Кто в детстве не рисовал?

Художник-мультипликатор Радна Сахалтуев: «Когда творцов прижимают, они лучше работают».
БлогРБ
1852

«Остров сокровищ», «Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит» студии «Киевнаучфильм» - на этих прекрасных мультфильмах с оригинальным сюжетом и необычной прорисовкой выросло уже не одно поколение детей СССР и стран СНГ. 

К сожалению, в наше время не все жители Республики Бурятия знают, что в создании любимых мультфильмов детства участвовал наш земляк, уроженец города Улан-Удэ, прославленный художник-постановщик и мультипликатор Радна Филиппович Сахалтуев. Познакомиться с самыми известными работами Радны Филипповича можно по ссылкам на ютубе:

1. «Приключения капитана Врунгеля» (1976—1979) https://www.youtube.com/watch?v=mWm1fAagzVE,

2. «Доктор Айболит» (1984—1985)https://www.youtube.com/watch?v=Kx9O4OSn-iA&t=128s

3. «Остров сокровищ» (1987—1988)https://www.youtube.com/watch?v=D_E6IWiOLSw

Далее интервью с сайта http://animation-ua.com

 - Радна Филиппович, кто и как придумывал такие яркие образы?

- С режиссером всех этих картин Давидом Яновичем Черкасским мы работали вместе с 1961 года. Так долго, наверное, никто совместно проработать не может. Думаю, если бы я вмешивался в его дела, капризничал: «Мне это не нравится. Я это вижу по-другому», мы бы очень быстро разошлись. Но у меня другая установка. Я считаю своим долгом выполнять предписания режиссера. Мы с ним никогда не разговаривали об искусстве. Так, чисто бытовые беседы, приправленные матом и выпивкой. Додик (Черкасский. - blogrb) - замечательный рисовальщик, и он чувствовал картинку. Мультипликационные персонажи, как вы сами понимаете, обычные уроды. В жизни не бывает таких людей - пропорции смещены, а все для того, чтобы их было удобно рисовать. Ведь картинки проходят через целые цеха, прорисовать персонаж должны разные работники, и не каждый может воплотить в рисунке то, что придумал художник. Додик это чувствует, а вот я - не очень. Хотя очень люблю процесс мультипликации, сам окончил профильный факультет во ВГИКе, но почувствовать это чувство смены пропорций мне не дано.

 - Насколько важно участие актера в создании персонажа? В «Острове сокровищ», «Капитане Врунгеле», «Айболите» озвучивание на высшем уровне.

 - В этом тоже огромная заслуга режиссера - найти общий язык с артистами. Наши мэтры очень любят кривляться. Например, покойный Михаил Ульянов, который всю жизнь играл маршалов, в последние годы стал сниматься в комедиях, и это ему жутко понравилось. Когда же запустили картину «Ворошиловский стрелок», Станиславу Говорухину стоило больших трудов уговорить Ульянова сниматься серьезно. Вот и раньше, хотя гонорары за озвучивание были не очень высокие, актеры шли на это. Например, когда Зиновий Гердт приезжал в Киев, он озвучивал сразу по пять картин, автоматом - наработки великолепные, голос прекрасный. Да, деньги любил - естественное человеческое качество. А студия была огромная, по 200 фильмов в год выпускали, отчего же не поработать. 

- Как долго раньше работали над картинами? 

- На студии работало около двухсот человек на все картины. Деление шло по группам, каждая по десять человек. Картина отправлялась по цехам - по всей этой неповоротливой системе. Три серии мы делали за год. Тогда действовала плановая система, в том числе и в сфере мульти-пликации, и завершение года превращалось в какое-то сумасшествие. Если присмотреться, то концы картин, как правило, получаются смазанными. Это потому, что не успевали. Причем смысла в этой гонке не было никакого. После сдачи картины долго лежали, ждали переделок и выпуска. Сейчас все происходит быстрее. В принципе, ты можешь сделать картину сам. Главное - наличие времени и материальных возможностей. Даже если рисовать вовсе не умеешь, можно найти приемлемую форму - и вперед! Вон как «Масяня» пошла, хотя это дилетантство чистой воды. 

- А когда вы впервые взялись рисовать? 

- Да кто в детстве не рисовал? Вот и я, как все, потихоньку. В Улан-Удэ, где я родился, был кружок в Доме пионеров, там я и начинал. В советские времена, кровавые и с дефицитом, воспитание подрастающего поколения было на высоком уровне.

 - Потом был Всесоюзный государственный институт кинематографии в Москве. Трудно было попасть туда из Бурятии? 

- Если бы я сейчас поступал во ВГИК, то не прошел бы ни за что. Все платное. В 1955 году, когда я поступал, было непросто. Конкурс на одно место был приличный, но я прошел с первого раза - мне повезло. Дело было при Хрущеве, а он был человек со странностями, и москвичей не любил. Я поступал вместе с Валерой Левенталем (народный художник СССР, художник-постановщик Большого театра. - Ред.), который был выше нас, провинциалов, по всем статьям. Он поступил только со второго раза. Сына члена академии художеств принимать не хотели - можете себе такое представить? Вот такое было время. Со мной диковатые ребята учились. Киргиз был, так он по-русски еле говорил. На него даже на военной кафедре рукой махнули. Зато в тот период во ВГИКе подготовили великих людей: Винграновского, Шукшина, Тарковского. Недавно Наталья Кустинская умерла, а вот я вспоминаю, что она через год после меня во ВГИК поступала. Тогда красавицы пришли просто потрясающие. Мы, несчастные, на этих девок красивенных смотрели, а они на нас и внимания не обращали. Помню картинку неимоверной яркости: май месяц, светит слепящее солнце. Мы выходим из института, а на крыльце стоят молодая и шикарная Людмила Гурченко со своим мужем Борисом Андроникашвили. Он княжеских кровей, полугрузин. Рядом другие красавцы грузины - братья Шенгелая. Все хохочут, все так ярко. А тут мы на их фоне - замарашки-провинциалы. 

- Но зато потом вы работали на студии «Киевнаучфильм» и создали множество прекрасных мультфильмов. Скажите, а не было провалов в работе после развала СССР? 

- Нет. Сейчас явно чувствуется отсутствие ремесленников. Мыслителей, философов целое море. Но тех, кто нудно чиркает тушью и карандашом, к сожалению, очень мало. Поэтому на них есть спрос во все времена. Простой пример - иллюстрации к детской книге. Ребенок разве поймет современное искусство? Ему нужна четкость, детализация и гиперреализм. И лучшие иллюстрации именно так и делаются, как, например, в «А-ба-ба-га-ла-ма-ге». Я тоже работал иллюстратором. Вот в Харькове готовится книга Всеволода Нестайко с моими иллюстрациями. Поэзию иллюстрировал. 

- Приходилось слышать мнение культурологов о том, что в советские времена мультипликация допускала больше возможностей для самовыражения, чем кинематограф. Были проявления антисоветских настроений? 

- Было несколько картин, которые положили на полку. Среди них работа Андрюши Хржановского «Стеклянная гармоника». Там, кстати, работал замечательный художник Юло-Ильмар Соостер с героической биографией. Эстонец, сидел в прошлом. Но мало кто помышлял о выражении запретных мыслей. Зато когда свобода наступила и показали все картины, снятые с полки, выяснилось, что за редким исключением там лежала абсолютная дрянь. Их убрали не столько по идеологическим причинам, а потому, что это был мусор. Да и вообще, с приходом свободы стало ясно, что творцы к ней не готовы. Вы только вспомните, какой кошмар снимали в начале 90-х. Это было так называемое «торжество вторых режиссеров». Взял деньги - снимаешь картину. И снимали все - Гарик Сукачев снял то, на что смотреть больно, Евдокимов сделал фильм, в котором кривлялся так, что дальше некуда. Только что штаны не снимали тогда. А ведь все равно не смешно. Оказывается, что когда творцов прижимают, они лучше работают. 

Биографическая справка 

Радна Сахалтуев родился в 1935 г. в Улан-Удэ в бурятской семье. Дед по материнской линии Андрей Тимофеевич Трубачеев до революции окончил Томский мединститут по специальности дерматолог-венеролог, работал в Иркутске, где имел свой дом и жил с семьёй. Был первым наркомом здравоохранения Бурятии, заслуженным врачом РСФСР, награждён двумя орденами. Дед познакомил Радну с художником Цыренжапом Сампиловым, оказавшим большое влияние на будущего мультипликатора. Отец, Филипп Михайлович Сахалтуев, получил образование в Московской сельхозакадемии имени К. А. Тимирязева, работал зоотехником в заповеднике Аскания-Нова, на станции Иро. В 1921 году был мобилизован в ряды Азиатской конной дивизии барона Унгерна. В 1937 году арестован по 58-й статье УК РСФСР за «контрреволюционную деятельность», в 1938 году умер в тюрьме. Мать, Ирина Андреевна Трубачеева, преподаватель русского языка и литературы, получила образование в ленинградском Институте народов Севера. После ареста мужа бедствовала, не имея возможности работать по специальности, преподавала в школе при стеклозаводе, позднее в улан-удэнской женской школе № 3. В детстве Радна брал уроки рисования у бурятского художника Романа Мэрдыгеева. По окончании школы полтора года проучился в Московском педагогическом училище на художественно-графическом отделении и, не окончив его, вернулся в Улан-Удэ. В 1955 году поступил на художественный факультет московского Института кинематографии (ВГИК) (группа рисованного кино), где его преподавателями были режиссёр, художник, сценарист Иван Иванов-Вано, художник-график Богородский (заведующий кафедрой рисунка и живописи), художник-мультипликатор Анатолий Сазонов, живописец, сценограф и художник-график Юрий Пименов. После окончания института в 1961 году по распределению поехал в Киев, где поступил на работу ассистентом художника-постановщика в отделение мультипликации студии «Киевнаучфильм». С 1969 года выступал в творческом тандеме с режиссёром Давидом Черкасским. Как художник-постановщик создал ряд мультипликационных фильмов, получивших всесоюзную и международную известность, в том числе «Приключения капитана Врунгеля» (1976—1979), «Доктор Айболит» (1984—1985), «Остров сокровищ» (1987—1988). Сотрудничал со студией «Союзмультфильм». Старший сын Адриан (Андрей) (род. 1972) — украинский художник-мультипликатор, режиссёр. Младший сын Алексей — киновед. Дочь Ирина — дизайнер.

Читайте также