Юбилейный конкурс им. К.И. Базарсадаева: что тигр идущий нам готовит?

Международный конкурс имени К.И. Базарсадаева -  одно из самых ярких вокальных состязаний «восточного дивизиона»
Давид Дондупов, музыковед, член Союза композиторов РФ, Бурятия
261

За 15 лет своего существования ему удалось отстоять свое право быть, пожалуй, единственным в стране конкурсом мужских голосов, пишет газета «Бурятия».

Это была мечта ведущего солиста Бурятского театра оперы и балета, народного артиста СССР Кима Базарсадаева, 85-летие которого мы отмечаем 22 апреля 2022 года проведением VI Международного конкурса молодых вокалистов «Мужские голоса» в Бурятском театре оперы и балета.

Ступени к Олимпу

Ким Базарсадаев принадлежал к числу выдающихся мастеров оперного искусства страны. Обладая сильным голосом с богатыми тембровыми красками, он покорил своим искусством слушателей многих стран мира. Но свою первую путевку на большую сцену Ким Иванович получил еще в студенческие годы, став сначала лауреатом республиканского конкурса, а позже - уже будучи студентом Ленинградской консерватории - удостоился звания дипломанта Всесоюзного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки (самого престижного вокального конкурса СССР) и дипломанта Международного конкурса вокалистов в Хельсинки. Тем самым, уже с периода обучения профессии он осознавал важность конкурсной атмосферы, где молодые люди проходили не только творческую и сценическую школу, но и приобретали духовную закалку, характер, без которых не подняться на оперный Олимп. Он всегда мечтал помогать молодым вокалистам и лучшей данью памяти выдающемуся солисту стало проведение в Бурятии в 2007 году - спустя пять лет после смерти и накануне 70-летнего юбилея - первого мужского вокального конкурса, который инициировал Культурный фонд имени К.И. Базарсадаева в лице его супруги Серафимы Даниловны и дочери Эржены.

Все флаги в гости к нам

За свою историю он уже собрал сотни артистов из различных регионов России, Монголии, Китая. Среди его председателей жюри были итальянский дирижер театра «Ла Скала» Р. Сальвалио, выдающийся монгольский бас Д. Жаргалсайхан, профессор Санкт-Петербургской консерватории, солист Мариинского театра Ю.К. Лаптев и многие другие авторитетные оперные мэтры. Проведение конкурса приветствовали директор и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, выдающийся российский певец Иосиф Кобзон, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.

Главной целью, которую видели организаторы и учредители конкурса в лице Культурного фонда имени К.И. Базарсадаева, министерства культуры Республики Бурятия и Бурятского государственного академического театра оперы и балета, являлось открытие новых имен. Еще никому неизвестные исполнители, большинство из которых были студентами, стартовали на этом оперном форуме и позже становились лауреатами престижных вокальных состязаний и солистами известных театров.  Так, обладатель Гран-при Михаил Пирогов (2017 г.) позже стал дипломантом Международного конкурса Хосе Каррераса и солистом Красноярского, а затем Новосибирского театра оперы и балета, выступая на сценах Мариинского и Большого театров. Солист ансамбля песни и пляски (Улан-Батор) Хурэлбаатар Оюунчимэг вскоре после Гран-при конкурса Базарсадаева (2010 г.) стал ведущим солистом оперного театра столицы Монголии. Лауреат  III премии этого же года Бадрал Чулунбаатар в 2014-м стал финалистом проекта «Большая опера» телеканала «Культура», а с 2017-го  живет и работает в Италии, являясь приглашенным солистом Мариинского театра и лауреатом десятка международных оперных состязаний. Обладателями Гран-при в разные годы становились  солист Новосибирского театра оперы и балета Константин Буинов (2007 г.) и солист Монгольского театра Батжаргал Баярсайхан (2015 г.). Среди лауреатов первой премии запомнились солист Бурятского оперного театра Мунхзул Намхай (2007 г.), Якутского оперного - Егор Колодезников (2012 г.) и Монгольского -  Бямбажав Гомбо-Очир (2010 г.).

Оперный хаб

Так получилось, что из-за географического соседства  монгольская делегация всегда была самой масштабной и представительной, создавая беспрецедентный уровень конкуренции, которому позавидовали бы и мировые оперные «дерби». В рамках конкурса отчетливо видны традиции бурят-монгольской вокальной школы. Ведь еще полвека назад (в 1960-1980-е годы) многие монгольские певцы учились у бурятских педагогов, обменивались опытом с нашими солистами, и наши театры связывала крепкая дружба. В настоящее время надо признать, что монгольская школа оперного пения находится на пике и в мировом конкурсном движении монгольские солисты всегда в числе фаворитов. Конкурс имени Базарсадаева является для них важным стартом, поэтому каждый тур - это увлекательная баталия российских и монгольских певцов, где можно смело ставить на будущих звезд, как минимум, континентального масштаба.

В свете современных тенденций «восточного партнерства», участия в конкурсе солистов из Монголии и Китая, его важность возрастает многократно.  Эта международная миссия делает Бурятский театр оперы и балета, да и регион в целом, крупным логистическим центром, а в недалеком будущем и оперным «хабом» на конкурсной карте мира, складывающейся по-новому в стремительно меняющийся Год тигра.

Читайте также