Голос кочевников в Бурятии: где пройдет фестиваль, кто будет, что брать с собой

Новые площадки, крутая программа и настоящий Openair: Наталья Уланова о «Голосе кочевников» 
Анастасия Шадрина, Восток-Телеинформ
1225

Долгожданный из-за двухлетнего ковидного перерыва «Голос кочевников» состоится в Бурятии 15 и 16 июля. Традиционно, с 2016 года, он проходит в Ацагате в этно-комплексе «Степной кочевник». В этом году зрителей ждут новые площадки, где даже можно спеть самому. О том, как фестиваль пережил пандемийный перерыв, что ждёт зрителей и участников, а также о секретах создания «Голоса кочевников» и какое у него будущее - в большом интервью с арт-директором фестиваля и руководителем Бурятской филармонии Натальей Улановой на сайте Восток-Телеинформ.

- Наталья Владимировна, в этом году «Голос кочевников» впервые пройдёт в офлайн режиме. Все уже соскучились, по крайней мере мы точно. Остались ли какие-то требования или ограничения его проведения, связанные с коронавирусом? Какие условия, в целом, для проведения с организаторской точки зрения?

- Организовать мероприятия в нынешнее время, конечно, непросто, поэтому люди действительно очень соскучились, мы соскучились и то, что сегодня не существует никаких ограничений, связанных с ковидом – это просто здорово.

-  Чем вы занимались эти два года, пока не было «Голоса кочевников»?

- Да, «Голоса кочевников» не было давно, но при этом в Бурятской филармонии очень много было работы, несмотря на сложности, связанные с тем, что за эти два года работали совершенно в иных условиях. Было запрещено заниматься концертной деятельностью, потом были введены ограничения по посадке в зале, были сложности с передвижением артистов, наше здание филармонии закрыли на долгожданную реконструкцию. Тем не менее, мы организовывали «живые» концерты, онлайн-концерты, работали на разных площадках.

- К «Голосу кочевников» давно начали подготовку?

- Что касается лайн-апа (список артистов, которые заявлены на музыкальный фестиваль –прим.), он частично остался с прошлого года, когда мы до последнего надеялись, что фестиваль состоится. Но этого так и не произошло. Но договоры с некоторыми артистами уже были заключены, и они перешли в этот год. Понятно, что кто-то отменился из иностранных артистов в связи с ситуацией в мире. Поверьте, ситуация была в подвешенном состоянии, поэтому вплотную мы начали заниматься организацией фестиваля только в апреле. Когда получили разрешение от Роспотребнадзора, мы анонсировали даты и началась активная работа.

Кто будет петь на фестивале в Бурятии 

- Какие в этом году ожидаются артисты, какие группы?

- В этом году на фестиваль приедут более 200-т музыкантов. У нас будет три площадки, сцены – луна, солнце и звезда. Каждая площадка отличается своей программой. Что касается отбора музыкантов, то фестиваль начинался, как фестиваль этнической музыки и поэтому часть лайн-апа до сих пор сохраняет в себе этническую составляющую. За всю историю фестиваля было представлено 60 стран.

Что касается ещё одного направления, то эта музыка модная, интересная, актуальная, которая делает имидж фестивалю, благодаря которой мы попадаем в какие-то музыкальные СМИ, за нами следят музыкальные критики. Раньше это были преимущественно иностранные артисты, в этом году такую нишу занимают, например, музыкант из Бурятии «Everthe8», который вроде бы наш, но уже не совсем наш, потому что он исполняет музыку на английском языке и имеет весьма успешную карьеру в мире и на западе нашей страны. «Сироткина» и «Zолото» я бы тоже причислила к этому направлению.

Есть артисты локальной сцены, то есть бурятских музыкантов и соседних регионов: Иркутск, Чита, которых мы поддерживаем. Но больше мы поддерживаем местных музыкантов.

И, конечно же, хэдлайнеры. Хэдлайнер – основа любого большого фестиваля. Хэдлайнеров может быть несколько, это зависит от того сколько сцен и сколько дней идёт фестиваль. У нас в этом году хэдлайнером станет группа «Танцы минус». Я бы ещё к ним отнесла группу «Zолото» и «Сироткин».

Вообще я раньше была против появления хэдлайнеров на фестивале. Так как люди шли на «Голос кочевников», чтобы открыть для себя новую музыку, это и сейчас так, но когда появляется хэдлайнер, то люди начинают ехать на фестиваль целенаправленно только на него. Но какие цели бы ты не нёс, чтобы собрать тысячи людей в одном месте, без хэдлайнера не обойтись. Когда ты проводишь фестиваль в театре, где у тебя 600 посадочных мест, это одно. Но когда ты приезжаешь в степь и тебе нужно не 600 человек, а 6 тысяч, то им нужен известный артист. Того, кого они знают. Главное, чтобы другие артисты не уходили в тень, потому что это обидно для них. Я считаю, что там есть очень яркие музыканты. И у меня огромная просьба для зрителей. Не дожидайтесь вечера, приезжайте с утра, к двум часам приезжайте. Потому что все, кто будут выступать до хэдлайнера – не менее интересны. Вы получите шанс услышать много новой, интересной и классной музыки.

-  Список не маленький, как вы находите артистов?

- Во-первых, это не конкурс. Вы можете подать заявку, но это не значит, что вы там будете участвовать. Чтобы выступить на фестивале, нужно учесть много факторов, но опять-таки, это не значит, что заявку не нужно подавать, так как выбор может пасть и на вас. Кроме того, у нас в Улан-Удэ три года подряд проходит шоу-кейс UU.SOUND. Он очень отличается от фестиваля «Голос кочевников», и форматом в том числе. Там может о себе заявить любой артист, даже тот, который совсем недавно начал заниматься музыкой. И на UU.SOUND музыкант может себя показать музыкальным критикам, фестивальным директорам, лэйблы и так далее. Данный фестиваль у нас прошёл три раза и за это время мы открыли для себя многих музыкантов Улан-Удэ. И лучшие из них будут выступать на сцене «Голоса кочевников».

Для музыкантов это очень важно, потому что для них это стимул. Меня очень радует, как после таких проектов музыканты начинают заниматься собой. Они понимают, как нужно правильно оформлять страницы в соцсетях, они начинают делать фотосессии, снимать клипы, записывать лайвы, и элементарно писать письма на фестивали. И вот отвечая на ваш вопрос «чем мы занимались эти два года?», мы занимались такой просветительской деятельностью и сейчас пожинаем плоды.

В этом году много артистов будут из Улан-Удэ как известные, так и неизвестные. И вообще одна из целей «Голоса кочевников», дать возможность нашим музыкантам показать себя. Ещё одно направление – открытие новых звёзд, это те музыканты, которых ещё никто не знает в стране, но завтра они уже станут известными. И я определяю это согласно своему внутреннему камертону, по своей внутренней системе координат. Я практически сплю в наушниках. Много слушаю иностранную и отечественную музыку. Посещаю разные шоу-кейсы, поэтому у меня есть какое-то чутьё на талант. И если я вижу, что он есть, то даже если у этого музыканта 5 подписчиков в соцсетях и нет какой-то полноценной концертной деятельности, я могу предложить ему выступить на фестивале, потому что я чувствую в нём потенциальное будущее.

Фишки фестиваля  

- Вы говорили про то, что в этом году будет три площадки – «Луна», «Солнце» и «Звезда». Раньше такого не было, что это за площадки, чем они отличаются от тех, что устраивали в прошлых годах?

- Каждая площадка будет отличаться своей программой. Например, большая часть работы в этом году отведена электронной сцене, электронным музыкантам. Их порядка 15 артистов, у которых очень сложные названия групп, которые не выговоришь, но это отдельная планета – электронная музыка. И я знаю, что в Улан-Удэ очень популярны вечеринки таких объединений, как «Нерпа», «Раф» и «BaikalNomads», и вот представители этих объединений будут играть сеты на сцене «Луна».

Отдельно расскажу про площадку «Звезда». Это не сцена, она представляет из себя шатёр. Там школа «Сила музыки» сделает целую локацию, в которой будет очень много направлений. «Сила музыки» поставит аппаратуру, барабанные установки, гитары, колонки, микрофоны и любой зритель, который тоже хочет петь и играть, может выступить там на «Открытом микрофоне». Также будут ди-джей-сеты, мастер-классы, и джем. То есть музыканты, которые играют на сценах «Луна» и «Солнце», да и зрители-музыканты могут собраться в одном месте и устроить джем-сейдж – импровизировать, общаться.

Отдельно отмечу «Голосок кочевников», который будет на локации «Звезда». Это детская площадка, где маленькие дети, 7-10 лет, будут играть рок. И вот эта площадка «Звезда» будет весьма интересна. Особенно для людей, которые не хотят просто быть зрителям, а хотят стать звездой, пускай даже на 15 минут.

- Ещё какие-то фишки будут?

- Фишек всегда много. Во-первых, там нет артистов, которые повторялись бы. Однако расскажу про один очень интересный эксперимент, который образовался недавно. На «голосе» выступит коллектив, где солистом станет Alihan Dze, а на гитаре сыграет знаменитый художник Зорикто Доржиев. И таких жемчужин достаточно много во всей программе.

Как купить билеты на Голос Кочевников 

- Где можно приобрести билеты и действует ли «Пушкинская карта»?

- «Пушкинская карта» действует, а билеты можно приобрести на сайте «Голоса кочевников», на сайте Бурятской филармонии, на кассах.ру, а также в кассе Бурятской филармонии, которая находится в «Доме печати» по улице Каландаришвили. Телефон кассы: 21-32-24.На два дня билет стоит 4,5 тысяч рублей.

- Как можно будет добраться до места проведения фестиваля?

- Трансфер будет. Автобусы будут отходить от Театральной площади до Ацагата и обратно. В пятницу они начнут отправление с обеда, по наполнению автобуса. Обратно в город с восьми вечера до часу ночи. В субботу так же, только отправление автобусов начнётся с 10 утра. Стоимость билета на автобус определяет министерство транспорта, она будет 170 рублей в одну сторону. Можно приехать и на своём автомобиле, парковочных мест должно хватить. В прошлый раз хватило, тогда нас посетило 8 тысяч человек.

Что брать с собой на Голос Кочевников 

- В этом  году «Голос кочевников» пройдёт уже 12 раз, что брать с собой, чтобы комфортно провести пару дней?

- Во-первых, если зрители собираются провести там два дня с ночёвкой, то необходимо взять с собой всё необходимое для ночлега. Некоторые туда заезжают очень глобально: с палатками, с газовой плитой, спальными мешками. Всё оснащение для походов – берут с собой. Те, кто не собирается там ночевать, то нужно взять с собой просто деньги, чтобы покушать и так далее. Для девочек я бы посоветовала взять с собой зонтики или солнцезащитный крем. Солнце Ацагата просто беспощадно и там очень жарко. Также средства от комаров тоже могут пригодиться. Обязательно зарядные устройства для телефонов, там есть, где зарядить телефон, но также рекомендую взять паурбанки. Всё, что выше перечислила, это самое главное, пожалуй.

- Кто создаёт инфраструктуру? Кто отвечает за то, чтобы людей накормить, напоить, туалеты предоставить?

- Фестиваль каждый год арендует туристический комплекс «Степной кочевник», начиная с 2016 года. Всё, что находится на территории принадлежит «Жассо тур». Это туристическая фирма. Там на территории есть столовая, которая будет кормить людей, есть несколько юрт, хостел, где живут гости. Дополнительно делаем фуд-корты, где будут представлены рестораны нашего города. У людей будет выбор – брать еду с собой или купить в столовой или на фуд-корте. Также там есть скважина с артезианской водой, её можно брать там и не покупать. Скважина проверенная, чистая.

Что касается туалетов, они там есть. Два благоустроенных и несколько деревянных плюс мы ещё ставим достаточное количество биотуалетов. Все они бесплатные. Отмечу, что для фестивалей очень важна инфраструктурная часть – это вода, туалеты, электричество и охраняемая зона, в лице МЧС, МВД, медицины кадастров, пожарных. Все будут там, потому что для нас главное – безопасность зрителей.

- Для кого этот фестиваль?

- Если абстрагироваться от музыкальной темы, то это этот фестиваль – это атмосфера, где можно встретить очень разных, интересных, ярких людей и познакомиться, даже с людьми из разных  городов. А если говорить о роли фестиваля, о его смысле, значении, то в нашей стране сейчас векторное развитие событийного и внутреннего туризма. Событийный туризм – это как раз фестиваль. Он может быть разный: музыкальный, театральный и так далее. «Голос кочевников» вырос из театрального фестиваля в большой оpenair. Но нет предела к совершенству, хочется развиваться и делать фестиваль более масштабным. На сегодняшний день «Голос кочевников» единственный такой фестиваль за Уралом, при этом у него есть и отличительное лицо от других. Мне было очень приятно, когда журнал «Афиша Daily» опубликовал список фестивалей века в нашей стране и «Голос кочевников» был в этом списке. Наш фестиваль соединяет восток и запад, и таких музыкантов не покажут на западе страны. В этом наша уникальность.

Фестиваль переедет на Байкал?

 - Общаетесь ли вы с организаторами других фестивалей?

- Да, даже знакома с директором фестиваля «Стереолето» Ильёй Боротнюком в Санкт-Петербурге, с Андреем Клюкиным, который является генеральным продюсером фестиваля «Дикая мята», знаю прекрасных людей, которые организуют фестиваль в Екатеринбурге «UralMusicNight», да и вообще я постоянно нахожусь в музыкальной индустрии, приглашают экспертом по отбору музыкантов на фестивали. Для меня они являются гуру. У них я многому учусь, так как этим фестивалям уже очень много лет – они приглашали музыкантов различных уровней, у них тысячи зрителей, например, как у «Дикой мяты». Я с уважением отношусь к ним, но тем не менее, когда они мне пишут, что вы молодцы, что решили делать фестиваль и всячески поддерживают даже просто словами, это очень приятно. И хочу отметить, что группа «Сезон Дождей» представили Бурятии этим летом на «Стереолето» и «Дикой мяте».

- Раньше фестиваль проходил на Верхней Березовке, вы не хотели бы вернуться на ту площадку?

- Фестиваль начинался в стенах театра и тогда я уже видела картины большого оpenair на природе. После мы приняли решение – выходить из закрытых помещений на улицу. Было страшно. Ближайшая площадка, на которой можно было рискнуть, это Этнографический музей. Первый фестиваль на открытом воздухе мы назвали оpenair-ом. Три дня «Голос» шёл в театрах, а завершающий день сделали в музее на Верхней Березовке. Пришло не так много народу, потом оказалось, что люди не поняли, что такое оpenair. В следующий раз мы назвали это пикником. То мероприятие прошло достаточно успешно. Но когда это только начиналось в Этнографическом музее, многие не понимали, как себя вести. «Где стулья, куда садиться?», то есть не было фестивальной культуры, что можно прийти с пледом, сидеть на траве, там же кушать. Было очень некомфортно для многих. И вот постепенно все привыкли к фестивалю.

После к нам стали приезжать крутые музыканты из разных стран и у нас наступила стагнация, нам нужно было двигаться дальше. А куда? Если у нас есть хорошее содержание, то нужно было поменять локацию. И тогда лама с Ацагатского дацана свозил меня в Ацагат в «Степной кочевник». Мне очень понравилось то место, но было максимально рискованно. Это далеко, наши люди были не готовы туда ехать. И первый фестиваль в Ацагате не то, чтобы бы не оправдал ожидание, но были сложности. В 2017 году мы решили продолжить развитие в этом направление. И постепенно ситуация стала улучшаться. И шаг за шагом у людей поменялось восприятие – это не выйти на концерт в театр, это действительно путешествие, как мини-отпуск. Сейчас мы уже ориентируемся на местных жителей, на республику, на страну, которая стала подбирать отпуск под фестиваль. Поэтому, говоря о возврате, это шаг назад.

- Что дальше, какой шаг?

- Если думать о фестивале, как о точке роста экономики республики, то должны быть другие масштабы. Это даже не те 8 тысяч человек, которые приедут на «Голос кочевников». Это должно быть, как минимум 30 тысяч, которые приедут в республику и оставят здесь свои деньги. А чтобы добиться такого притяжение людей, то фестиваль должен быть мощным. Должны быть очень громкие артисты, крутые сцены и огромная площадка. И если думать глобально, то, конечно, нужно переезжать на Байкал. Байкал для всех бренд. Но на сегодня на Байкале нет такой большой площадки, где бы была уже инфраструктура, да и факторов, которые необходимо продумать, очень много. Может когда-нибудь всё это осуществиться.

Цели глобальные, потенциал огромный, но ресурсов пока не хватает. Спонсоров у нас нет. Опять же надежда на то, что они у нас когда-нибудь будут. Сейчас нас поддерживает только министерство культуры и зрители, которые покупают билеты.

- Спасибо за беседу, желаем вам найти эту поддержку и дальнейшего процветания!

Читайте также