Явление Божества

Кем является царица Великая Екатерина II для буддистов?
Александр Махачкеев, Буряад Үнэн
1473

Государственный Эрмитаж представляет в Национальном музее Бурятии четыре работы, посвященные российской императрице Екатерине II. Из них три выполнены художниками и мастером с немецкой фамилией и одна принадлежит кисти Фёдора Степановича Рокотова, выходца из русских крепостных. Это его знаменитая картина «Портрет Екатерины II».

Для бурятских буддистов личность царицы имеет особое значение, она является предметом религиозного культа. Напомним, что в 1764 году по просьбе родовой знати Дамба Даржа Заяев был назначен Пандито Хамбо ламой всех селенгинских дацанов. «Лама Заягиев, как знающего смысла из книг 108 томов Ганжура утвержден по Указу Пограничной канцелярии от 22 июня 1764 года за № 610 Пандито Хамбо Ламой» (из архива РГИА). Впоследствии Дамба Даржа Заяев был приглашен в Москву и благосклонно принят императрицей Екатериной II и наименован Ее Величеством Главным Хамбой сибирских лам: «удостоился милостивого внимания со стороны Императрицы. Государыня просила Дзаяева указать, какой награды он желает со стороны ея Величества. Дзаяев просил наградить титулом Пандито Хамбы, что и было дано…» (Православный собеседник, с. 618).

«Зая Лама получил удостоверяющую его высокое звание Пандито Хамбо Лама грамоту с белой печатью, был награжден Андреевским орденом с правом ношения на шее за распространение религии в соответствии с законами Российского государства» (из бурятских летописей). Так Дамба Даржа Заяев получил высочайшее соизволение свободного вероисповедания своей буддийской религии.

Своё решение императрица Екатерина II закрепила подарком - вручила бурятской делегации собственное изваяние. Его хранили в Анинском дацане до 30-х годов прошлого века, вплоть до разрушения монастыря. Осенью 2019 года, когда воссозданный бюст царицы вернулся в Анинский дацан в Хоринском районе, его  ширээтэ Легцок лама, сообщил: «Там был не только бюст Екатерины, но и портреты императоров России - начиная с Петра Великого до последнего Николая II. Первый Пандито Хамбо лама Дамба-Доржи Заяев сказал, что наши императрицы и императоры очень тесно связаны с Белой Тарой».

С тех пор российские цари считаются у буддистов воплощениями этого божества. И не случайно она женского рода, поскольку отсчёт ведется с самой Великой Екатерины II. Однако, видимо, не все буддисты это признают. В 1896 году на коронации Николая II в Москве случился инцидент с делегацией бурятских буддистов, в составе которой был лама из Кижинги Лубсан-Сандан Цыденов. На приёме у нового императора представители всех религий встали на колени. И лишь высокий Цыденов остался стоять.

А день 25 июля 2014 года вписался ещё одной страницей в историю духовных связей между Домом Романовых и буддийским духовенством Сангхи России. В полдень к парадным вратам Иволгинского дацана прибыл кортеж Главы Дома Романовых. Ее Императорское Высочество Государыню Великую Княгиню Марию Владимировну встречал Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев и другие высокие лица Сангхи, ламы и хувараки. Великую княгиню сопровождала свита из потомков русских дворянских фамилий: князья, графы и статс-дамы.

Встретились они и с Нетленным телом Хамбо ламы Итигэлова. Позднее в интервью журналистам Ее Высочество отметила, что встреча с человеком, который общался с ее предшественником, Святым Царем Страстотерпцем Николаем II, произвела на нее неизгладимое впечатление!

Далее во время экскурсии большой интерес Ее Императорского Высочества вызвала статуя Богини Белая Тара, чьим «милостивым воплощением I Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев назвал великих Государынь - Елизавету Петровну и Екатерину II за их доброту к жителям Забайкалья и Восточной Сибири, исповедовавшим буддийское вероучение, за их высочайшее признание Учения Будды, существующего на территории Империи».

Спустя два с половиной века в соответствии с традицией почитания глав империи, Глава Императорского Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна, являясь преемницей Государей Российских, также является воплощением Богини Белая Тара для бурятских буддистов. Впрочем, религиозные культы не всегда объяснимы логически, а лишь являются предметом веры. И пример поступка ламы Лубсан-Сандан Цыденова прекрасное тому подтверждение.

Читайте также