Владимир Барцайкин: «Я - счастливый человек»

45 лет отдав театру, заслуженный артист России Владимир Барцайкин говорит, что из 120 ролей у него не было ни одной проходной и считает себя счастливым человеком, кото­рый всю жизнь посвятил любимому делу.
Иван Подберезкин, Фото: Сергей Примаков, Буряад Үнэн
709

- Владимир Фёдорович, почему вы решили стать актером, и когда пришло понимание того, что жизнен­ный выбор сделан?

- Я родился 70 лет назад и с детства восхищался великими актерами театра, кино, эстрады. В те времена театр, как и другие виды искусства, вдохновлял лю­дей, давал стимул к жизни, заставлял за­думаться о важных вещах. Театр вел за собой, учил доброте. Наше поколение было самым счастливым, было много хорошего, видели «взлет» театрального искусства. Сейчас времена изменились, поменялись взгляды на многие вещи, но я надеюсь, что в скором времени, театр вновь будет воспитывать в человеке только хорошие черты.

- Какая Ваша роль, когда только начинали, запомнилась Вам на всю жизнь?

- В то время для меня все роли были главными. Так случилось, что менялось поколение актеров в театре, и я за свой первый театральный сезон сыграл 16 ролей. Меня пригласила режиссер Зи­наида Филипповна Внукова, и мы с головой ушли в работу. Нас приехало трое молодых ребят, и мы сразу начали вводиться в спектакли. Из шестнадцати ролей, четыре я начинал в новых спек­таклях, это были мои, можно сказать, первые, сделанные с листа, роли. Ска­зать, что какая-то работа важнее, а что-то уже забылось, не могу. Для меня каждая роль – это бесценный дар и опыт, который помогает двигаться вперед.

Например, была такая хорошая пье­са Надара Думбадзе «Не беспокойся, мама, о солдате». Считаю, что сыграл там хорошую роль, и хоть она небольшая, но дала мне многое. Было достаточно ролей в детских спектаклях и сказках. Я был загружен очень хорошо, по ночам учил роли, утром – репетиция, днем и вечером – спектакль.

Все роли для меня дороги, они вы­страданы бессонными ночами, репетициями. Я рассказал своим знакомым, что за год сыграл 16 разных спектаклей, мне просто не поверили. И, это не гово­ря о том, что со спектаклями я проехал всю республику, а первые мои гастроли были на Камчатку. Так совпало, что это был и первый большой выезд театра. Я был каждый день счастлив, и другого счастья мне не надо было.

- Вы вместе играли на сцене со многими великими актерами. Пожа­луйста, расскажите, как это было?

- В нашем театре в те времена был за­мечательный коллектив. Сразу же вспо­минается Алексей Николаевич Благове­стов, он – потрясающий актер, конечно, семья Танковых, Клавдия Тимофеевна Никулина. Ныне здравствующая Ли­личка Архипова меня сразу покорила, когда я посмотрел спектакль «Трамвай «Желание». И о ней я могу сказать, что она – актриса «высшего пилотажа». Мне повезло, работать с великим поколени­ем артистов.

Не могу не сказать о режиссерах, с которыми мне пришлось не только тво­рить, но и дружить. Ведь вся наша ак­терская судьба зависит от того, к какому режиссеру мы попадем. Были режиссе­ры, которые обладали исключительным педагогическим талантом. Это Зинаида Филипповна Внукова, Николай Ефремо­вич Логачёв – потрясающе эрудирован­ный человек, он сразу же понимал, на что способен артист.

Сергей Болдырев – исключительный режиссер. В нашем театре он поставил несколько запоминающихся спекта­клей, среди них «Мария Стюарт», о ко­тором до сих пор вспоминают с востор­гом. Вся наша работа, успехи и неудачи – это совместный труд актера и режис­сера, а талантливых режиссеров можно по пальцам пересчитать.

- Владимир Фёдорович, вспомни­те несколько ролей, которые для Вас «попали в точку»?

- Для меня роль – это также, ну, как спросить: а какой палец любимый? Все! Потому что каждая роль для тебя ос­новная, все они нужны, даже если у тебя что-то не получилось.

Я всегда любил спектакль «Скамей­ка» в постановке режиссера Николая Логачева. Его не сразу приняли, но про­шло совсем немного времени поста­новку полюбили, и «Скамейка» всегда проходила на «ура». Мы его показывали даже на плавбазах, на морских кораблях, прямо в море, побывали даже на Ку­рильских островах. С этим спектаклем меня очень многое связывает.

Была «болевая» роль в спектакле «Тартюф», я мечтал о роли Аргона. И, так получилось, что буквально за три дня до премьеры меня позвали помочь «про­читать» текст актерам во время репе­тиции. Я ничего не подозревал, вышел и «прочитал», а вечером режиссер Гор­бачевский объявил, что я играю в этом спектакле. Первая реакция – испугался! Меня, стыдно сказать, трясло, не мог от волнения выучить текст. Коллеги по­советовали, чтобы я положил листок с текстом в Библию, с которой постоянно ходит мой герой, а я забыл этот листок в гримерке… Как только не пытался от­казаться от этой роли, но, примерно на четвертом-пятом спектакле успокоил­ся. Оказалось, что его готовили на боль­шой театральный фестиваль, что это очень ответственно. Тогда я испытывал такие эмоции, но они дали мне многое в актерской профессии. Эту роль я запом­нил на всю жизнь!

- Помню, как я ходил на новогод­нюю елку в театр, и Вы были «моим» Дедом Морозом! Общение с детьми всегда уникально, поделитесь свои­ми воспоминаниями?

- Уже лет десять я не Дед Мороз, свое уже «отдедоморозил»! Но я всегда лю­бил с детьми возиться, разговаривать с ними, пытаться понять их. Это сейчас на праздники работает целая команда, а в те времена были только Дед Мороз и Снегурочка, и они делали все сами. Это было, мне кажется, немного добрее и искреннее. Я получал огромное удо­вольствие и радость от того, что делал детям праздник, который как, Иван, ты сам говоришь, запомнил, хотя прошло уже немало времени.

Несколько лет назад со мной прои­зошел невероятный случай. Мне нуж­но было срочно лететь в Самару, но не было билетов. Мне повезло, друзья ска­зали, что в одной из компаний, которая торгует билетами на самолет, работает женщина, которая сохранила обо мне детские воспоминания как о Деде Мо­розе, может она чем-нибудь поможет. Я пришел, и не поверите, а она и говорит: «А как же я Деду Морозу не дам билет». Рассказала мне свою историю, дала би­лет, когда никто не мог помочь. Разве это не чудо и счастье?

- Владимир Фёдорович, что бы Вы хотели сказать сегодняшнему поко­лению актеров и режиссеров, и что бы Вы пожелали театру?

- Сейчас, по моему мнению, состоя­ние Государственного русского драма­тического театра в Улан-Удэ непростое. Нужно поднимать вопросы, а они каса­ются и творчества, и администрации. Не нужно забывать, что мы – государствен­ный театр, и мы должны воспитывать в людях самые лучшие качества. Не нуж­но уподобляться новомодным тенден­циям, когда иногда бывает только одна задача – рассмешить, но не задуматься о том, что тебя окружает. Я уверен, что сейчас нужны спектакли, пьесы, акте­ры, которые бы объединили поколения зрителей, чтобы каждый, кто приходит к нам в театр, находил для себя самое важное. К нам в гости должны прихо­дить люди от самого юного возраста, заканчивая моими ровесниками, и даже старше.

Я принял решение уехать, нас «ста­риков», почти не осталось. Считаю, что нужно расширять рамки театра, искать ту «ниточку», которая бы связала поко­ления. Сейчас, в подавляющем боль­шинстве, все для молодежи. Меня вол­нует проникновение пошлости в театр, на эстраду, в кино. К сожалению, зача­стую, и театры потворствуют этому про­никновению. В жизни этого хватает, так еще и в искусстве.

У всех театров проблемы схожие, каждый ищет свою дорогу. Но не нужно забывать о классическом репертуаре, а главное – не превращать великие пьесы и литературные произведения в фарс. Деликатнее надо быть.

- Владимир Фёдорович, Вы – счастливый человек?

- Да, на все 100 процентов, от пер­вой моей роли в театре, от моих первых воспоминаний, вообще, по жизни, мне сопутствовала удача. Я много работал, я счастлив в профессии. Бывало всякое, но я всегда был в работе, я благодарен тем людям, которые повстречались мне в жизни и многому меня научили. У меня были неудачи, но, прежде всего, это не­повторимый опыт, они меня закалили.

Мне 70 лет, из них 45 – я посвятил любимой профессии и мне дорог каж­дый день. Я не знаю, как мне это объяс­нить, чтобы понял каждый, я – счастли­вый человек.

- Спасибо, за интервью и за то, что на протяжении десятилетий дарите людям радость, помогаете задумать­ся над тем, что происходит вокруг, и спасибо за то, что мы - Ваши совре­менники.

Читайте также