Настоящее и будущее Этнографического музея народов Забайкалья

Этнографический музей народов Забайкалья один из излюбленных мест жителей и гостей Республики Бурятия.
Мария Ванданова, ИА «Восток-Телеинформ».
1282

 Уникальное место, где можно окунуться в культуру наших предков, подышать свежим воздухом и увидеть разнообразных животных. Директор музея Алексей Маладаев в интервью Восток-Телеинформ рассказал о новых локациях, о том, что скрывают знаменитые семейские ворота, а также - о судьбе спасенных котят манула.

- Алексей Анатольевич, вы два года возглавляете музей, получается, что половина этого времени пришлась на коронавирус. Расскажите, каким для музея был данный период?

- Конечно, как и для всех учреждений культуры этот период стал для нас большим испытанием. Но во многом благодаря поддержке министерства культуры республики мы смогли не только продолжить работу, но и где-то даже усилиться. Данный период был для нас, безусловно, рабочим. В год пандемии многое сделали, стараясь улучшить музей, чтобы он был интересен и привлекателен нашим посетителям. Музей ведет политику повышения доступности имеющихся экспозиций, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, мы установили таблички со шрифтом Брайля, закупили электрическую кресло-коляску, что позволяет облегчить передвижение по пешеходному кольцу, которое составляет 2,5 километра. Скоро – впервые в Бурятии -  в нашем музее появится первый электроавтобус, который будет курсировать внутри территории музея. С его запуском еще комфортнее станет маломобильным гражданам, пенсионерам, мамам с малышами и так далее. Также в этом году дополнительно поставили 10 лавочек-трансформеров: зимой это просто скамейки, а в теплый период они легко превращаются в лавочки со столиком, где можно устроить пикник. Ведь сегодня потребность у людей в отдыхе на свежем воздухе имеет особую, повышенную актуальность.

Еще хочу поделиться новинкой этого сезона. В рамках проекта «Генезис» мы создали площадку, так называемый уличный лекторий. Площадка построена из вторсырья, а сиденья покрыты газоном. На ней в следующем году планируем проводить лекции, небольшие театральные представления, возможно, вечер гитарной песни, такое многоцелевое назначение. Думаю, эта площадка будет пользоваться популярностью.

В музее очень интересная работа, коллектив дружный, амбициозный, хотят изменений, реализации проектов, идей. И главное, что нам есть для кого работать, стараться, развиваться - ради нашего посетителя.

- Преобразились у вас и знаменитые ворота, фотографии на фоне которых есть у многих посетителей, даже у Сергея Зверева. Расскажите, как прошла реставрация, с какими сложностями, может, столкнулись?

- Да, мы активно занимаемся реставрацией семейского комплекса в рамках подготовки к празднованию 100-летия республики, и сейчас преобразились семейские ворота 1906 года. Это фактически один из символов музея, поэтому был очень тщательный подход к реставрации. С ворот полностью снимался лакокрасочный слой, они шлифовались, потом всё покрыли лаком и заменили утраченные элементы. Раньше мы думали, что ворота голубого цвета, но на самом деле они разноцветные. В некоторых местах были видны зеленые, синие оттенки, но со временем все выцвело, слилось и превратилось в голубой. Реставраторы по фотографиям восстановили все традиционные цвета, которые присутствовали на воротах изначально.

В ходе реставрации были найдены интересные элементы. Можно сказать, что каждый элемент в ставнях, в воротах - это не просто украшения, не просто «цветочки», а в этом во всем есть глубокий сакральный смысл. Например, только после реставрации стали видны изображенные на воротах ножницы, символизирующие защиту от злых духов, всего негативного, что может прийти извне в ограду, в дом.

- Какие еще можете отметить особенные экспонаты в музее?

- Конечно, это дома и усадьбы - 22 объекта культурного наследия Федерального значения, привезенные из других местностей, регионов. Наш музей специализируется именно на этнографии, на предметах быта, одежды. Но особо хочется отметить, наверное, предметы с серебряной насечкой. Это уже утраченная технология, а в нашей коллекции есть редкие конские украшения – сбруи, седла. Хотелось бы в следующем году показать посетителям полное серебряное убранство лошади, причем не копию, а именно восстановленный оригинал после реставрации.

- Какие планы в целом есть по развитию музея?

- Планы большие! Самое главное необходимо осваивать дополнительную территорию, которую нам выделили еще в 1978 году. Нас в этом активно поддерживает министр культуры Соелма Баяртуевна Дагаева, если не сказать больше – сама является инициатором!  Территория находится за бетонным забором, сейчас там просто лес. Мы хотим частично убрать забор и построить зооэтнопарк, организовать пешую тропу «Чайный путь» или комплекс, который бы рассказывал о рыбной ловле и традициях охоты в Забайкалье. Там есть небольшое болотце, можно сделать настилы, мостики, обустроить красивые места для отдыха, построить беседки в восточном стиле. Процесс этот не быстрый, но сегодня мы четко понимаем необходимость расширения и благоустройства территории. Также в планах организация различных активных мероприятий. Современного посетителя не удовлетворяет пассивный осмотр музея, он хочет участвовать в процессе. Поэтому мы планируем проводить мастер-классы для совместного отдыха детей и взрослых. Сегодня музей конкурирует с другими досуговыми и культурными учреждениями, он должен быть востребованным у посетителя.

- Посетители активно следят и за животным миром в вашем зоопарке. Ваше семейство яков можно поздравить с пополнением? Как малыши?

- Малышки - девочки-двойняшки, у обеих белое пятнышко на лбу, родились в сентябре. Сейчас мы их расположили в отдельном вольере с мамой, они уже вовсю бегают, играют. Вообще, зоопарк у нас зарождался как способ демонстрации фауны нашего региона. Мы знакомим с культурой народов Забайкалья, с их бытом, а животные во многих культурах местных народов всегда занимали особое, значимое положение, например, тотемные. На сегодня у нас уже более 100 животных 40 видов и это единственное место в городе, где можно наблюдать за животными так близко.

- А как дела у детенышей манула, которые попали к вам?

- Котят «краснокнижного» манула, согласно указанию Росприроднадзора, мы передали в Московский зоопарк. У них большая многолетняя база по изучению манулов, более того, манул является логотипом и символом Московского зоопарка – одного из старейших в Европе. Спасая этих котят, мы консультировались со специалистами по их рациону, уходу. Все они удивлялись, что котята просто выжили - манулы в раннем возрасте очень слабенькие. В Москву малыши уехали в конце лета, но, в будущем мы планируем создать условия для экспонирования взрослого манула, чтобы все желающие могли познакомиться с этим редким видом животного.

- Сейчас какие основные проблемы у «Живого уголка»?

- Самая главная – размеры вольеров. Строили их в 1990-е годы, сейчас мы активно их расширяем. Для птиц и волков построили новый вольер, новый дом у тигра Ермака. В прошлом году, как раз в пандемию, построили крольчатник, теперь у нас кролики всех оттенков. Объективно строительство вольеров достаточно дорогое, например, на ограждения для тигра ушло около полмиллиона рублей, вольер для волков по стоимости вышел примерно таким же. Еще старые вольеры у медведей, тоже в планах их заменить. 

Несмотря на ограниченные ресурсы, мы стараемся улучшать условия обитания наших животных. Тем более, что с 1 января 2022 года все зоопарки России должны иметь лицензию на содержание животных. Сейчас в планах расширить наш «Уголок живой природы», на новой территории для копытных, в том числе, для северных оленей, сделаем большие вольеры для содержания их в полувольных условиях. Также для удобства посетителей расширим дорожки, когда-то их ширины хватало, но сейчас поток посетителей увеличился и они стали узкими. А в конце октября планируем съездить в Новосибирский зоопарк – перенимать опыт.

- Как вообще вы пополняете свой живой уголок? И планируете приобретать еще новеньких?

- Мы активно сотрудничаем с другими зоопарками по обмену животными, в основном это наши соседи из Иркутской области и Забайкальского края, подписали соглашение о сотрудничестве с 16 зоопарками, в том числе с шестью европейскими. Но у нас живой уголок не отдельная организация, а структурное подразделение музея, что имеет свои нормативные особенности. Новых обитателей пока не планируем, зоопарк не «резиновый», уже сегодня он испытывает нехватку в вольерах, да и штат у нас небольшой. Вот расширимся, тогда и подумаем о новых животных. Конечно, у нас не будет львов, пингвинов или белых медведей, потому что эти животные не характерны для нашей фауны. Но некоторые экзотические животные уже есть – например, павлины, носуха. Носуху по кличке «Носик», которая родом из Америки и является родственником енотов, нам передали сотрудники цирка - животное перестало работать в цирковой программе, мы его приютили, и он у нас прижился.

- А можно у вас прикармливать животных?

- По правилам содержания животных в зоопарках кормить их категорически запрещено, в первую очередь по соображениям безопасности самих животных, за исключением некоторых видов, например, кроликов, баранов и так далее, да и то только в присутствии обученных сотрудников. К сожалению, поставить к каждому вольеру сотрудника зоопарка, именно штатного, а не просто волонтера, невозможно. Поэтому еще раз обращаемся к нашим посетителям – не надо кормить животных!  У каждого есть свой сбалансированный рацион питания - по рекомендациям Новосибирского и Московского зоопарков. Некоторые посетители игнорируют запрет, в основном, кормят животных хлебом. Хлеб для многих жвачных и копытных животных - большое лакомство, но от него у них нарушается пищеварение, им становятся некомфортно, и они в итоге страдают. Это как конфеты для детей, которые добровольно сами никогда не откажутся от сладостей в неограниченных количествах. Ведь проблема именно, что в этом! Если бы тех же верблюдов покормили один раз, беды бы не было, но представьте, что будет, если это сделает каждый из сотен   людей, побывавших в этот день в зоопарке? Именно поэтому для контроля и нужен специальный человек возле каждого вольера с животными, которых можно кормить.     

Бывали и совсем «дикие» случаи, когда некоторые граждане умудрялись банку сгущенки закинуть медведям. Это уже просто вандализм! Когда мы успеваем это заметить, конечно, пресекаем, но за всеми не уследишь. Мы просим наших гостей - не надо кормить животных, они не голодают, а некоторой едой им вообще можно навредить.

Если же у вас есть желание помочь животным, то лучше сделать пожертвования или стать участником программы опекунства. Весь наш коллектив благодарит меценатов и просто не равнодушных людей за помощь, оказанную нашему зоопарку.     

- А кто сегодня ходит в музей, какие это категории населения?

- Нам отрадно видеть, что основной наш посетитель - это дети, школьники, которые проводя здесь время, соприкасаются не только с историей, но с культурой и тем самым впитывают ее. Наш музей, что интересно, своеобразное и популярное место для свиданий.

Если внимательно понаблюдать, то музей — это своего рода место жизненного цикла семьи. В начале по его территории гуляет зарождающаяся молодая семья, затем мамы в положении, которые потом приезжают уже с колясками - один ребенок вырос, потом со вторым приходят, потом становятся бабушками, дедушками и тоже приходят, прогуливаются по музею - уже с внуками. Я радуюсь, когда вижу группу посетителей всех возрастов. Мы сейчас будем проводить опрос, чтобы узнать, кто является инициатором визита в музей, как принимаются решения приехать к нам, кто приезжает конкретно – семья или тургруппа. Благодаря этому опросу мы получим достаточно интересную информацию - а для кого именно мы работаем? И эти данные лягут в основу наших будущих проектов.

- Музей обновляется, а стоимость билетов при этом не повышается. Почему и как вам удается?  

- Да действительно стоимость билета к нам составляет – 200 рублей, тогда как практически все наши коллеги из музеев под открытым небом еще 4 года назад сделали вход по 250 рублей. С 2018 года стоимость билета не менялась. Честно скажу, мы рассматривали возможность повышения стоимости за вход, поскольку зависим от поступлений, от платных услуг, но пришли к выводу, что сейчас пандемия, кризис, а мы фактически единственное место для семейного отдыха такого формата. Нам, конечно, тяжело, но кому-то тяжелее, чем нам.

Рано или поздно повышение произойдет, но нынешнюю цену мы постараемся удерживать на сколько возможно, стараться идти навстречу нашему посетителю. Ведь одна треть посетителей нашего музея в год – льготники, многодетные семьи, ветераны, пенсионеры, дошкольники. 

Как удается? Приглашаем всех почаще приходить к нам. Если люди к нам будут идти, то и не будет острой необходимости в повышении цены. Мы хотим выработать привычку у наших горожан приезжать в выходные дни в Этнографический музей и проводить здесь время. Многие рассказывают, что приезжали сюда детьми, потом студентами и теперь своих детей возят. Для нас это самые ценные посетители – они помнят, каким музей был раньше, сравнивают с сегодняшним, иногда в лучшую сторону, иногда в худшую, но всегда с благодарностью. Музей работал все эти годы, вместе со всеми прошел кризисы, мы благодарны тем, кто его сохранил и тем, кто поддерживал нас все это время и кто с нами сейчас. Мы ценим каждого нашего гостя. 

- Спасибо Вам за интересную беседу!

Читайте также