По ту сторону страха и символа

Рецензия Жанны Идымовой на повесть Алексея Тенчоя «Пепел жизни».
Жанна Идымова
1179

Много лет писатель-лама Алексей Тенчой искал свою манеру, свой стиль в прозе. И обрел их – или даже изобрел, пробуя различные литературные формы. В разное время то были и сказки, и сборники притч и народных легенд, и философские рассказы, в которых он объяснял простым и доступным языком сложные понятия буддизма.

В течение предыдущего  года была опубликована серия из восьми романов Тенчоя. Жанр мистического романа стал для Тенчоя удачной находкой. А именно – походящим инструментом, чтобы объяснить законы бытия, которые желательно знать каждому.

В повести «Пепел жизни» Тенчой становится проводником в глубины подсознания, о которых в суете повседневности мы давно забыли. Вход туда был открыт, вероятно, только в детстве – когда искусство жить заново дается еще так легко.

В этой повести Тенчоя символы становятся универсальными ключами – подходят людям с разным опытом, воспитанием, проживающим в самых разных местах и представляющим разные народы. Здесь обстоятельства места и времени не имеют значения.

Писатель задает вечный вопрос: как понять, что такое «добро» и «зло»? И можно ли в нашей пестрой и, подчас,  хаотичной жизни, отличить одно от другого? Ключи-символы Тенчоя открывают двери, за которыми спрятаны ответы, необходимые именно сейчас.

Писатель  ведет нас в обитель тайн бытия также и с помощью мастерски преподнесенных образов. Главные герои повести - мальчик-сирота, живущий рядом с кладбищем, девочка-отличница которую он полюбил.

Эта простая история становится лишь присказкой для страшной сказки, когда дети сталкиваются с грубой и беспощадной действительностью и жестокостью взрослых.

А потом начинаются чудеса! Дети попадают в загробный мир. Читатель вместе с героями повести наверняка столкнется и с собственной болью, и с нерешенными вопросами. Сразится с чудовищами, которых порождает сам. Но сможет ли он обрести ту великую силу, которая  все же таится в нем самом? Источник силы един, и мы все ищем его. Из этой «потусторонней» страны можно выйти обновленным. Или не выйти вообще?

Герой этого романа – каждый из нас, и каждый сможет  узнать себя, если осмелится.

«Пепел жизни» свидетельствует о преданности писателя своему поиску – его искренней увлеченности своими героями, их трансформацией. Читателю предстоит ощутить бесценный эффект искусства, когда в себе самом обнаруживаешь целый мир, который содержит ответы на все вопросы.

Таков эффект прозы Тенчоя.

Читайте также