Кто будет дёргать за ниточки в театре Ульгэр?

Молодые дарования из Бурятии и их «Большие гастроли»
пресс-служба театра Ульгэр, фото Анны Огородник
469

Кем вы мечтали стать в детстве? Космонавтом? Художником? А, может, балериной? О творческой профессии грезили многие. Мечтали о славе, популярности, слепящем свете софитов и мировом признании своих талантов. А для кого-то эти мечты стали реальностью. 

5 лет назад одарённые школьники из разных районов Бурятии прошли Байкальскую театральную школу, после которой решили связать свою жизнь с театром. В РГИСИ молодые таланты пошли в Мастерскую режиссёра Яны Туминой, с которой они и попали в программу «Большие гастроли» организованную РОСКОНЦЕРТом согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. 

Сегодня познакомимся с будущим бурятского театра кукол и узнаем, с чего начинают путь те, кто создаёт магию без волшебства. 

Виктория Дугарон, режиссёр. 

— Виктория, сложно ли ставить спектакли для мультикультурного зрителя? 

Вызов в том, как адаптировать бурятскую культуру для зрителя, который не знаком с ней. Так, чтобы он мог пропустить материал через себя, запустить чувственный обмен. 

Поэтому я ценю, что в Улан-Удэ смешение культур происходит на бытовом уровне: межкультурная театральная гармония возникает от того, что окружает режиссёра в обычной жизни. 

— Что в процессе работы над «Большими гастролями» заставило вас взглянуть на процесс создания спектаклей по-новому? 

Момент, когда я начала работать с актрисой над спектаклем и увидела, как оживает кукла в её руках. Настоящее волшебство. 

— Почему некоторые спектакли срывают овации, а другие  проваливаются? В чём причина? 

Думаю, успех любого спектакля в том, чтобы быть честным со зрителем и говорить с ним без утайки. 

Этому нас учит Яна Марковна: любую постановку по-настоящему весомой и значимой делает правда. Она создаёт глубокую связь между актёрами и зрителями. 

— Что заставило вас раз и навсегда влюбиться в театр? 

В начальной школе я танцевала в ансамбле народного танца «Булжамуур»: наверное, уже тогда родилась моя любовь к закулисью. 

Крошечная я и огромная сцена Бурятского театра оперы и балета передо мной — самый яркий образ из детства. 

В театр и режиссуру я окончательно влюбилась на Байкальской театральной школе благодаря тренингам Яны Туминой и спектаклю «…и звали его Домино». До этого я мечтала связать жизнь с иллюстрацией, но после Школы изменила своё мнение. 

И вот я здесь. 

— Какой спектакль «Больших гастролей» стал объектом самых бурных зрительских обсуждений? В чём его секрет? 

Пластический спектакль «Волнение» по методу Пины Бауш. Он удивляет, поражает, оставляет след в душе зрителя. 

Думаю, причина в том, что мы старались передать переживания, близкие каждому. «Волнение» — это высказывание о времени и человеке. Никаких слов: только движения и жесты актёров, которые передают идею напрямую в зрительный зал. 

— Справились ли вы с задачей, которую ставили себе на этот гастрольный тур? 

«Большие гастроли» — это испытание моей выносливости и адаптивности. Моя главная задача справиться. 

А справилась я или нет — нужно спросить у зрителей. 

— Есть ли будущее у театра кукол в современном мире? 

Однозначно. 

Кукла может сделать то, на что не способен ни один актёр. В этом и заключается сила театра кукол: с ними можно воплотить любую, даже самую сумасшедшую идею. 

— Виктория Дугарон будущего: какая она?  

Режиссирует и делает это честно. 

— Что вас вдохновляет? 

Поиск вдохновения — это постоянный мыслительный процесс. 

Я пытаюсь углядеть, ухватить что-то вокруг себя, найти толчок к созданию. Часто меня вдохновляет музыка и ассоциации, которые она вызывает. 

— Стали ли «Большие гастроли» большими лично для вас? 

Безусловно. 

Мне было важно научиться осваивать новые площадки. В этом плане гастроли стали для меня огромным толчком в профессиональном росте. 

Валентина Будаева, театровед. 

- Валентина, чем мастерская Яны Туминой отличается от других актёрских курсов? 

На курсе мы учимся воспринимать театр как единый организм. Мы постоянно учимся друг у друга, например, художники делятся видением сцены с режиссерами.

Думаю, это и есть особый подход Мастерской Яны Марковны: каждый привносит своё видение в общую картину. 

— Оставляете ли вы в спектаклях отсылки для тех, кто знаком с бурятской культурой? 

У нас нет ожиданий, что зритель обязан понять спектакль только одним образом и счесть конкретные элементы.

Но как носители бурятской культуры, мы, конечно, неосознанно привносим какие-то культурные элементы в свои постановки. 

Поэтому будет здорово, если об этих находках нам расскажут сами зрители! 

— Почему вы хотели попасть в команду Яны Туминой? 

Работать с Яной Марковной было моей мечтой со времён Байкальской театральной школы. 

Меня поражает её удивительная человеческая открытость и искренность по отношению к ученикам. А ещё точность видения: Яна Марковна всегда безошибочно замечает неискренность. Правда для неё — основа работы. Правда в деле, мыслях, сочинительстве. 

Это невероятно вдохновляет. 

— Не думаете ли вы, что формат театра кукол устарел? 

Современный театр кукол абсолютно разный: в нём возможна работа с куклой, предметом, с маской. Актёр в живом плане может исполнять ту же роль, что и кукла. 

Эти сложные, разнообразные взаимоотношения — абсолютный творческий полёт для режиссёров, художников и театроведов. 

Театр кукол незаменим: ведь если есть зрители, этот театр точно нужен. 

— Почему метод Пины Бауш — это круто? 

Над спектаклем «Волнение» мы вплотную работали с нашим педагогом Анной Александровной Белич — учились передавать наши переживания, тему наших высказываний – «Отец», «Проводы», «Дом» без слов с помощью метода танцтеатра Пины Бауш.

Это сложная и кропотливая работа, но от этого захватывающая — работа над пластическим спектаклем стала для всех нас возможностью роста в профессии.

— Бывает ли, что ваши личные переживания и эмоции мешают вам быть объективной при оценке постановки? 

Я стараюсь не давать личную оценку, когда пишу рецензии. 

Моя цель, чтобы человек, который не видел спектакль, увидел его через мой текст и решил, стоит ему смотреть его или нет. 

Конечно, я всё ещё пропускаю постановку через себя, но даю зрителю самостоятельно понять, попадает ли она в него или нет. 

— Какие исследования или публикации вы планируете в связи с гастролями Мастерской? 

В «Больших гастролях» я участвую как актриса и нахожусь внутри спектакля, поэтому независимым взглядом не могу посмотреть наши спектакли. Поэтому, как театровед, никаких исследований, рецензий я не планирую. Но у нашей Мастерской есть группа во Вконтакте, где мы с ребятами пишем о нашей гастрольной жизни и буднях в институте. Времени на это сейчас не так много, но после окончания «Больших гастролей» обязательно поделимся, как всё прошло.

Подписывайтесь и следите за новостями! 

— Что вы ожидали от «Больших гастролей»? По-вашему они прошли успешно? 

Хотелось, чтобы на каждой сцене произошли свои открытия — это показатель, что гастроли прошли успешно и плодотворно.

В Улан-Удэ мы впервые играли для большой сцены — было волнительно! Но благодаря сплоченной работе, сотворчеству и активной включённости всех в процесс всё прошло замечательно. 

— Какой спектакль «Больших гастролей» стал объектом самых бурных зрительских обсуждений? В чём его секрет? 

В начале «Волнения» мы выходим на площадку и слушаем шум моря, шелест песка и погружаем зрителя в тёплые, летние воспоминания о детстве.

Во время, когда трудности были нипочём: стоит лишь пробежаться босиком по берегу Байкала, как они тут же исчезали.

Поэтому именно этот спектакль вызвал наибольший отклик. Он про время, юность. Про то, как быстротечна наша жизнь. Эти темы близки каждому. 

— Валентина, посоветуйте произведения для тех, кто хочет глубже понять театр и по-настоящему в нём разбираться.

Для просмотра новых спектаклей — «Культура.рф» и кино-проект «Золотая маска в кино».

Также советую фильм «Пина. Танец страсти» Вима Вендерса: о режиссёре и хореографе Пине Бауш, по методу которой создан спектакль «Волнение».

И, конечно, стоит читать интернет-ресурсы о театре. Мои любимые сайты — «Петербургский театральный журнал» и «Театр», а также группа во Вконтакте «Современный театр». 

— Какой момент из прошлого заставил вас влюбиться в театр и посвятить ему жизнь? 

«Посвятить жизнь», конечно, сильно звучит. Пока я учусь и нахожусь в начале своей профессиональной жизни в театре. В школе я часто бывала на постановках Русского драматического театра им. Бестужева. Этому способствовала моя классная руководительница Ирина Владимировна Заворуева. После совместных походов в театр мы всегда обсуждали увиденное: пытались понять и объяснить, почему одни спектакли цепляют, а другие — нет.

А затем случилась Байкальская театральная школа, где я смогла применить эти навыки на деле. Каждый день мы смотрели разные спектакли, но у меня не возникало усталости, а наоборот, хотелось думать о них и обсуждать.

Самое яркое воспоминание со Школы — спектакль театра Ульгэр «…и звали его Домино». Когда я увидела глаза актрис, наполненные азартом, жаром, какой-то яростью и страстностью, то поняла, что хочу поступать в театральный вуз. 

Василий Таров, актёр. 

— Василий, какие личные открытия о театре вы сделали во время «Больших гастролей»? 

Это мои первые гастроли с курсом. 

Теперь я понимаю, как ставятся спектакли на практике. Знаю, через какой процесс проходит труппа, как работать с постановщиком и режиссёром. 

Адаптация под новые сцены и площадки, новый зритель — это бесценный опыт, который помог мне сделать огромный шаг в профессии. 

— Как вы обычно готовитесь к исполнению роли? 

Изучаю референсы: смотрю фильмы, читаю статьи по теме, вспоминаю моменты из жизни. В общем, наполняю себя, чтобы затем отдать накопленное зрителю. 

— Какой момент гастролей запомнился вам больше всего? 

Сцена, в которой мой персонаж, моя перчаточная кукла в «Где-то на краю земли» женится. Эта свадьба — самый радостный и трогательный момент в спектакле. 

— А что было самым сложным в работе с перчаточными куклами в этом спектакле? 

Во время многочасовых репетиций приходилось очень долго держать руки на уровне ширмы. Физически это было непросто. 

— Изменилось ли как-то ваше отношение к бурятской культуре после работы над гастролями?  

В этом году мы выступали на конкурсе «Поющая маска», где исполняли песню «Наян-Наваа» в рамках номинации «Народная песня». Тогда я как артист глубже изучил, о чём она, её текст, перевод. Эта работа вдохновила меня учить бурятский язык. 

— Василий, какой момент из детства заставил вас влюбиться в театр и посвятить ему часть жизни? 

С трёх лет я смотрел фильмы разных жанров: мелодрамы, комедии, боевики. Осознанно же я начал смотреть их во время ковида — изучал, впитывал, делился впечатлениями от просмотра с  друзьями и анализировал. Это сподвигло меня самому снимать любительские короткометражки с друзьями. 

Также я выступал на школьных мероприятиях. Мне понравились эти ощущения, эмоции зрителя. Тогда что-то щёлкнуло в голове: я понял, что мне нужно идти в этом направлении и решил поступать в РГИСИ. 

— Как Яна Тумина повлияла на вас и ваше мастерство? 

Такие профессионалы, как Яна Марковна — на вес золота. Работа с ней колоссально изменило моё восприятие актёрского мастерства и театра в целом. 

У неё свой подход к каждому артисту: она знает как и что сказать, как достучаться, как правильно дать задачу. Работа с Яной Марковной — воздушный, лёгкий, свободный процесс полный юмора. 

С ней всё получается замечательно. 

https://ulger.ru/ 

Деятельность театра кукол «Ульгэр» осуществляется при поддержке министерства культуры Бурятии и главы ведомства Соелмы Дагаевой. Министерство успешно реализует и другие творческие проекты, связанные с федеральными программами, в том числе, национальным проектом «Культура», инициированным президентом России Владимиром Путиным.

Читайте также