вершинина «Я не давала себе ни грустить, ни унывать»

Юбилей для именинника одновременно и радостный, и грустный праздник.
181

Юбилей для именинника одновременно и радостный, и грустный праздник. С одной стороны, он неумолимо говорит о быстротечности жизни, заставляет подводить некие итоги, а с другой, – это повод поговорить о достижениях юбиляра, вспомнить яркие моменты и поделиться опытом.

В октябре народная артистка Бурятии, актриса Русского драматического театра Нина Вершинина отметила юбилей. И это не только день рождения, но и юбилейная дата в творческой биографии. За полвека, что Нина Викторовна на сцене, ею сыграно свыше восьмидесяти ярких характерных ролей. Среди них: Люся («Последний срок» В.Распутина), Елена («Разрыв-трава» И.Калашникова), Клара («Звезды на утреннем небе» Галина), Клементина («Забыть Герострата» Горина), Соня («Характеры» Шукшина) и другие.

17 ноября состоялось чествование актрисы на спектакле «Конец героя», ее поздравили зрители и коллеги, а мы встретились с Ниной Викторовной незадолго до события и поговорили о театре, юбилеях, успехе и семье.

– Каждый актер по-разному приходит в профессию. Меня привела мама еще в детстве. Мы смотрели детские постановки, «Гуси-лебеди», потом я дома устраивала кукольные спектакли, сами шили кукол, разыгрывали с подружками сценки. Жили тогда в Томске, потом переехали в Ярославль, недалеко от Москвы, здесь три года поступала на театральный, проходила тур-два, слетала, сказывалось волнение, наверное. После школы работала в Ярославском театре осветителем правой ложи. Работала актрисой во Владимирском театре, куда попасть было очень сложно, только по конкурсу.

Так в жизни Нины Вершининой случились Владимирский театр, где актриса работала и обучалась в актёрской студии без отрыва от сцены, затем театры в Тобольске и в Серове, а потом режиссёр Илья Давыдович Сибирский-Раскин пригласил в Улан-Удэ, где артистка осталась на долгие годы, здесь же и окончила актерский факультет ВСГАКИ.

– Мне понравилась труппа, режиссер, поэтому осталась. Здесь у меня был первый спектакль «Угрюм-река», я играла Анфису, отказаться от такой роли было нереально. Затем пошли работы, хотя были и времена, когда я сидела вообще без ролей. У нас зависимая профессия, мы зависим от всего, от партнера, от цехов, от администрации, от режиссера, от отношения к себе. У меня творческая карьера складывалась скачкообразно, если нормальные, добрые отношения, пошла работать полным ходом, что-то сломалось, значит, безработица. Но и в этот период писала стихи, песни, я не давала себе ни грустить, ни унывать.

Ее дорога к знаковым ролям не была усыпана розами. По словам Нины Викторовны, были периоды, когда по несколько сезонов ее имени не было в распределении премьер.

– Приходила, смотрела распределение, опять нет, а это же статья о профнепригодности, поэтому всегда должна быть в форме, приходить вовремя, эти периоды меня закалили. Сейчас помощники режиссера меня даже не проверяют, пришла ли я на спектакль, говорят, такого просто не может быть, чтобы я опоздала. Был и период, когда в театре тебе только говорили «здравствуйте» и «до свидания». Первые годы у меня не было никаких контактов, пока не изучила всех, а потом выдала на капустнике каждого, да в стихах, шаржах, пародиях. Потом потихоньку стали завязываться знакомства, дружба. Время надо, чтобы понять, стоит ли человек внимания, ведь в нашей работе бывает, приехал, мелькнул и уехал.

Но без дела в свободное от работы время Нина Вершинина не сидела. Большая семья нуждалась во внимании мамы и бабушки, творчество отнимало много сил.

– Меня хватало на всех и на все, и до сих пор так, двое детей, четверо внуков, невестка, зять, сватья. И каждый любим, невообразимая волна счастья, когда общаюсь с ними, самому маленькому внуку 10 месяцев, старшей – 18 лет, и каждого хочется бабушке понежить, полелеять.

Кстати, бабушка Нина Викторовна занята в новом новогоднем спектакле Русского драмтеатра «Снежная королева», где играет бабушку Кая и Герды.

– Это так здорово, что Новый год пройдет в работе. Когда работаешь, то лучше себя чувствуешь. Я так обрадовалась, когда узнала, что занята, – это великое счастье на работу каждый день бежать. А тем более я люблю эту сказку, она по силам, приятно поработать, еще что-то подарить, что-то оставить после себя.

На вопрос, где актриса черпает силы и вдохновение, Нина Вершинина бойко отвечает.

– У меня такое ощущение, что я в гробу буду лежать, меня растолкают и скажут: «давай, еще вот это надо, вот это и вот это, мне просто никто не дает впасть в уныние, не дают скиснуть, еще и характер такой.

– Вы довольны, как сложилась ваша творческая судьба?

– С одной стороны да, с другой, нет. Если, в общем, посмотреть на прожитые годы – я счастливый человек, я всю жизнь занималась любимым делом, как рабочая пчелка. Я не представляю себя вне профессии, потому что это грустно: бегать на работу к девяти часам, возвращаться в пять и заниматься тем, что тебе совершенно неинтересно и не нужно.

В творческой копилке актрисы плеяда ярких образов – Анфиса в «Угрюм-реке» И.Шишкова, Лебёдкина в «Поздней любви» А. Островского, в которой, по словам актрисы, она «купалась», Москалева в «Дядюшкином сне» Ф. Достоевского. Было и точное попадание в характер, были и работы на сопротивление.

– Был случай в Тобольске, мой маленький сын, смотрю, сердится. Спрашиваю: «А почему у нас настроение такое?» Он: «У Машеньки мама играет принцессу, у Толи – учительницу. А почему ты – то лягушка, то тетка полуголая? Меня дразнят «Бабкин Ёжкин сын». А я ему тогда говорю: «Посмотри на людей в зале, они все разные, с разными характерами, плохие люди смотрят со стороны, как они поступают, и становятся лучше». – «Так ты учительница?» Потом пришел к друзьям и говорит: «Я вам не Бабкин Ёжкин сын, у меня мама артистка и учительница, она учит плохих людей быть хорошими».

Сегодня актрису можно увидеть в спектаклях: «On, ona, okno, pokoinik» Р.Куни, «Любовь людей» Д.Богославского, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Конец героя» А.Томилова.

– Репертуар меняется. Есть то, что мне очень нравится. Например, «Фронтовичка», это от сердца оторванная работа, но мне просто физически уже тяжело в одной сцене, хотя я полностью в материале. Благодарна Сергею Левицкому за «Конец героя», в мои-то годы играть даму моложе себя. Я полюбила «Сказку странствий», хотя там не занята, но это замечательное, яркое шоу. Наши молодые артисты такие пластичные, с великолепными голосами, наверное, это как раз то, за что мы любим нашу профессию, что мы всю жизнь учимся.

О юбилеях Нина Вершинина говорит так.

– Это такая печаль, такая грусть, это такое свинство. Я думаю, это невозможно, что так прилично лет. Раньше казалось, что в 45 почувствую себя «в возрасте», но нет, и сейчас сил, энергии хватает. Я не люблю оглядываться назад, это пройденный этап, может, что-то сделано не так, но не стоит это исправлять, это уже было и прошло.

А о театре так.

– Театр – это духовное место, здесь не место подонкам, стяжателям. Театр – это маленькая страна со своим гимном, со своим уставом, со своим статусом, где каждый должен знать свое место в хорошем смысле. И движущая сила в театре между актерами – это конкуренция. Но если она в добром русле, то она помогает, а если в недобром – то мобилизовывает всего тебя. Наверное, есть что-то в моем характере, что настраивало против меня людей, я ехидная, не смолчу. Но когда складываются отношения с партнерами, с режиссером – необыкновенная радость, поэтому надо себя держать не только в творческой форме, но и в человеческой.

Читайте также