Как старейшее в Бурятии учреждение образования решает проблему кадров для сферы искусств

Колледжу искусств имени Чайковского в 2021 году исполняется 90 лет
БАИР ТУРБЯНОВ, ДИРЕКТОР КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО
142
АЛЁНА ЧИЛИМОВА, ФОРТЕПИАНО. ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА КОЛЛЕДЖА.

Колледж искусств имени Чайковского является старейшим образовательным учреждением сферы культуры Бурятии, в 2021 году ему исполнится 90 лет со дня основания.

Во всех творческих коллективах республики, от театрально-концертных и культурно-досуговых учреждений до детских школ искусств, работают наши выпускники, получившие среднее специальное образование. Львиная доля наших выпускников продолжает обучение, поступая в творческие вузы России и зарубежья.

Сложная экономическая ситуация в России конца 90-ых — начала 2000-ых годов, переход на новые механизмы свободного рынка, в том числе и рынка труда, серьезно повлияли на деятельность образовательных учреждений в сфере культуры. В числе возникших проблем остро встал вопрос кадрового обеспечения отрасли, который актуален до сих пор.

ЖАМСО БАМБАГАЕВ, ВОКАЛ. ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА КОЛЛЕДЖА.

Региональная методическая служба Бурятии — Ресурсный учебно-методический центр при колледже (РУМЦ) — проводит системный мониторинг и анализ кадровой ситуации в отрасли, включая систему учреждений образования. В настоящее время Колледж искусств имени Чайковского, детские школы искусств, учреждения культуры испытывают острую нехватку в специалистах по музыкально-теоретическим дисциплинам, а также в пианистах, духовиках, струнниках, происходит неизбежное «старение» работающих педагогических кадров, ситуацию усугубляет отток молодых, талантливых выпускников в центральные города страны.

Для эффективного осуществления образовательной деятельности в отрасли культуры, соблюдения федеральных образовательных стандартов и требований представляется необходимым реализация комплекса мер, направленных на привлечение в нее дипломированных специалистов. При этом важнейшим условием для развития кадрового потенциала является обучение лучших выпускников колледжа в ведущих творческих вузах России.

Одним из действенных механизмов пополнения кадров на сегодняшний день является организация целевого обучения. Мероприятия по целевой подготовке кадров очень значимы для нас и направлены на создание условий по привлечению талантливой молодежи в республику. Поэтому коллектив колледжа с большим воодушевлением воспринял принятие Федерального закона от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает правовые механизмы осуществления целевого приема и целевого обучения.

Начался кропотливый процесс по организации целевого обучения. При этом данная работа ведется в двух направлениях:

Первое — целевое обучение выпускников колледжа в ведущих творческих вузах страны.

Второе — целевой прием в колледж выпускников детских школ искусств, общеобразовательных школ, студий и кружков при культурно-досуговых учреждениях.

Рассмотрим первое направление — целевое обучение выпускников колледжа в творческих вузах страны. С внедрением в федеральном законодательстве правовых норм по осуществлению целевого приема колледж при поддержке Министерства культуры Бурятии приступил к проработке вопросов, касающихся направления наших выпускников в ведущие творческие вузы страны на целевое обучение.

Первыми «ласточками-целевиками», с которыми были заключены такие договоры, стали 3 выпускника 2014 года В частности, в Московскую консерваторию поступили М. Дамбаев (хоровое дирижирование) и О. Бурдуковская (музыковедение). Заказчиком их обучения стал колледж, который за счет средств от приносящей доход деятельности оплачивал ежемесячные стипендии (дополнительные), проезд 2 раза в год до места учебы. От Бурятского академического театра оперы и балета в Санкт-Петербургскую консерваторию поступил Ч. Баиров (хоровое дирижирование), который затем поступил в Московскую консерваторию (вокальное искусство), а также А. Васильева, выпускница Новосибирской специальной музыкальной школы-колледжа (фортепиано), от Республиканского центра народного творчества в Уральскую консерваторию поступила С. Петрова (хоровое дирижирование). В 2019 году два наших «целевика» после окончания обучения в своих вузах вернулись и приступили к работе — это М. Дамбаев (колледж) и А. Васильева (театр оперы и балета).

С 2014 года колледж наращивает работу по направлению на целевое обучение. Важнейшим условием в этой сфере является формирование и развитие партнерских отношений с вузами, которые с большим пониманием относятся к проблемам обновления кадров Бурятии, а также координация работы с работодателями-заказчиками. В настоящее время в вузах России и Монголии обучаются 137 выпускников колледжа, из них — 27 человек по договорам целевого обучения:

  • Московская консерватория — 3 (хоровое дирижирование — 2, фортепиано — 1);
  • Санкт-Петербургская консерватория — 1 (виолончель);
  • Российская академия музыки имени Гнесиных — 2 (музыковедение);
  • Российский институт сценических искусств — 1 (сценография (художник-технолог сцены);
  • Казанская консерватория — 1 (флейта);
  • Уральская консерватория — 1 (домра);
  • Ростовская консерватория — 1 (вокальное искусство);
  • Новосибирская консерватория — 7 (баян — 1, вокальное искусство — 3, скрипка — 2, балалайка — 1);
  • Сибирский институт искусств — 7 (фортепиано — 1, сольное и хоровое народное пение — 2, звукорежиссура — 2, скрипка — 1, скульптура — 1);
  • Дальневосточный институт искусств — 4 (скрипка — 1, фортепиано — 2, гитара — 1).

Заказчиками выступают колледж (11 человек), Бурятский театр оперы и балета (2), Русский драматический театр (1), Буряадтеатр (1), театр «Забава» (1), хореографический колледж (1), ансамбль «Степные напевы» Иркутской области (1), органы управления культурой муниципальных образований (2), детские школы искусств (8).

ВАЛЕНТИН САНЖИЕВ, АЛЬТ. ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА КОЛЛЕДЖА.

Еще одной формой работы по обучению выпускников колледжа искусств является сотрудничество с вузами Монголии, которое не регулируется нормами федерального законодательства, но это сотрудничество имеет форму практической реализации при поддержке Министерства культуры Бурятии и Министерства образования, науки, культуры и спорта Монголии на основе соответствующих соглашений между колледжем и вузами Монголии. За период с 2008 года по настоящее время Бурятия получила 13 специалистов с высшим образованием, успешно окончивших Монгольский госуниверситет культуры и искусств по разным специальностям: морин хур, протяжное пение, иочин, живопись. Еще 5 человек в настоящее время учатся в указанном университете.

Второе направление нашей работы в этой сфере — это целевой прием в колледж по договорам, заключаемым с муниципальными образованиями, детскими школами искусств, учреждениями культуры. Начиная с 2014 года, колледжем были заключены договоры с администрациями Баргузинского, Курумканского, Тункинского, Окинского районов, некоторыми детскими школами искусств по целевой подготовке кадров: хореографическое и театральное творчество, живопись, эстрадное пение, сольное и хоровое народное пение, бурятские и русские народные инструменты.

Обучение студентов по целевой программе специально для детских школ искусств — одна из наших приоритетных задач. Так, в 2020 году закончила обучение в колледже Г. Шишмарева (баян), которая, будучи выпускницей Петропавловской детской школы искусств Джидинского района, целенаправленно обучалась у нас на отделении РНИ, и в настоящее время уже приступила к работе в названной школе.

Какие проблемы имеются в целевом обучении? Не все заказчики из-за отсутствия средств осуществляют финансирование мер социальной поддержки, и, соответственно, обязанность трудоустройства у студента после окончания обучения прекращается.

С 1 января 2021 года вступили поправки в закон «Об образовании», постановлением правительства России от 13.10.2020 № 1681 утверждены новые правила по организации целевого обучения, согласно которым установлены меры ответственности как для заказчиков, так и для «студентов-целевиков», появились возможности продолжения их обучения по программам другого уровня, при котором обязательства по трудоустройству продлеваются на период обучения. При этом важнейшим условием целевого обучения является финансовая поддержка за счет средств бюджетов разных уровней, а также собственных средств заказчиков.

Мы возлагаем большие надежды на программу целевой подготовки кадров для Бурятии и уверены, что это станет одним из самых эффективных механизмов для привлечения в нашу республику яркой и талантливой молодежи.

Читайте также