Лекция историка Доржа Цыбикдоржиева у картины Солбона Ринчинова «Делегация хори-бурят у Петра первого» в вопросах-ответах

Пресс-служба Министерства культуры Бурятии
1275

- Дорж Владимирович, начнем с развенчания главного мифа о том, что пока все остальные бурятские племена сражались, хори-буряты направили делегацию к Петру первому чтобы добровольно принять подданство России. 

- Этот миф - порождение очень буйной фантазии. Чтобы развенчать этот миф, достаточно вспомнить дату той поездки к Петру первому. Делегация выехала в 1702 году. Что представляла собой военно-политическая ситуация на тот момент? До этого в 1689 году подписан Нерчинский договор между Россией и маньчжурским Китаем. Через 13 лет, к 1702 году территория этнической Бурятии давно воспринимается русскими как часть Российского государства. Эту же данность воспринимают все вокруг: и буряты, и халха-монголы, и ойраты, и маньчжуры. Вопрос отторжения от России какой-то части бурятских земель открыто никем не ставится. Вооруженного сопротивления русским войскам никто давно не ведёт. На землях западных бурят последние крупные бои происходили  много десятилетий тому назад, в 1650-х годах. На землях восточнее Байкала последняя крупная битва между бурятами и русскими войсками состоялась незадолго до подписания Нерчинского договора под Нерчинском же.

К 1702 году даже нечто вроде организованной и хоть сколько-то многочисленной партизанщины тоже уже утихло. Независимых бурятских племён не осталось. Как раз такая ситуация, в которой служилый люд в острогах осознал свою силу и прочность российской власти, и способствовала всем тем событиям, которые привели к идее посольства к Петру 1. Уверовав в свою силу, некоторые острожные управители и их бойцы начали злоупотреблять положением, отбирать у хоринцев скот, похищать людей с целью выкупа, захватывать лучшие земли. С жалобой на эти злоупотребления хоринцы и отправили свою делегацию в Москву. Это было основной причиной.

- Уточним терминологию. Вы называете хори-бурят того времени хоринцами. Для современного человека, это звучит как житель Хоринского района. Объясните, пожалуйста, почему хори до последнего не называли себя бурятами?

- «Хоринцы» - давно принятое в русской литературе название племени хори. С 17 века  этноним записывается в такой форме (в паре с «батулинцы» - группировкой батунай, позднее ставшей 11-м хоринским родом). На протяжении последующих веков в России хоринцами называли это племя, и всех это устраивало.

Что касается этнонима бурят, то он впервые отмечен в 13 в. «Тайной историей монголов» в районе Хубсугула, где в то время находился южный ареал хори-туматов. Т.е. мы не можем сказать, что этот термин совсем никак не был связан с хоринцами, например, до 17 века. Вопрос о происхождении этого этнонима и особенно пути его превращения в собирательное название для северных монголов до сих пор остается сложным. Ясно, что русские тут не причем, потому что бурятами стали называть и хоринцев тоже задолго до 17 века. Например, в истории знаменитой дуэли перед битвой, когда в 15 в. от войска ойратов и войска восточных монголов вышли два лучших бойца, уже упоминается этот этноним. Бурятом назван ойратский воин по имени Хорилдой. Позднее в северо-западной Халхе была целая династия князей, которые назывались «Бурятские», и её представителем был известный Шухэр-нойон, пытавшийся в конце 16 века собирать с бурят налоги, но разбитый ими. Эти князья, по-видимому, на протяжении поколений контролировали Приангарье и Горную Бурятию, и потому их называли «бурятскими».

 

- Вы упомянули Нерчинский договор, по которому примерно определилась граница между Россией и Китаем. Что происходило по другую сторону границы от бурятских земель?

- Вся соседняя с бурятами Халха была уже частью маньжурской империи Цин. Халхаские правители и церковные иерархи, в том числе первый богодо-гэгэн Дзанабадзар добровольно приняли подданство маньчжурскому императору. Потому что страшились военных успехов ойратского правителя Галдана Бошокту. Он, со своей стороны всемерно старался найти в лице России надёжного союзника. Не очень в этом преуспел, но по крайней мере врагом для русских совершенно точно не был. Поражение Галдана, возвращение халхаских ханов на родину, сопровождались утверждением Цинской власти в регионе.

Восточная, или Внутренняя Монголия, была включена в Цинскую империю ещё раньше Халхи. На северном участке границы с бурятскими землями маньчжуры расселили бурятских беженцев и повстанцев, ушедших от русской власти. В том числе там осели участники битвы под Нерчинском. Позднее их включили в восьмизнаменное войско маньчжуров. Они надеялись сделать бурятских беженцев и повстанцев  своей опорой на границе с Россией.

- Как выбирали состав делегации к Петру 1?

- По ее составу видно, что её участники были представителями своих родов, а также улусов отдельных знатных людей. Очевидно, они и были одобрены или избраны собраниями родовой знати. Это важный нюанс. Он показывает, что навряд ли состав миссии утверждался узким кругом. Кроме того, результаты миссии и имеющиеся сведения о консолидированной позиции хоринских представителей говорят о том, что это было общехоринским делом. Никто из бывших на встрече с русским царем в Москве не получил каких-то индивидуальных привилегий. Неизвестно и о личной или узкосемейной материальной заинтересованности кого-то из миссии.

- Помимо представителей родов в составе делегации была шаманка, о родовой принадлежности которой сведений в письменных источниках не сохранилось.

- Да, письменных свидетельств о роде шаманки нет. Фольклорные данные в основном склоняют к тому, что она происходила из рода кубдут. Тем не менее, тот факт, что письменные памятники её упоминают часто, но всегда — без указания рода или улуса, наводит на мысль, что она была представителем какой-то особой группировки, или «партии», сложившейся внутри хоринского общества. Есть сведения, что первоначально планировалось участие некоего индуса Ажари. Но от его кандидатуры отказались из-за его сложного характера. По мнению монгольского ученого Б. Нацагдоржа, этот загадочный человек был ачарья (лама-наставник) Богдо-гэгэна Дзанабадзара, духовного лидера Халхи. Предположительно ачарья выполняли помимо прочего и разведывательные функции. Возможно, в сведениях об индусе-ачарья отразился факт присутствия в хоринском обществе партии, ориентированной на Халху и маньчжуров.

- Если российская власть к 1702 году была так прочна на бурятских землях, зачем Петру первому принимать у себя хоринцев? Да еще защищать их права на земли особым указом?

- Затем, что соседство с огромной и сильной Цинской империей не могло не беспокоить Москву. Военной возможности удержать Забайкалье в случае полномасштабной войны с маньчжурами, в сущности, не было. Изменилась расстановка сил. Это в 1680-х годах маньчжурам казалось тяжело воевать на этом театре в силу логистических проблем, а также потенциальной угрозы со стороны Халхи, а потом — Галдана. А в 1700-х годах Халха стала частью маньчжурской державы. Ойратская угроза от маньчжуров отступила очень далеко.  Бурятские земли к востоку от Байкала на всём протяжении южного края стали граничить с маньчжурским Китаем. Это облегчало маньчжурам снабжение войск в случае вероятной войны с Россией. В сложившихся условиях Пётр первый не мог надеяться на военный успех силами одних малочисленных русских. Наиболее разумной представлялась политика привлечения на свою сторону бурятских племён. Для этого надо было признать какую-то часть их интересов. Русскому царю необходимо было не просто удерживать бурят военной силой, но создать для них ситуацию, когда им комфортнее в составе России, чем в составе Цин. При таких условиях буряты могли стать не просто лояльным населением, но и военной силой против маньчжуров.

- У России уже имелся опыт привлечения бурят к боевым действиям с внешним противником?

- Да, и совсем в недавнем прошлом. Первыми свою эффективность на русской службе доказали хамниганы под руководством князей Гантимуровых. В 1688 году во время похода халхаского Тушэту-хана на остроги в Бурятии, командующий русскими силами Федор Головин приказал (при «шертовании» буряты обязывались в т.ч. оказывать военную поддержку русским) западным и хоринским бурятам выставить ополчение. Оно действительно было собрано. Но западные буряты просто не успели прибыть к месту боевых действий, а хоринцы приняли в них ограниченное участие. Позднее русские привлекали под свои знамена селенгинских бурят, например, военная помощь табангутов отмечена даже в русских народых песнях. Всё это подсказывало Петру первому, что в принципе буряты могут быть серьёзной военной силой.

Ещё одной скрытой подоплекой царского указа могло быть желание привлечь не только тех бурят, что были российскими подданными. Но и в теории иметь инструмент воздействия на бурятские группы в составе Цин. В своё время Россия пошла на значительные дипломатические издержки ради перебежчика из Маньчжурии князя Гантимура, очевидно имея прицел на возможное использование связей того внутри Цин.

- Оправдал ли себя Указ Петра 1?

Тему о последствиях царского указа надо рассматривать с двух сторон. Смысл его для бурят и смысл для интересов России. Эти две стороны не могут совпадать всегда, тем более, не могли в те времена.

Центральной власти, например, могло казаться, что для военно-политической безопасности в регионе следует максимально быстро превратить всё аборигенное население в православных по вере, русских по языку и обычных государственных крестьян по статусу. При этом, случались и такие ситуации, когда некоторые из этих пунктов были выгодны наоборот местной русской администрации, но невыгодны центральной власти. Потом всё менялось до наоборот. Бурятам, разумеется, все эти капризы региональной и центральной властей редко когда несли какую-либо выгоду, даже если отринуть национальный момент. Чисто экономически, а также по своим социальным нюансам, подобные затеи создавали больше того проблем и страданий, нежели приносили хоть что-то полезное.

С точки зрения хори-бурят указ дал им возможность избавиться от наиболее неприятных и самых опасных на тот момент поползновений местных русских администраций. А в перспективе — почти на двести лет защитил их от большей части земельных аннексий. Огромная территория, признанная указом вечным владением хоринцев, дала им экономическую базу для развития. За 200 лет хоринцы превратились в самую богатую бурятскую этно-территориальную общность. Хори очень долго привлекала множество представителей других племён как в Бурятии, так и в зарубежье. К хоринцам на протяжении двух веков перебирались западные буряты и баргузинцы, а также — к ним стремились и буряты, оказавшиеся по ту сторону границы. При этом в большинстве случаев эти переселенцы, не просто селились на территориях, определенных указом Петра 1 и последующими актами, как хоринские. В большинстве случаев происходила полная интеграция новоприбывших. Эхириты, булагаты, выходцы из Внутренней Монголии, получали статус подродов прямо внутри хоринских родов. Их включали в общехоринскую родословную. Хотя все знали, что это переселенцы, но формально их признавали потомками Хоридоя со всеми вытекающими последствиями. Т.е. «коренные» хоринцы начинали считать их носителями всех прав, в том числе — на землю или на защиту всем племенем в случае конфликтов. Это кардинально другая система, чем поселение в 18-19 веках выходцев с востока на западе, или выходцев с юга на севере, где те никогда не включались в состав местных эхиритских или булагатских родословных.

 

- Здесь подходим к тому моменту, что в Указе Петра 1 право владения землёй дано хоринскому народу, а не отдельным нойонам. Почему?

- Очевидно, что это было сделано не случайно. И в тот момент находилось в интересах и царского правительства, и хоринской народной массы. До самого конца существования Хори как территориальной общности вся земля считалась собственностью всего хоринского народа. Беднейший из хоринцев всё равно считал себя носителем права на землю наравне с главным тайшой. Всё это способствовало экономическому подъёму, а в дальнейшем — социальному развитию. В Хори (и в Аге) даже начали идти процессы, которые можно сравнивать с национальной урбанизацией. Создание сети дацанов охватило всю Восточную Бурятию. Хотя общее лидерство в буддийской иерархии Бурятии долго оставалось за селенгинскими племенами, а не хоринцами, но у них развитие дацанов особенно ярко приобрело тот характер, когда монастыри стали превращаться в средоточие ремесленной, образовательной и социальной активности, т. е. исполняли функцию городов.

 

- Был ли указ Петра первого эффективен с точки зрения внешней политики России?

- Вообще увязка земельного вопроса с внешнеполитическим факторами в Хоринской и отделившейся от неё Агинской степной думах имела место вплоть до окончательного ослабления Цинской империи и проведения Транссиба через всю Бурятию. Сомнения в необходимости и дальше признавать права хоринцев на их землю возникли только в тот момент, когда царизм ощутил, что слабость главного геополитического соперника на Востоке и наличие железной дороги дают ему козыри, каких никогда не было. Начало 20 века ознаменовалось отходом России от договорных начал взаимоотношений с хоринцами, заложенных в Указе Петра 1 и подтверждённых в десятках других актов, в числе которых указы последующих императоров. Но до того все понимали, что наличие крупной и экономически богатой (а значит — лояльной) бурятской общности в самом центре Забайкалья - один из важнейших залогов безопасности в регионе.

- В каких событиях проявилось то, что решение Петра 1 пойти навстречу хоринцам было хорошо продуманным и имеющим очень далёкие перспективы?

- Например, в событиях 1730 года. В 1729 году маньчжуры запланировали возобновить войну с Джунгарией и начали мобилизовывать в том числе тех хоринцев и хамниган, поселившихся в улусе восточно-халхаского Цэцэн-хана. Также увеличили сборы на военные нужды, а самих бурят предполагалось переселить на границу с ойратами, или даже в саму Джунгарию. Вспыхнуло восстание. Огромная масса повстанцев, сметая и маньчжурские, и российские караулы, прибыла в южное Забайкалье. По договору Россия обязана была выдать перебежчиков обратно в Цин. Но долго просто физически не могла этого исполнить, поскольку прибыла довольно крупная орда с большим количеством воинов. Ее с трудом удалось вытеснить её обратно через границу, привлекая хоринцев и хамниган. В числе тех, кто был выдан маньчжурам, оказался и один из предводителей восстания против Цин, хоринский занги (командир эскадрона) Шилдэй. Его судьба отразилась в песне, популярной до недавних времён почти по всей Бурятии. Эта история продемонстрировала то, что политика Петра первого привела к ситуации, когда жизнь хоринцев в составе России казалась зарубежным бурятам более привлекательной, чем в Цинской империи. Другое дело, что сама Россия представившимся шансом не смогла (или не захотела) воспользоваться.

 

 

Читайте также