Бэби-театр – исследование мира через ощущения  

В последние дни января в городе Мензелинске Республики Татарстан прошел первый творческий образовательный бэби-форум «Ләкләк» в рамках ежегодной всемирной акции бэби-театров «Small Size Days».
Интервью подготовила Юлия Федосова, Фото Рамиса Назмиева.
1969
вручение диплома участника заведующей литературно-драматургической части театра Л. Маркиной. Вручают директор Мензелинского государственного театра Ильнур Гайниев и эксперт форума Марина Шимадина.

Организатором и принимающей площадкой выступил ГАУК РТ «Мензелинский государственный драматический театр имени С.Амутбаева» (директор Ильнур Гайниев), идейным вдохновителем и соорганизатором – Алмаз Садриев – представитель Европейской сети исполнительских искусств для маленьких зрителей «Small Size» в России. Улан-Удэ на форуме представил первый бэби-спектакль Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева «Микрохи» (0+), созданный при поддержке Правительства и Министерства культуры Республики Бурятия.

участники круглого стола - эксперты, руководители и представители театров

Об итогах и впечатлениях рассказала участница форума, заведующая литературно-драматургической части Русского драматического театра имени Н.А.Бестужева Лилия Маркина.

– Прежде всего, удивило то, что театр в городе с населением всего 17 тысяч отважился на такой крупный шаг в сторону развития нового, достаточно молодого в России, но востребованного направления – бэби-театр. Конечно, это объясняется тем, что именно Мензелинский театр в 2018 году первым в Республике Татарстан открыл бэби-театр “Бәләкәч” и выпустил бэби-спектакли “Татарский орнамент. Ожившие узоры” и “Хвостики” по мотивам рассказов Абдуллы Алиша. Первопроходцем этого движения стал Алмаз Садриев – режиссер, член АССИТЕЖ, выпускник международной школы режиссеров театра для самых маленьких «BABY LAB», руководитель бэби-театра «Small art».

Организаторы форума подготовили интересную и разнообразную программу, которая вполне отвечала одной из заявленных целей – создание условий для укрепления и развития связей внутри региона и межрегиональных, межнациональных и международных культурных связей. Помимо просмотров бэби-спектаклей, причем как государственных театров России, так и независимых театральных компаний, состоялось знакомство с европейским форматом этого жанра – были онлайн-показы «MINIMAL ANIMAL» Theaterhaus Ensemble, г. Франкфурт, Германия, и «Brüte! (Hatch!)» Театр KinderKinder, г. Гамбург, Германия.

На мой взгляд, абсолютно правильным был выбран формат форума – творческий и образовательный. Сейчас многие театры в России заявляют себя в этом жанре, но не все еще в достаточной степени понимают его особенности и как с этим работать. Очень познавательной оказалась лекция Алмаза Садриева «Европейский опыт постановок в театрах для детей раннего возраста».

Порадовало то, что наши «Микрохи» в постановке Алмаза Садриева стояли в одной афише с театрами из национальных республик: Башкирский академический театр драмы имени М. Гафури из города Уфа (Башкортостан), Альметьевский Государственный татарский драматический театр, Казанский Государственный театр юного зрителя, Атнинский Государственный татарский драматический театр им. Г.Тукая, Нижнекамский Государственный татарский драматический театр им. Т.Миннуллина, Нижнекамский театр юного зрителя, Мензелинский Государственный татарский драматический театр им. Сабира Амутбаева. Была возможность познакомиться с форматами национальных бэби-спектаклей, насладиться колоритом, эстетикой и перенять опыт коллег.

Алмаз Садриев (г.Казань), режиссер, член Европейской сети исполнительских искусств для маленьких зрителей «Small Size», СТД РФ, АССИТЕЖ.

– Как сегодня развивается бэби-театр в России и что же это такое бэби-спектакли?

– На открытии форума театральный критик, создатель портала «Театр – детям», член экспертного совета премии «Золотая маска» и фестиваля «Арлекин» Марина Шимадина сказала, что бэби-театры в России только начинают развиваться, и это открытое пространство для творчества. Если в Европе это движение появилось полвека назад, то в Москве – только 10 лет. За это время в столице показы для малышей 0+ стали таким же обычным явлением, как спектакли для детей 6+, хотя это отдельный вид. Бэби-театр представляет собой абсолютно новое решение детских спектаклей, которое основано на других, неклассических принципах театра. Оно формирует у ребенка творческое отношение к реальности и дает ценный чувственный опыт. И, как уже показала практика, на них есть большой спрос у родителей. Бэби-показы становятся очень популярными во многих регионах, проводятся фестивали, существуют национальные бэби-спектакли, где дети через игру погружаются в национальную культуру. Яркий пример тому – показанный на форуме «Татарский орнамент. Ожившие узоры/ Татар орнаменты. Җанланганбизәкләр» Мензелинского драматического театра, для них рассказываются сказки на национальном языке. Размышляя о будущем, современные театры берутся воспитывать своего зрителя с пеленок. Нужно, чтобы у ребенка появилась привычка ходить в театр, а у родителей привычка – знакомить их с искусством с самого раннего возраста.

Недостаточно сказать, что бэби-театр – это спектакли для самых маленьких. Мне очень понравилась цитата первопроходца итальянского бэби-театра, сооснователя, актера и сценариста театра La Baracca Testoni Ragazzi, режиссера Роберто Фрабетти, которую озвучил в своей лекции Алмаз Садриев. Так вот он говорит, что между самыми маленькими зрителями той или иной страны нет большой разницы. Есть разница в форматах. Скорее, различаются спектакли, их сюжеты, жанры. Многое зависит от родителей и учителей, которые приходят с детьми в театр. Когда мама и папа способны проживать вместе с детьми то, что происходит на сцене, то и отдача у детей больше.

И ещё одна цитата режиссера Роберто Фрабетти: «Там, где родители прекрасно понимают, зачем они пришли в театр, у них нет проблем с пониманием театрального языка и сюжета, дети это воспринимают гораздо лучше».

Принципы бэби-театра – это не формат, построенный по обычной театральной логике, это постдраматический театр, ближе к перформансу, – так объяснял особенности жанра режиссер Алмаз Садриев, – в этом и было открытие европейцев, что ребенок до определенного возраста не способен воспринимать сюжет, принципы драматического театра, следить за логикой и сюжетом, текстом. Постдраматический театр со своей бессюжетностью, бестекстовостью и бесконфликтностью малыш может воспринимать прекрасно. В год-два ребенок очень хрупкий, и в этом возрасте мы стараемся донести ему то, что мир гармоничен и открыт для него, и мы не занимаемся ограничениями. Ребенок открыт к творчеству, к миру, который можно исследовать как можно активнее.

Очень важная мысль, на мой взгляд, была озвучена мастером, к слову сказать, на форуме было представлено 5 спектаклей режиссера Садриева: «Фактически бэби-театр занимается исследованием мира через художественный язык, донося это до самой маленькой аудитории, а через что если не через сюжет? Через ощущение, когда передается не идея о мире, а ощущения о мире. И ребенок готов воспринимать искусство через ощущение. И для создателей бэби-театров сейчас важно, чтобы мы имели право называть это направлением театром».

– Благодаря вам эта «Территория РОСТа» была посвящена бэби-театру, почему выбрано именно это направление? С какими сложностями пришлось столкнуться?

– Впервые о том, что для маленького зрителя в театре нужен свой репертуар, я задумалась еще в 2010 году, когда на осваиваемой тогда сцене нового здания Русского театра проходил кочующий межрегиональный театральный фестиваль для детей и юношества «Сибирский кот». Помню, на обсуждении спектаклей театральный критик, лауреат премии им. Александра Свободина Татьяна Тихоновец удивлялась тому, что в Бурятии на спектакли детей носят в пеленках. А это так и было. То есть для родителей совсем не важно, поймет ребенок, не поймет, главное, что он соприкоснётся с этим непостижимым для него еще миром искусства. И тогда уже заостряли внимание на возрастном цензе, чтобы не навредить. И вот пришло время, когда мы можем уже говорить о разнице между спектаклями для детей и бэби-спектаклями. К сожалению, тут еще немало дискуссий предстоит услышать. Есть и такая позиция у театров: если я посадил ребенка на подушку и рассказал ему сказку, то я сделал бэби-формат. И вот этот важный момент обсуждался на «круглом столе» форума для руководителей коллективов «Перспективы развития театра для самых маленьких в России», где говорилось, в частности, о том, что получить хороший бэби-спектакль не так просто. Важно серьезное отношение театра к этому процессу. По этой причине, считает Алмаз Садриев, в Европе сейчас бурный расцвет этого жанра, и так быстро развивается это направление. У них могут 2,5 года работать над одним спектаклем, а не как в России, когда детские спектакли в репертуарных театрах делаются зачастую по остаточному принципу в параллель с выпуском премьеры взрослого спектакля. Поэтому реквизит появляется в последний момент и никому не важно, что это частично театр предмета, и пространство нужно осваивать с первых репетиций, потому что здесь на текст не опираются. И подбор актеров – не тот, кто остался незанятым, а отбираются по кастингу. Вот тогда можно получить результат.

Благодаря творческой лаборатории «Территория РОСТа» мы получили возможность поэкспериментировать в данном жанре. В результате в нашем театре на сегодня есть три бэби-спектакля – «Микрохи» Алмаза Садриева, которые успели показаться хоть и в видеоформате на форуме, «Мой дом» и «Ням-ням путешествие», созданные режиссером, театральным педагогом, психологом Ириной Амосовой и режиссером, актрисой Ольгой Бобровой из Санкт-Петербургского бэби-театра «Пуговица». Они проводили для артистов мастер-классы, учили их взаимодействовать с самыми маленькими зрителями.

Лилия Маркина рассказывает о спектакле "Микрохи"

– Какие отзывы вы получили на спектакль от экспертов?

– Было очень приятно то, что экспертный совет форума, в который вошли Марина Шимадина, член экспертного совета премии «Золотая маска» и фестиваля «Арлекин», куратор Детского Weekenda фестиваля «Золотая Маска» и Нияз Игламов, лауреат театральной премии им.Д.Сиразиева, лауреат Республиканской премии имени Мусы Джалиля, оценили серьезное отношение театра к постановке «Микрохи», отметили затратность проекта, который нам удалось сделать благодаря гранту Правительства и Министерства культуры Бурятии.

«Этот спектакль – пример качественной работы с материальной точки зрения, театр вложился, все сделал очень красиво, визуально эффектно, – отметила Марина Евгеньевна, – если мы ставим задачу воспитания культуры визуального восприятия, развиваем художественный вкус, то даже, если малыш ничего не поймет, то для него эти картинки – сами по себе сложатся во внутреннее эмоциональное художественное впечатление, он увидит сочетание красок и образов».

Для меня было сюрпризом, что организаторы смогли предоставить мнение о нашем спектакле эксперта из-за рубежа Клиодны Нунан, представителя европейской сети бэби-театров «Small size» в Ирландии, педагога Международной школы «Baby Lab». Она, в частности, отметила режиссёрский ход, изысканный театр предмета, восхитительных персонажей и пластику подводных микроорганизмов.

Также эксперты сошлись во мнении, что спектакль дает возможность для разного к нему подхода: и со школами можно взаимодействовать и как бэби-спектакль предлагать.

– Есть ли какие-то сложности с тем, чтобы позиционировать и продвигать театр для самых маленьких?

– Мы делаем первые шаги в продвижении этого жанра, поэтому было очень важно получить советы коллег на образовательном форуме. Первая премьера на зрителя бэби-спектакля «Микрохи» заявлена на 7 марта. Важно на этом этапе вести разъяснительную работу и с администраторами, менеджерами по продажам, чтобы они смогли верно понять и донести до зрителя особенность данного формата, направленного на развитие чувственности у ребенка. Что это ни анимация, ни развлечение, это то, что помогает даже самому маленькому ребенку раскрывать сложные вещи о мире через форму, через художественные средства. Например, о внутренней гармонии Байкала, какую через созерцание может достичь каждый человек.

Это невероятно сложная работа, мы сейчас, по сути, готовим своего будущего зрителя нового формата. Очень важно в этот момент, чтобы он получил яркие положительные эмоции, чтобы у него появилась потребность получать их вновь и вновь в театре.

Читайте также