Классик бурятской советской литературы Владимир Митыпов выдвинул свою версию об истоках древней песни Наян Наваа

Владимир МИТЫПОВ
60

НАИНАВА – НИНЕВИЯ

(фрагменты Древнейшей истории Азии)

 

Лет пятьдесят назад кое-где в Бурятии еще помнили  старинную песню с  таинственными словами «Наи-Нава» (или Наин-Нава). Слыша ее от матерей и бабушек,  дети спрашивали,  о чём это. Смысл ответа обыкновенно сводился к следующему: ²О далекой южной стране, где когда-то жили наши предки². До обидного мало для любознательного детского ума…

В самом начале 2002 г. в периодическом издании «Угай зам» – «Путь предков» (тогда это было приложение к журналу «Байкал») вышла статья Цыбикжапа Доржина «Наян Нава – не только песня тысячелетия». Она стала откликом на более раннюю публикацию народного писателя Бурятии Ц.-Ж. А. Жимбиева «Заян Наваа – песня тысячелетия», призывающую отозваться всех, кто знает что-нибудь, связанное с этой загадочной памятью  старины.

В своей статье Ц. Доржин выдвигал совершенно неожиданную  версию о местонахождении «страны Наян Нава»: к статье прилагалась копия географической карты, где на севере современного Ирака была штриховкой выделена провинция… НАИНАВА, расположенная в междуречье Тигра и Евфрата. Административный центр провинции – город Мосул…

Ц. Доржин (географ по университетскому образованию) подошел к проблеме с позиций исторической географии, что позволило ему не только указать местонахождение таинственной Наи-Нава, но и увязать пребывание там бурят со строительством Монгольской империи в эпоху Чингисхана и его преемников.

Вспомним, что междуречье Тигра и Евфрата – это еще со школьных лет знакомая нам Месопотамия, она же Двуречье. Один из древнейших очагов человеческой культуры. Государства Шумер, Аккад, Вавилонское, Ассирийское… Цари Хаммурапи, Навуходоносор, Ашшурбанипал… Глубокая, глубокая древность!

Ссылаясь на доступные исторические хроники, Ц. Доржин полагал, что для заселения монголы избрали нынешнюю верхнемесопотамскую провинцию Наинава  – предгорную возвышенность с обширными пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заб, Малый Заб (название Заян-Заба также упоминается в бурятских преданиях). Местность эта по своим природно-климатическим условиям, гарантирующим круглогодичный выпас,  являлась почти идеальной для кочевого и полукочевого скотоводства.

Итак, что это за земля такая, Наинава, и каковы корни ее названия, столь таинственно-поэтического для нашего слуха?

… С глубокой древности принято говорить, что Египет – творение Нила. Точно так же про Месопотамскую низменность можно сказать, что она – творение двух рек: Тигра и Евфрата. На востоке Месопотамскую низменность окаймляет Иранское нагорье, а на западе до самой Саудовской Аравии простирается пустыня. В былые времена европейские путешественники, описывая непривычный пейзаж, не забывали отметить, что «вокруг, насколько видит глаз, простирается рыжая безлюдная пустыня да поросшая редкой травой степь. Кое-где виднеются убогие мазанки феллахов, которые своим присутствием словно еще больше подчеркивают тягостное ощущение пустоты.

Бесконечная, залитая дремотной тишиной равнина. Дрожит, искрится воздух от убийственного зноя. Время от времени вдруг вздымается туча пыли, забивая нос и рот одинокого странника. Нередко появляются миражи, кажется, что ландшафт пронизывает холодная гладь воды. Но бывалый человек не даст себя обмануть предательским забавам природы, он знает, что раскаленная, сожженная в пепел земля с незапамятных времен является пустыней.

Трудно поверить, что эта пустыня была когда-то густонаселенной страной, что существовали здесь многочисленные города, собирались обильные урожаи хлебов, овощей и фруктов, что расцветали наука и искусство, бурно развивались торговля и ремёсла. Однако крутые холмы с развалинами на вершинах не оставляют никаких сомнений в том, что когда-то, в отдаленные времена несчастная земля пережила богатую и славную молодость».

По-видимому, сложно найти на земле еще один регион со столь впечатляющим историческим прошлым, насчитывающим многие тысячи лет. Считается, что начало богатейшей культуры Двуречья было заложено шумерами. Вопрос о происхождении этого загадочного народа до сих пор не решен, хотя следы их культуры обнаруживали в Афганистане, Белуджистане1  и  в долине Инда. С этим согласуется косвенное указание в Ветхом Завете, что шумеры ²пришли с востока и заняли землю Сеннаар², т.е. Вавилонию. Есть также предание, что они пришли с юга, из-за моря,  и принесли с собой письменность,  умение возделывать землю и обрабатывать металлы.

 

***

Самоназвание шумеров в древней Месопотамии – ″черноголовые″…

 

***

Примечателен их обычай размещать свои храмы на  специально воздвигнутых для этого пирамидах. Считается, это связано с тем, что на первоначальной их родине было принято строить святилища на горных вершинах. В плоской, низменной Месопотамии, чтобы соблюсти священный обычай, им пришлось возводить искусственные горы. В каждом шумерском городе имелись свои зиккураты – увенчанные храмом ступенчатые пирамиды, высота которых в отдельных случаях, как полагают, достигала 90-метровой высоты.

В поисках упомянутой «первоначальной родины» шумеров взглянем на этот регион даже не с высоты птичьего полёта, а как бы с борта искусственного спутника Земли. И тогда мы увидим, что буквально по соседству с Месопотамией  расположены Гималаи, где храмы издревле сооружались именно на вершинах гор. И данный обычай особенно характерен для той части великой горной страны, которая охватывает смежные районы нынешних Сиккима, Непала и Тибета.

Н.К. Рерих называл эти храмы, окрашенные в белый цвет, ²орлиными гнездами на горных вершинах²  и отмечал их распространенность: ²на каждой вершине, сколько хватает глаз, вы замечаете белые точки…²  Маститый знаток Гималаев, он полагал, что история строительства такого рода святилищ уходит в глубокую древность, к истокам  религии Бонпо. Он писал: ²…Бонпо, так называемая черная вера, древнейшего добуддийского происхождения. Эти почитатели богов свастики представляют для нас еще не разрешенную загадку. < … >  … в их учениях сквозят какие-то полузабытые знаки друидического почитания огня и почитания природы. < … > в отношении Бонпо и в отношении археологических древностей Тибет слишком мало изучен² 2.

Предположение о тибетских корнях шумеров не столь абсурдно, как может показаться. Народу, пребывающему на пике пассионарности – а именно об этом говорят их выдающиеся достижения, –  было вполне по силам добраться до Двуречья.  Река Инда и его долина в этом отношении представляют собой, можно сказать, самой природой созданный самый удобный и естественный магистральный путь из Тибета к Аравийскому морю. А дальше, двигаясь через Белуджистан и вдоль побережья Персидского залива, выходцам из сердца Азии уже несложно было оказаться в низовьях Тигра и Евфрата. Кстати, это «великое переселение народов» скорее всего представляло собой некое поступательное движение, неспешное (торопиться им было ни к чему, за ними никто не гнался), неуклонное, происходившее как по суше (с востока), так и со стороны моря (с юга).  Т. е. это было скорее не  ″переселение″, а некое неспешное «распространение» – растянувшееся во времени на продолжение жизней целого ряда поколений.

Характерная внешность шумеров позволяет исследователям даже на сохранившихся древних изображениях уверенно отличать их от других племён-народностей. Так, на мозаичной картине, найденной в царских захоронениях г. Ур,  они предстают людьми с большими головами, широкими лицами и выступающими носами;  в отличие от ассирийцев и вавилонян, они не носили ни усов, ни бороды. Если судить по результатам гималайских экспедиций Н.К. Рериха и некоторых других, подобный тип человека не редкость среди многочисленных тибетских народностей.

Заставляют задуматься и следующие факты. Исследователями отмечено, что среди тибетских племен существует поверье, что их первоначальным тотемным предком было некое могучее обезьяноподобное существо, пришедшее откуда-то с севера, из окрестностей священной горы Сумеру (Меру). Не задерживаясь на многозначительном созвучии слов «Сумеру» и «Шумер», укажем, что одним из двух главных благородных героев  древнейшего в мире эпоса, шумерского «Сказания о Гильгамеше», является наделенное сверхъестественной силой косматое человекообразное существо – Энкиду2. (Вспомним некое созвучие таких «языковых окаменелостей», как  упомянутый  Энкиду  – и имя одного из персонажей  древних мифов Центральной Азии Энхэ-Булат-батора… Или Заратустра – Хурмаста…

С языком шумеров тоже не все ясно. Есть мнение, что его нельзя отнести ни к одной их известных языковых семей, что это один из немногих языков-одиночек (подобно языку айнов, живущих на японских островах). Но ведь таковым же долго считался и язык басков3, пока наконец не стали сопоставлять его с иберийскими языками4, и это при том, что оба они  изначально пребывали буквально «под рукой» у европейских ученых-лингвистов. Поэтому так ли уж фантастично предположение о древнейших родственных корнях тысячелетия назад исчезнувшего шумерского языка и одного из наречий малоисследованного Тибета, где языковеда  могут ожидать любые сюрпризы. Тут уместно привести слова Н.К. Рериха: ²Вообще с наречиями в Тибете трудно, ибо …каждая местность имеет свой говор, иногда настолько отличный, что сами тибетцы лхасского наречия не понимают своих соплеменников²

Принято также говорить о принадлежности шумеров к урало-алтайской языковой группе. Примечательной в этом смысле выглядит  точка зрения конца XIX в., которая нашла отражение в известном «Библейском энциклопедическом словаре» д-ра Эрика Нюстрема.  В его время уже умели читать знаменитые клинописные тексты из библиотеки царя Ашшурбанипала5, однако ничего еще не было известно о шумерах, поэтому все их достижения и их роль в  древнейшей истории Двуречья приписывались другому народу. Вот как это виделось во времена д-ра Э. Нюстрема: ²…задолго до семитической культуры в Халдее существовала культура более древнего происхождения, язык которой не имел никакого сходства с еврейским или арабским, но с ясными признаками турецко-татарского происхождения. Это был аккадский народ, создавший халдейскую культуру. Он же изобрел клинообразные письмена и воздвиг города Ур, Эреш, Арку, Вавилон и другие, о чем свидетельствуют надписи на кирпичах (т.е. на глиняных клинописных табличках)².

В дальнейшем было доказано, что ассиро-вавилонский язык действительно имеет своей основой аккадский, однако аккадская письменность по сути своей не что иное, как клинопись шумеров.

Итак, древность шумерского народа не вызывает сомнений, вопрос в другом: насколько велика эта древность?

Известны два династических списка, последовательно перечисляющие шумерских царей от сотворения мира. Один из них был составлен шумерскими летописцами, второй  –  Беросом, вавилонским жрецом, жившим в III в. до н.э. Открывают список девять  працарей, эпоха которых длилась согласно одному списку  241 300, согласно другому – 456 000 лет. ²Потом был потоп, а после потопа цари снова сошли с неба², − неоднократно подчеркивают древние хроники. Причем они четко отделяют царей-долгожителей до потопа от более земных царей, пришедших после потопа и правивших шумерами на протяжении 24 150 лет. Эта последняя цифра европейским ученым-историкам показалась настолько фантастической, что древние династические списки были сразу же отнесены к разряду мифов..

Очень похожая ситуация сложилась с историей другого древнейшего государства – Египта. Официальная наука относит начало его истории к 3100 г. до н.э., ко времени Менеса, которого принято считать самым первым фараоном. Однако существуют сведения жившего в III в. до н. э. египетского жреца Манефона, и вот согласно его хронологии, царствованию Менеса предшествует так называемое «Первое Время», длившееся 24 945 лет, когда страной правили «боги и полубоги».  

Именно такую информацию сообщают нам из глубины веков. Однако европейские исследователи тут же поспешили «заткнуть рты» и древним шумерам, и древним египтянам, не позволив им говорить самим за себя.

Западные учёные, закладывавшие основы научной шумерологии и египтологии, были правоверными христианами, мыслившими строго в рамках Библии. Поэтому такие хронологические гиганты – 24 150 лет и 24 945 лет – были для них категорически неприемлемы:  ведь, согласно Библии, мир был сотворен в пятом тысячелетии до Рождества Христова. Поверить Беросу и Манефону – значит, прости Господи, усомниться в Библии!..

Именно они и только они владели истиной в последней инстанции, что можно видеть на примере вице-канцлера Кембриджского университета Джона Лайтфута, с полнейшей убежденностью писавшего в 1859 г.: ²Человек был создан 23 октября 4004 г. до Р.Х., в 9 часов вечера².

Твердокаменные христиане-европейцы принялись ²исправлять² историю неевропейских стран, слишком уж неудобную для их ума, взращенного на библейской цифири.  Было применено гениальное в своей простоте рассуждение: все эти древние восточные жрецы, видите ли, плохо отличали день от ночи, поэтому, говоря о годе, т.е. солнечном цикле из 365 дней, они на самом-то деле разумели цикл лунный, состоящий из 30 дней. Так простенькая операция позволила им, к примеру, одним махом в тридцать с лишним раз укоротить ²чересчур длительную² цивилизацию Древнего Египта…

Если же говорить о цивилизации шумеров, то о степени её древности свидетельствует хотя бы  следующее. Еще в 4-м тысячелетии до н.э. у шумеров существовали города-государства. Аналогичные образования, полисы, появились в Древней Греции значительно позднее,  в  8 ̶ 6 вв. до н.э. В указанный период у шумеров уже имеется  клинопись – самый первый письменный язык на нашей планете. Клинопись еще тысячелетия оставалась господствующей системой письма во всем ²библейском мире², пока ее не начал вытеснять изобретенный в XIII в. до н. э. финикийский алфавит. Кроме того, шумеры создали шестеричную (шестидесятиричную) систему исчисления, принцип которой сохранился в нашей практике измерения времени и в гониометрии:  час делится на 60 минут, минута – на 60 секунд; круг содержит в себе 360 градусов, что опять-таки кратно шести.

В 4-м тысячелетии до н. э. в Шумере поразительного развития достигли архитектура и прикладное искусство. Были изобретены такие архитектурные элементы, как арка, купол, пилястры, откосы, фриз, мозаичные стенные орнаменты. Они разработали основы пропорций и гармонии в строительстве, поэтому крепостные стены, храмы, дворцы и ступенчатые пирамиды (зиккураты), несмотря на свою массивность, производили впечатление легкости и изящества.

Об их достижениях в области юриспруденции можно судить хотя бы из следующего примера. Живший на тысячу лет позднее вавилонский царь Хаммурапи создал свой знаменитый кодекс именно на основе древнего шумерского законодательства, в частности, так называемого шумерского судебника Билалама.  Законы Хаммурапи считаются первым в мире светским кодексом, в котором не бог, а государство выполняло роль правосудия:  вина подсудимого определялась чисто юридическими категориями, без привлечения каких-либо религиозных норм.

Шумеры создали точный лунный календарь, в котором время обращения Луны вокруг Земли было подсчитано с погрешностью всего в 4 секунды. Орбиту Меркурия они определили точнее, чем позднейшие греческие астрономы – Гиппарх и Птолемей из Александрии. В математике они умели пользоваться поразительно большими числами. Греки, заслуги которых в математике никак не убавить, считали число 10 000 слишком ²большим, невозможным для счета². В Европе понятие ²миллион² стало широко известным только в начале XIX века. А между тем на одной из шумерских клинописных табличек найден математический расчет, результат которого выражается числом 195 955 200 000 000.

(Кстати, не могла ли существовать когда-то, в глубочайшей древности, некая связь Шумера  с народом и цивилизацией майя еще до их появления на землях Южной Америки?)

В свете всего вышесказанного уже не столь удивительными предстают «…загадочные предметы (″багдадские батарейки″), найденные археологами в отвердевшем иле неподалеку от берегов Тигра, южнее Багдада. Этим предметам – несколько тысяч лет. Небольшие сосудики из обожженной глины, соединенные последовательно, содержат внутри необычную начинку: разъеденные медные цилиндрики и бруски, а также битум. Анализ показал, что разъедание цилиндриков скорее всего объясняется воздействием уксусной или лимонной кислот, хорошо тогда известных. Электрический элемент? Это подтверждается рядом косвенных данных. Электрический элемент за тысячи лет до Вольта?!» (В. Карцев. Приключения великих уравнений. М., 1986).

Шумеры были изобретателями семинотной гаммы. Шумерам же человечество обязано созданием библиотек, архивов и художественной литературы. За много столетий до Гомера, на заре человеческой цивилизации, в недрах шумерского общества возникла уже упомянутая выше эпическая поэма − ²Сказание о Гильгамеше². Шумерами была построена продуманная система каналов, регулирующая ежегодные разливы Тигра и Евфрата, и пока она существовала, ничто на протяжении тысячелетий не угрожало плодородию земель Месопотамии.

Этот расцвет урбанистической культуры не был спонтанным, привнесенным откуда-то, а, напротив, явился высшей точкой процесса, начавшегося в Двуречье на тысячелетия раньше. Следовательно, можно говорить о  куда более длительном развитии шумерской цивилизации, чем это ныне принято считать.

И в то же время вся история шумеров – это непрерывные братоубийственные войны между  городами-государствами, такими как Лагаш, Ур, Урук  и др. Вторжение сплоченных аккадских племен во главе с Саргоном I (2369 – 2314 гг. до н.э.) привело к возникновению единого Шумеро-Аккадского государства, в котором язык и культура шумеров продолжали сохранять доминирующее положение.

Через два века оно подверглось вторжению воинственных племен гутиев (эламитов) с Иранского нагорья, и это стало началом заката Шумеро-Аккадской державы. Спустя три столетия на её руинах великий завоеватель Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) воздвиг могучую Вавилонскую империю.

В 1250 г. до н. э. в Двуречье возникает Ассирийская держава, про которую можно говорить как про преемницу Вавилона. Столицей Ассиро-Вавилонского государства стала Ниневия. В эпоху царей  Тиглатпаласара III (745-727 до н.э.) и Ашшурбанипала (669-626 до н.э.) – кстати, создателя знаменитой библиотеки клинописной литературы – страна достигает вершины военного могущества.

Начало конца Ассирии ознаменовалось тем, что отпала южная часть страны – ею овладели халдейские племена и создали Нововавилонское царство (625 – 538 гг. до н.э). Именно халдеи в 612 г. до н. э. захватили и уничтожили Ниневию.

Фактически же Ассирийское государство перестало существовать в 605 г. до н. э. после поражения на берегах Евфрата.

В 538 г. до н.э. Вавилон завоевал царь Кир Великий, с которого  начинаются века персидского господства в Месопотамии.

Наконец в лучах вечереющего солнца Древнего Мира народам Ближнего Востока предстал блистательный Александр Македонский,  ²повелитель четырех сторон света², затмивший уже смутную к тому времени память о предыдущих великих царях и царствах.

Дальнейшая история Ближнего Востока, в том числе и Двуречья, − это уже история средневековых государств и средневековых войн…

 

*         *         *

Если взглянуть на карту Месопотамии, то в верхнем течении Тигра, в углу, образуемом этой рекой и впадающим в нее слева Большим Забом, можно увидеть символ, которым принято обозначать развалины древних городов. Это – Ниневия. Это о ней в Ветхом Завете сказано: ²Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы² (Ион. 3:3). Огромные холмы, образовавшиеся над развалинами древних дворцов, храмов и ступенчатых пирамид, являли собой как бы четыре угла неправильного параллелограмма длиной от 50 до 60 км и от 20 до 30 км шириной. Считается, что все это место занимала Ниневия в широком смысле этого слова, ²Город Великий².

Город возник в пору становления могучего Ассирийского государства (1250 г. до н. э.), но название его восходит к шумерам, обитавшим здесь еще за 1500 лет до ассирийцев. С шумерами произошло то же самое, что и с римлянами: они уже давно не существовали, а их язык продолжал жить в качестве языка жрецов, судей, ученых, писцов и вообще образованной части населения.

Ассирийцы унаследовали многих шумерских богов под их прежними именами. В частности,  даже тысячелетие спустя сохранялись в  обиходе шумерские слова  «эн» – «господин» и «нин» – «госпожа», если речь шла о богах и богинях. К  последним относились Нин-Гиззида, Нин-Гирсу, Нин-Ти. И шумеры, и вавилоняне с ассирийцами равно чтили богиню луны Нин-Гал, ее храм в городе Ур просуществовал более 2 тысяч лет.

Нин-Хурсаг – таково было имя великой матери шумерских богов. Археологическими раскопками вскрыты развалины посвященного ей величественного храма времен первой после великого потопа царской династии, правившей, по утверждению жрецов, на протяжении  24 150 лет.

Уместно предположить, что возведенный ассирийцами великий город был посвящен или находился под покровительством Нин-Хурсаг, что и отразилось в его названии – Ниневия.

Город великой матери богов перестал существовать в 612 г. до н. э. Халдеи, обрисованные в Ветхом Завете как «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями» (Аввакум. 1:6), буквально стерли Ниневию с лица земли. Ее уничтожали с тем особенным остервенением, с каким неисчислимое множество раз в истории человечества уничтожалось именно талантливое и прекрасное, − с  тем остервенением, которое порождается злобным и завистливым осознанием собственной неспособности создать что-либо подобное.

Ниневии не стало, но великая мать богов уберегла свой город от забвения. 

Согласно «Библейскому словарю»  д-ра Э. Нюстрема, слово «Ниневия» в разные времена и у разных народов произносилось по-разному: Нина − Нинве – Нинуа. В трудах римского историка Тацита (ок. 58 – ок. 117 гг. н.э.) оно запечатлелось как Нинус, а у Рашид-ад-дина   – как Ниневэ.

Память о Ниневии осталась в названии всего этого края, на который так много веков падал золотой отблеск ее величия и славы и который стал называться Наинава…

1 Белуджистан -  историческая область в Азии, на юго-востоке Иранского нагорья.

2 Рерих Н.К. Избранное (Сердце Азии). М., изд. Советская Россия. 1979.

2 Проводить параллель между Энкиду и персонажем из древних мифов Центральной Азии Энхэ-Булат-батором было бы явной натяжкой, но задуматься над таким созвучием, видимо, все же стоило бы.

3 Баски, одна из народностей Испании.

4 Иберийско-кавказские языки, языки народов Кавказа.

5 Ашшурбанипал, самый могущественный царь Ассирии (669 – 626 гг. до н.э.). Один из наиболее просвещенных людей своего времени, любитель и коллекционер письменных памятников Шумера, Ассирии и Вавилона. На месте его дворцовой библиотеки в Ниневии было найдено более 30 тыс.

Читайте также