В районном музее Бурятии обнаружен подлинник исторической картины

Картина "Хождение хори-бурят к Петру Великому" преподнесла неожиданные сюрпризы
Татьяна Никитина, Новая Бурятия
329
Оригинал картины был написан в 1991 году по заказу Хоринского краеведческого музея, где и хранится по сей день. Фото: Любовь Трунева

Не так давно в Художественном музее им. Сампилова состоялось торжественное мероприятие, посвященное заметному историческому событию как хождение представителей одиннадцати хоринских родов к Петру I. Потомки той делегации или те, кто себя причисляет к таковым, собрались перед одноименной картиной народного художника Солбона Ринчинова.

Историки рассказали о причинах невероятного, по тем временам, первого среди бурятских племен похода. Фольклорный ансамбль спел песню, специально написанную о тех событиях. В рамках выставки, посвященной 85-летию художника, картина «Делегация хори-бурят на приеме у Петра Великого» заняла едва ли не центральное место, и на то были свои причины. Именно за нее в 2005 году Солбон Ринчинов был удостоен Государственной премии Республики Бурятия.

Парадокс заключается в том, что и в самом хождении к царю, и в истории создания картины до сих пор существует множество мифов наподобие того, как съели соплеменники погибшую в дороге красавицу-шаманку Абжаа-удаган. Не осталось исторических документов, свидетельствующих, где  проходила встреча и что именно там обсуждалось. Пользуясь случаем, мы попросили людей, лично знакомых с историей создания картины, рассказать, как все это было. 

Зачем хори ходили к царю

Вот как описывался замысел картины в одной из газетных статей, вышедших в начале 90-х годов.

«Задумка написать картину о встрече представителей одиннадцати родов хори-бурят с Петром Великим появилась у художника в конце 60-х гг. Однажды ему в руки попалась рукопись драмы Базара Барадина «Ехэ Абжаа-удаган». Он читал ее с большим интересом, и его душа наполнилась гордостью за исторический подвиг предков. Стал изучать историю Бурятии. Но в трудах ученых-историков, краеведов  не нашел ни слова об этой поездке. Еще свежо было в памяти всенародное празднование 300-летия добровольного вхождения Бурятии в состав России в 1959 году и награждение республики орденом.

Много поучительного рассказывали ему ученые С.П. Балдаев, Б.Д. Цыбиков и др. Не раз за советом обращался к председателю правления Союза художников Бурятии Д.Н. Дугарову. Беседовал с писателями Б. Санжиным, Р. Батожабаем, Н. Дамдиновым и др.

Из той поездки больше всех его поразил подвиг юной красавицы Абжаа-удаган. Известно, что она, не выдержав нечеловеческих испытаний, умерла по пути домой. Конечно, в центре полотна должен стоять царь Петр. За ним князь Федор Алексеевич Головин. Рядом с руководителями делегации Баданом Туракиным хотел изобразить Абжаа-удаган, но, подумав, решил: лучше и исторически правдоподобнее, если с Туракиным будет стоять русский переводчик, а чуть сзади с традиционным бурятским хадаком наша красавица Абжаа-удаган.

Работа шла к завершению, и вдруг  вызов в областной комитет КПСС. С первых слов идеолога республики Александра Алексеевича Бадиева стало ясно, что разговор состоится нешуточный: «Какова цель твоей картины? Решил царя-деспота прославить? Царскую власть восхваляешь?».

Ответ художника: «Хори-буряты совершили подвиг ради будущего всего бурятского народа».

«Ничего подобного. За полвека вперед буряты вошли в состав России. Надо знать историю, прежде чем взяться за кисть. Вы своей вредной, по сути, картиной выражаете идеологию узкого круга людей, пораженных местным национализмом. Хотите остаться в строю советских художников, немедленно уничтожьте картину! Сожгите или, разрезав, растопчите. Иначе вашей карьере художника  конец!»

Историческая правда

Вот что сообщил на встрече в Художественном музее с потомками ходоков историк Доржи Цыбикдоржиев: «Почему-то считается, что хори шли к Петру Первому с прошением, чтобы присоединить эти земли к государству Российскому. Ничего подобного. На момент похода, а это 1702 год, все эти земли уже давно были в составе России. Представители одиннадцати родов шли к царю за защитой – жаловаться на бесчинства местных правителей, насилие и поборы. Царь внял их просьбе, огромные, даже по нынешним меркам, наделы были отданы в собственность хори в полное их владение. Как известно, 22 марта 1703 года Петр Первый обнародовал указ, выступив в защиту бурят, перешедших «под высокую государеву руку».

Интересна и другая деталь, описанная в республиканских газетах 90-х годов: «Красноречиво характеризует художника и тот факт, что, несмотря на мнение ученых, которые, комментируя сюжет картины, говорили, что посланники народа перед царем должны стоять на коленях, быть распростертыми перед ним, Ринчинов отказался следовать «букве» исторической правды. Художник сказал, что в таком положении бурят показывать не будет, и это была его человеческая и творческая принципиальная позиция.

«Все, что написано мною,  это о бурятах», – говорил народный художник России и Республики Бурятия Солбон Ринчинов. Применительно к его личности слова «народный художник» это не только звание, но и признание заслуг человека, сумевшего сохранить и передать в условиях меняющегося времени бесценную информацию, идущую от предков.

На картине можно видеть, что ходоки держат в левой руке традиционные бурятские ножи в ниспущенном состоянии, как подобалось обычаям тех лет. По традиции, заходя в гости, мужчина должен был снять нож и опустить его за ремень, показывая тем самым, что он пришел с добрыми намерениями.  

Картине – 30 лет

– Насколько помню, заказ написать картину на историческую тему поступил художнику от тогдашнего директора Хоринского краеведческого музея Иннокентия Яковлевича Трунева. Дело в том, что в 80-е музей сгорел, на создание новой коллекции были выделены средства. В течение четырех лет шла кропотливая работа по сбору новых экспонатов. Помню, что он подошел ко мне и попросил организовать поездку в Москву художнику, чтобы тот смог нарисовать картину о хождении хори к Петру. Предки Трунева, как и глава делегации Туракин, были из галзутского рода. 

Мы такую поездку в Грановитую палату, где на картине изображено все действо, Солбону Ринчинову организовали. Более того, в то трудное время музей нашел средства на приобретение картины. Сохранились документы, что вначале за картину был внесен аванс в 2  тыс. рублей, затем уплачено еще 6 тыс. рублей, – рассказывает бывший заведующий отделом культуры Хоринского района Бато Цыдыпов. 

– 15 октября 1991 года картина, написанная маслом на полотне размером 190 на 130 сантиметров, была приобретена в фонды музея и заняла почетное место в центральной экспозиции, где и находится по сей день. Получается, что картине «Делегация хори-бурят на приеме у Петра Великого» в этом году исполнится ровно 30 лет. Парадокс заключается в том, что картина, выставленная сегодня в Художественном музее и за которую художник получил Государственную премию, это картина-близнец, что невероятно само по себе, потому что должно быть наоборот. Картина же, написанная 12 лет спустя специально по заказу правительства Бурятии, хранится сегодня в Национальном музее Бурятии, – продолжает рассказ Бато Цыдыпов. 

Копия, за которую художник был удостоен Государственной премии Бурятии. Хранится в Национальном музее Бурятии. Фото: Татьяна Никитина

Картина-близнец

Из газетной статьи 90-х годов: «На картине Солбона Ринчинова делегаты, поведавшие царю о бесправном положении бурят в Забайкалье, преисполнены достоинства и чести. Краски, блики, пространство картины, изображенное действо – все придает моменту особую торжественность. Горит негодованием взор Петра, узнавшего о несправедливости и притеснениях своих подданных. Царедворцы с сочувствием внимают рассказу мужественных людей, преодолевших опасный, долгий путь, чтобы отстоять свободу, мир и покой для своего народа.

Картина Солбона Ринчинова дает возможность нам, современникам, представить реалии исторического прошлого, понять чувства и помыслы наших предков. Поездка бурят к царю Петру I была поистине героической. Именно ответственность за судьбу целого народа подвигла хоринцев отправиться в опасный путь. Петр Первый принимал в тронном зале. Буряты преподнесли царю соболью шубу и золотые слитки, угостили его тарасуном из молока ста белых кобылиц».

– Несмотря на то, что картины-близнецы писал один и тот же художник, они различаются, и довольно существенно даже с художественной точки зрения. К примеру, на нашей картине, хранящейся в Хоринском краеведческом музее, у князя Головина и стоящего рядом с ним вельможи нет париков, а на картине-близнеце есть.   Также   на   второй  картине на заднем  плане    появляется   вооруженный солдат, – рассказала директор Хоринского краеведческого музея Любовь Трунева.

История продолжается

– В 2003 году специально на торжественное открытие скульптурной композиции «Навеки вместе», посвященной 300-летию хождения  хори-бурят к Петру Первому, в Хоринск прибыла делегация Министерства культуры во главе с президентом Бурятии Потаповым. Считается, что тогда Леонид Васильевич посетил Хоринский районный историко-краеведческий музей и было принято решение заказать художнику картину-близнец, но это не так. Поскольку я сопровождал тогда президента, достоверно могу сказать, что в музее он не был и картины не видел. Как возникла идея создать вторую картину, сказать не могу. В мою бытность Леонид Васильевич несколько раз приезжал в район, но ни разу мы с ним в музее не были. Тогда этой темой много занимался председатель ВАРК Евгений Егоров, с ним мы ходили в наш музей. Он настоял, чтобы в состав делегации на празднование 300-летия хождения к Петру Великому  включили директора музея Нину Иннокентьевну Степанову, – вспоминал глава Хоринского района в 1994 – 2003 гг. Александр Заводской.

А вот как рассказывает об этом газетная публикация тех лет: «Культурные руководители» заинтересовались картиной и попросили автора воссоздать второй ее экземпляр. «Ну, я подумал и предложил за свою работу 200 тыс. рублей, – вспоминал Солбон Ринчинов. – Мне говорят, что это слишком дорого. В общем, пока я цену загибал, объявили конкурс среди художников на написание картины к этому событию с призом в 30 тысяч. Тут я и решил, что хоть что-то, чем ничего. Одним словом, сговорились на 50 тысячах».

Вот так в залах Музея истории Бурятии появилась картина-близнец «Делегация хори-бурят на приеме у Петра Великого». На сегодня это единственное художественное полотно, воссоздающее судьбоносный для Бурятии исторический момент. Написанное на заказ, оно неожиданно стало популярным  – рождает споры, с него делают репродукции, образы царя и прошедшего сквозь века народа волнуют и вдохновляют  по сей день.

Читайте также