Бадма-Ханда Аюшеева: «И успехи, и поражения — всё только в ваших руках»

Откровенно о конкурсе «Новая звезда», о счастье и личной жизни
Ангелина  Баирова, Ирина Цыренова, ARD
1578

Народная артистка Бурятии этим летом покорила сердца нескольких миллионов зрителей. Бадма-Ханда Аюшеева представляла свою республику в конкурсе «Новая звезда». Эфиры с ее выступлениями на федеральном канале вызвали бурю восторга у зрителей и членов жюри. Что будет дальше? Какие события в личной жизни подтолкнули певицу, которой рукоплескал Карнеги-холл, пойти на этот конкурс? Об этом и не только Бадма-Ханда рассказала ARD.

«Новая звезда» - новый взлет

- Бадма-Ханда, ваши эмоции от участия в «Новой звезде»? Довольны ли вы результатом?
- Было очень волнительно, это микс эмоций: одновременно и гордость представлять свою республику на большом Всероссийском конкурсе, и волнение, что если выступлю плохо, станут говорить даже не обо мне, а о Бурятии. Это огромная ответственность перед народом. После финального выступления меня похвалили, после нашего дуэта певица Зара (член жюри) назвала себя моей поклонницей и добавила, что для нее я вне конкурса. Я сразу поняла, что не выиграю. Да и если бы я сама была в жюри, тоже бы подумала – для чего состоявшейся артистке конкурс, где ищут новых звёзд? На самом деле это была не моя инициатива, меня пригласили. За неделю до начала съемок было некому представлять республику. Должен был ехать певец Цырен Нимаев, но он заболел ковидом. Представители канала связались со мной через Инстаграм, написали, что мое участие для них будет большой честью.

- Какой вам вручили приз?
- Когда я подписывала договор, в нем было прописано, что будет два победителя: выбор жюри и выбор зрителей, приз – по миллиону рублей каждому. Из-за пандемии съемки затянулись, поэтому условия поменяли: полуфинала не было, так что все 30 участников стали финалистами. И номинацию «Приз зрительских симпатий» разделили на восемь человек – в каждом выпуске свой победитель. Я думаю, это правильно, получилось больше победителей, ребята очень достойные, молодые, красивые, талантливые. Мне вручили денежный приз, два диплома – финалисту Всероссийского музыкального конкурса «Новая звезда – 2021» и «Приз зрительских симпатий» (как лидеру смс-голосования).

- Как вам певица Зара и дуэт с ней?  
- Зара такая замечательная, умная, деликатная, красивая, душевная, теплая и притягательная. Хотя иногда она может жестко сказать, но это всегда нужные слова. У нас были проблемы с подбором платьев для совместного выступления, я очень волновалась. Но она меня поддерживала, успокаивала: «Бадма-Ханда, не переживайте, все хорошо, вы красивая, на экране будете красиво смотреться, здесь же были украшения, где они?». Платье пришлось ушивать, укорачивать. И все вышло в итоге очень хорошо.

- Что дальше, какие перспективы вам, возможно, открыл конкурс?
- После финала к нам с Баттувшином (Балданцэрэн) подошёл Максим Дунаевский (член жюри) и пригласил нас на свой международный фестиваль, который состоится в следующем году. Если честно, меня до сих пор не отпускают эмоции от конкурса. Меня очень порадовал наш народ, то, как нас все поддержали. Оказывается, помощник продюсера связывался со всеми регионами, призывал поддержать своего представителя.  Некоторые регионы отвечали, что им некогда. А наша республика сразу откликнулась, всех подняли, и официальный сайт правительства публиковал новости, и министерство культуры, и мой родной театр «Байкал». И глава Алексей Цыденов организовал людей, выставил пост в Инстаграм, все СМИ поддержали меня, как и жители Бурятии и других регионов нашей страны. Было так приятно, я очень всем благодарна!

- Вы читали комментарии в соцсетях под постами про вас?
- Конечно! И старалась каждому человеку ответить лично. Моя дочь помогает выкладывать сторис, но комментарии оставляет мне. Вот я сама читаю и отвечаю. В течение трёх дней я отвечала на комментарии после конкурса, люди активно писали, и до сих пор пишут.  

- Как вам российская эстрада, современные исполнители, может, кто-то нравится?
- Мне импонируют исполнители, которые работают вживую. Всегда нравились Григорий Лепс, Максим Фадеев. Максим, мне кажется, единственный человек, кто и пишет, и сочиняет музыку, аранжировку делает и продюсирует. Теперь у меня есть дуэт и с Зарой, она великолепно поёт. Также она хороший организатор, каждый год осенью она собирает этнических музыкантов разных народностей. Это очень круто.

- Как думаете, может ли этническая музыка пользоваться массовой популярностью? Клипы на центральных каналах, популярность в ютубе и т.д.
- На ютубе просмотры делает молодёжь, нужно их перенаправить. Это моя миссия – сделать так, чтобы побольше молодых людей узнали про этнические песни, этно-поп, этно-рок, микс жанров. Мы стараемся привлечь больше аудитории. Это непросто, так как сейчас много разного контента. Нужно как-то попасть в эту “молодёжную” волну и при этом, конечно, не забыть моих любимых слушателей – бабушек, дедушек. Чтобы для них тоже были интересными песни. Раньше меня слушали, в основном, возрастные, а в последнее время появилось много молодежи среди слушателей, как показал конкурс. Многие стали задумываться о своих корнях, родине. Сейчас я поняла, что в любой ситуации, будь то конкурс, или трудные времена, как в локдаун, наш народ может сплотиться и действовать. Ярким примером было то, что в онлайн-голосовании я получила 73,8%, это же огромные цифры!

- А вы знаете такого певца Моргенштерна?
- Кажется, дочка давала слушать, мне нравятся рэперы. У меня же есть совместная песня с «Хатхур Зу» - «Наян-Наваа». Но надо бы ее еще до ума довести. Я вообще не против новых творческих идей, проектов, я открыта для сотрудничества. После конкурса я будто родилась заново, у меня столько энергии появилось, желание что-то творить, заново учиться чему-либо, пробовать что-то новое.

Второе дыхание после Covid

- Сейчас непростое время, бушует пандемия, как ваше здоровье? Делали ли прививку?
- Я переболела коронавирусом в январе этого года. У меня на 40% были поражены легкие, попала в инфекционную больницу. Мне было так плохо, я думала, что умираю, 2-3 дня мне казалось, что утром не проснусь, стала переживать, что же будет с родителями и Уяной (дочерью)… Никому ничего не рассказывала, много плакала. Хочу выразить огромную благодарность докторам, они спасли меня. 21 день лежала в больнице. До сих пор на животе остался синяк от уколов. Сейчас нужно поддержать труд врачей, беречь себя и близких. Хочу поставить вакцину себе и дочке, мои родители уже привились.
После выздоровления я начала много петь, однажды пели вместе с Чингисом Раднаевым. И он у меня спросил: «Ты почему стала еще лучше петь?», а я говорю: «После ковида!» (смеётся). Когда переживаешь состояние почти на грани смерти и затем понимаешь, что жива, то появляется второе дыхание. И начинаешь все по-другому ценить. Жить начинаешь.  

О браке и любви

- Как вы сейчас относитесь к институту брака?
- Я считаю, что хадак (у бурят) и венчание (у православных) делает людей ответственнее друг перед другом, я считаю, не зря проводят такие церемонии. Хадак означает, что твои родственники не против и просят бурхана: «разреши эту дочку к нам забрать». Я воспитана по бурятским традициям и считаю, что эти обычаи нужно сохранять. Когда ставится хадак, Бог может послать ребенка, у меня такое понимание. Возможно, если бы в предыдущих отношениях мужчина поставил хадак, то все сложилось по-другому, я бы сама относилась к отношениям ответственнее.  

- Как считаете, обязана ли жена посвящать себя полностью мужу, его интересам, или все-таки свои интересы нужно ставить на первый план?
- Я была правильной женой, все делала для мужа. Это воспринимается как обязанность. Моя мама воспитывала меня так, что я все должна делать для мужа, но я прихожу к такому пониманию, что это необязательно, тем более в современном мире. Я не призываю всех женщин не заботиться о мужьях, просто делать это в разумных пределах. Сейчас же мужчины на коне не скачут, в гору не идут за добычей, современные женщины могут наравне зарабатывать с мужчинами, поэтому все должно быть взаимно. Мужчине вообще труда не стоит приготовить еду, например, наши шэнэхэнские мужчины всегда дома готовили.  
Сейчас понимаю, что нас правильно воспитывали в интернате – полы моют только парни (смеется). Если мужчина захочет, то может все это сделать намного лучше женщины. Теперь понимаю, что не обязательно перед мужчиной преклоняться, но важно соблюдать наши традиции. Во главе стола должен быть мужчина, за ним всегда решающее слово. В доме обычно мужские вещи хранятся выше, чем женские и детские. Нужно поддерживать дух мужа, его уверенность, силу. Это ведь несложно для мудрой  женщины и очень важно для каждого мужчины.

- Можно ли сказать, что ваше мировоззрение, отношение к семейному укладу, которое мы видели в фильме «Шэнэхэнская царица», немного поменялось?
- Да. Раньше я посвящала все время мужу, как это было показано в документальном фильме «Шэнэхэнская царица», на себя времени не оставалось. Лишь бы он был красивым, все для него делала, все ему-ему… Но в итоге-то это не спасает семью. В итоге женщина устаёт, ведь женщины тоже хотят быть красивыми, собой заниматься, хотят, чтобы на них тоже внимание обращали. Вообще, нужно очень хорошо обоим зарабатывать, чтобы иметь домработницу и водителя (смеётся).

О Москве и планах

- Вы хоть раз сталкивались с проявлением национализма в Москве?
- Было много случаев, но это нужно понять с точки зрения философии буддизма: «мягкое побеждает твердое», «сила в мягкости». Нужно мягко, нежно относиться к таким проявлениям. Проблема в людях, которые ведут себя недостойно, а не в нас. Если заострять на этом внимание, то ситуация только усугубится.

- Чем вы сегодня занимаетесь в Москве?
- Саморазвитием – пишу песни, думаю над новой программой. Ханхалаев Константин Казакович  (бурятский меценат, продюсер, издатель, владелец именной галереи — Прим. ред.) помогает, сейчас договорился со студией, хотим новый альбом записать.  

- Было бы здорово! С нетерпением ждем. У вас же были гастроли в разных уголках мира, в том числе в Америке в Карнеги Холл, как именно получилось, что вас туда пригласили?
- Мы с Баттувшином сопровождали выставки Даши Намдакова. Записали совместный альбом с музыкантом Russwell Rudd в Нью-Йорке с помощью Галереи Ханхалаева. С этим альбомом сделали турне по пяти штатам, семи городам США и завершающий концерт был в Карнеги Холл. Это было так давно, я не понимала, насколько это ценный опыт. Сейчас понимаю, что это наш самый крутой альбом. С Баттувшином хотим снова повторить успех, сделать что-то подобное. Он мне говорит иногда: «Ты представляешь, что мы наделали-то, оказывается? Какие мы крутые (смеется). Понимание приходит, к сожалению, поздно.

- А вы никогда не хотели переехать в Америку, там попробовать пожить и карьеру построить?
- Ой, нет. Для меня нет лучше страны, чем Россия. Другие страны могу посещать только для творчества, гастролей. США очень красивая, хорошая страна, люди гостеприимные, приветливые, совсем другая культура, это все интересно. Но для души, для себя в России лучше. Я никогда не задумывалась о переезде в Америку.  
Сейчас хочу заниматься творчеством, сделать так, чтобы о Бурятии, о нашем народе все узнали. Узнали, что наша культура очень глубокая, уходит глубоко корнями в историю.  

О счастье

- В чем сейчас заключается счастье Бадма-Ханды?
- Я уверена, что счастье человек создаёт сам. Во-первых, внутреннее состояние должно быть счастливым. Когда ты сама счастлива, то создаешь уют, чистоту и в разуме, и в семье, и в доме. Счастливый человек делает счастливыми своих друзей, помогает, делится позитивом, передает свою энергию. Я рада, что поучаствовала в конкурсе «Новая звезда», сейчас я очень счастлива. Поэтому у нас получилось такое позитивное интервью (смеётся).

- Бадма-Ханда, кажется, что вы всегда позитивная, умиротворенная, бывали ли у вас депрессия, кризисы? Как вы с ними справляетесь, если такое происходит?
- Конечно, всё бывает, но я эти эмоции стараюсь людям не передавать, это же мои проблемы. То, что я переболела ковидом, считаю, это полностью моя вина. Я сама себя не берегла. И тогда у меня случилась депрессия. Когда у меня что-то не складывается, например, нехватка денег, я никогда никого не обвиняю. Думаю, как мне заработать, например, могу сшить костюм, начинаю заказы брать, я могу буузы лепить и продавать, и я это тоже иногда делаю. Все от меня зависит. Я стараюсь не жаловаться, а нахожу пути решения, чтобы выйти из непростой ситуации.

- Сейчас многие в случае депрессии идут к психологам, психотерапевтам…
- А что психолог скажет? Люди таким образом перекладывают ответственность и хотят услышать ответ от кого-то. Надо искать ответы у самого себя, я считаю. И успехи, и поражения, и грусть, и счастье – это все в твоих руках. Люди сами создают свою жизнь. Мне никто не говорил выходить замуж именно за этого человека или еще что-то сделать, я сама свои проблемы создаю и потом думаю: «какая же я глупая, зачем я так сделала, больше такого не случится».
Если я разочаровываюсь в ком-то или в чем-то, я стараюсь не делать из этого конфликт, я просто проговариваю своё состояние и говорю: «давайте на этом наши отношения закончим», и иду дальше. Я не люблю ругань, тем более, драки. Если есть недопонимания, нужно сесть и разговаривать. Иногда что-то скажешь сгоряча и потом сожалеешь. Всегда же остаются последствия от слов другого человека. Все в нашей жизни связано ниточкой.  

- А о чем вы сейчас мечтаете?
- Моя ближайшая мечта – сделать большой концерт в Москве, в других крупных городах. Хочу выйти на другой уровень, вырасти профессионально, возможно, извлечь из себя другой голос, космический, может, я не знаю (смеётся).

- Пусть Ваши мечты обязательно сбудутся. Желаем вам побед, больших наград, может, Грэмми, почему нет? В этом году обычный парень по имени Иманбек из Казахстана, который делает музыку дома, получил эту премию.
- Да, сегодня все возможно, вот об этом можно мечтать…

Читайте также