Тенденции недели: Загадка Майдари Жапхандаева

В этом году он мог отпраздновать свой 75-летний юбилей, а годом ранее быть главным героем церемонии празднования 20-летия Бурятского цирка.
Болот Ширибазаров, Буряад Үнэн
950

 Покинув этот мир в 2008-м году, поимо ярких ролей, званий и  воспоминаний о себе он оставил нам одну загадку: «что такое бурятский цирк»? Такие люди как Майдари Жапхандаев видят на многие годы вперед и, редко бывают поняты своим поколением. Но он и не нуждался в понимании, поскольку знал, чего хотел.

В поисках бурятского цирка

Майдари Жапхандаев при жизни довольно редко давал развернутые интервью, и его прямых цитат практически не осталось. Не так уж и много конкретных  воспоминаний об особенностях его наследия. Многие артисты Бурятского театра драмы, например, и сегодня неохотно вспоминают о том, как под крышей Бурдрама, возглавляемого тогда Майдари Жапхандаевым,  уживались две труппы, театральная и цирковая. Его увлечение цирковым искусством воспринималось коллегами как нечто неуместное, по крайней мере, в период непростых во всех смыслах 90-х.

Сам Майдари Жапхандаев, будучи человеком суровым и конкретным, свои мысли коллегам не озвучивал, точнее, шел к своей цели без комментариев. Зато свое видение он умел донести до чиновников. Только очень устремленный и убежденный в своей цели человек мог буквально с нуля создать Государственный цирк Республики Бурятия. И он его создал!

Коллеги, вспоминая об этом человеке, первым делом обычно говорят: «жестким был». Иногда добавляют: «он легко мог воплотить золотую мечту большинства деятелей бурятского искусства, стать министром культуры Бурятии». Но, успешный театральный актер, народный артист России, любимец публики главным делом своей жизни выбрал бурятский цирк.     

Гуттаперчевый мальчик

Майдари Жапхандаев родился 7 января 1946 года в селе Алханай Дульдургинского района Агинского Бурятского национального округа.  Учился в Алханайской, Таптанайской и Агинской средней школе № 1. В детстве он, по воспоминаниям родных, любил ходить на спектакли Бурятского театра драмы имени Xоца Намсараева, когда тот бывал в округе с  гастрольными выступлениями, но тяги к актерскому искусству, вроде бы, не проявлял.

Определяющим для Майдари стал 1964 год, тогда дирекция Бурятского театра объявила набор талантливой молодежи для учебы в актерской студии при ЛГИТМиК. На конкурс Майдари пришел, будучи девятиклассником. Ему было отказали, но конкурс пройти позволили, раз уж пришел. В итоге он был зачислен на курс в порядке исключения, кандидатом без аттестата зрелости.

Майдари выезжает в Ленинград, подает документы в Ленинградскую школу рабочей молодежи №11, параллельно посещает занятия в студии, получает аттестат и становится студентом второго курса ЛГИТМиК. Все последующие годы учебы в институте он упорно, глубоко и жадно работает над собой, поражая педагогов своей природной пластикой, гибкостью, собранностью, силой воли и усидчивостью. Уже тогда некоторые ленинградские педагоги сравнивали его с другим, тоже очень волевым и одаренным от природы сыном бурятского народа…  

Наследник Инкижинова?

Есть в истории Бурятии еще один недопонятый человек, Валерий Инкижинов. Мировую славу ему принес легендарный фильм Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана», снятый в 1928 году. Яростный революционный пафос картины был настолько силен, что фильм не был отправлен на полку даже после эмиграции Валерия Инкижинова во Францию. Правда, о самом артисте долгие годы на родине почти ничего не знали. И в отечественных энциклопедиях его имя долгое время не значилось.

Валерий Инкижинов родился в Иркутской губернии в семье выходцев из Бурятии. Его отец был школьным учителем, поэтому постарался дать сыну хорошее образование. После окончания гимназии Инкижинов в 1915 году поступил в Петроградский политехнический институт. Однако вскоре увлекся театром и параллельно стал заниматься в студии Всеволода Мейерхольда, где восхищал маститого мэтра сцены удивительной пластикой движений. Благодаря уникальной пластичности позже его заметили кинематографисты.

Именно Инкижинова считают одним из родоначальников пластического театра России. Пластический театр – это и балет, и пантомима, и экспериментальная хореография. Основные особенности этого искусства заключаются в эмоциональной выразительности, стилизованном движении, а говоря проще – в подтексте поведения. Люди редко открыто говорят о том, что у них на уме. Но любого человека выдают его мимика, жесты, повадки и поступки.

Доподлинно не известно, считал ли себя Майдари Жапхандаев последователем театра Инкижинова. Но по природе своей, как признавали многие его коллеги, он был в первую очередь пластическим актером. И если это действительно так, то и не удивительно, почему в итоге Майдари Жапхандаев увлекся цирковым искусством.

На волне возрождения

В 1995 году Майдари Жапхандаев был назначен директором Бурятского театра драмы. Время было трудное, артисты месяцами не получали зарплату, и чтобы выжить, новый директор запускает проект «Алтан соембо».

- На волне возрождения народных традиций в программу решили включить цирковые номера - то, чего в Бурятии никогда не было, - поведает спустя годы о тех событиях «Газета №1».

В соседней Монголии к тому времени распался государственный цирк, и по приглашению Майдари Жапхандаева в Бурятию прибыли педагоги циркового искусства, Бямбажав Борхуу, Бааран Тумурбаатар, Гандболд и Цэнд-Очир Сэлэнгэ. Эти люди внесли новую волну в театральный процесс Бурдрама, но увидел это только Жапхандаев. Видимо, потому он и загорелся идеей о создании Бурятского цирка.

Идею тогда в минкульте отклонили, но в министерстве образования выделили несколько ставок для монгольских специалистов, и на базе Бурятского лицея-интерната №1 была образована цирковая школа. Поиски бурятского цирка стоили Майдари Жапхандаеву должности директора театра. Но об этом он ничуть не жалел. Сожалеть ему придется о том, что не хватило сил, они иссякнут в борьбе за бурятский цирк.

Борьба за бурятский цирк

Наиболее очевидной спецификой цирка можно назвать его универсальность и гибкость. Ни одно другое искусство, ни один другой вид зрелища не может похвастать таким многообразием жанров, которое объединяет цирковой манеж единым представлением. В этой универсальности и гибкости Майдари Жапхандаев видел особые возможности. Но чтобы воплотить их в жизнь, ему придется в буквальном смысле пройти все круги ада. Он столкнется с непониманием, безразличием, предательством тех, на кого искренне надеялся.

У него было все, чтобы жить безбедно и почивать на лаврах. Но найдутся люди, которые увидят в его упорстве желание прославиться. Желание прославиться диктует гордыня. Гордыня – это когда ради себя. Но он жил своим делом, и отдавался этому делу без остатка, в ущерб здоровью. Гордыня такое не продиктует. Первыми воспитанниками Жапхандаева были дети, у которых даже на проезд в автобусе денег не было.    

- Через Минкульт России Жапхандаев добился, чтобы детям платили зарплату. Чтобы некоторые пьющие родители не отбирали деньги, приходилось кормить детей в театре, - напишет спустя годы «Газета №1», - особо настойчивых родителей он спускал с лестницы. Это были годы страданий от непонимания, когда он в одиночку упорно боролся за цирк…

Гений, или чудак?

Сегодня это, пожалуй, ключевой вопрос в биографии Майдари Жапхандаева: кто же он на самом деле, гений, или чудак? Ответы на такие вопросы, как известно, появляются спустя время.

В феврале 2005 года мало кому известный, и мало кому нужный бурятский цирк завоевал «Золотого клоуна» - главный приз Международного циркового  фестиваля в Монте-Карло. Самую престижную мировую награду в области циркового искусства воспитанникам Жапхандаева принес номер «Проснувшиеся змеи». Это была миниатюра, навеянная воспоминаниями о священной горе Алханай, где весной просыпаются змеи и, начинают свой весенний танец, то расползаются, то вновь сплетаются в узел. Так весь мир узнал о знаменитых гуттаперчевых девочках из Бурятии.

Майдари Жапхандаев в это время лежал в новосибирской больнице в ожидании операции по замене почки. Новость о том, что гибких девочек   пригласили на работу в цирк «Дю Солей», скорее расстроила Жапхандаева, чем порадовала. Оно и понятно, он намеревался создать уникальный бурятский цирк, а не цирковую школу для других цирков. «Пусть они выступают на арене «Дю Солей», ради бога, но под знаменем бурятского цирка, а не канадского».

Гуттаперчевые девочки стали символом поисков и надежд Майдари Жапхандаева. Он, вроде бы, добился, чего хотел. Но вопрос о том, что же представляет собой его наследие, осколки, или основание для прекрасного дворца, все еще остается открытым. Это главная его загадка, этакий выбор, раскрыть нам его гениальность, или забыть.

Читайте также