Проект «Ночь ёхора»: традиции, инновации, перспективы

Фестиваль «Ночь ёхора» Бурятского национального театра песни и танца «Байкал», который отметил в этом году свой 80-летний Юбилей, давно уже признан одним из любимых народных праздников, посвященных сохранению и популяризации традиционного бурятского кругового танца ёхор (ёохор).
Л.Д. Дашиева, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ИМБТ СО РАН, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия.
95

 Каждый год, начиная с 2008 года, кроме 2020 г. (в 2021 г. фестиваль проводился в онлайн-формате), летом в Этнографическом музее народов Забайкалья проходит праздник традиционной песенно-танцевальной культуры бурятского народа.

1 и 2 июля 2022 года, объявленного годом нематериального культурного наследия народов России,  состоялся XIVфестиваль бурятского танцевального искусства «Ночь ёхора». Два летних вечера под открытым звездным небом люди разных возрастов, национальностей и вероисповедания окунулись в замечательный мир традиционной бурятской музыки, песен и танцев, ощутили радость коллективного общения, вылившегося в поистине массовое народное единство. Безусловно, атмосферу веселого праздника, живого общения и единения людей создавали талантливые артисты и организаторы фестиваля – Бурятский национальный театр песни и танца «Байкал».

Обращаясь к истории фестиваля «Ночь ёхора», необходимо сказать о том, что идея сохранения, популяризации и трансляции бурятского кругового танца ёхор возникла в русле национального возрождения традиционной духовной культуры бурятского народа. Самый первый фестиваль «Ночь ёхора» состоялся в июле 2008 года в Этнографическом музее народов Забайкалья и стал знаковым событием в культурной жизни Бурятии.

Работая по приглашению в качестве члена жюри конкурсной программы фестиваля на протяжении нескольких лет (исключением является время пандемии 2020-2021 гг.), отмечу динамику развития проекта «Ночь ёхора» и его инновационные черты. Четко выстроенный план фестиваля и хорошая организация позволяют зрителю увидеть, услышать и насладиться высоким зрелищным искусством, в котором каждому человеку предоставляется уникальная возможность принять личное участие в Гранд ёхоре вокруг большого костра. Благодаря успешным мастер-классам артистов «Байкала», с особой любовью и вдохновением обучающих традиционным танцевальным движениям в ёхоре, каждый танцор может освоить и выучить основные кинетические модели разновидностей ёхора Осоо, Айдуусай, Яхуусай и др.

Динамизация проекта проявляется в постоянном ежегодном обновлении программы фестиваля, привлекая большой поток зрителей и участников фестиваля, достигающего несколько тысяч человек. Яркой инновационной особенностью фестиваля стала его концертная программа, в которой показаны разновидности ёхора в современной интерпретации талантливых певцов и артистов «Байкала». Как органично и красиво в традиционную мелодику ёхора вписываются стилизованные танцевальные движения и ритмы современного танца! Все четыре композиции безупречны и поражают оригинальностью манеры исполнения.

Особой заслугой «Байкала» является сохранение традиции преемственности и передачи молодому поколению кругового танца через ёхорные танцевальные движения, легко запоминающиеся и повторяющиеся вслед за мастерами танцевального искусства «Байкала». Как важно в нашем современном мире сохранить и передать молодежи традицию исполнения бурятского ёхора, пришедшего к нам из глубины веков, донести до каждого танцора чувство солидарности и единства, выраженного в мощной энергетической силе, чарующей красоте танца предков! В этой связи, несомненно, радует и вселяет надежду огромный интерес к ёхору молодых людей, которые составляют основную массу участников и зрителей. Они своей неиссякаемой энергетикой и задором зажигают в Гранд ёхоре и вдохновляют людей пожилого возраста.

Традиция преемственности осуществляется также в привлечении детей дошкольного и школьного возрастов в фольклорные коллективы и их участие в конкурсной программе. В частности, в XIV фестивале в конкурсе стилизованного ёхора принял участие детский ансамбль «Хэнгэргэ» из Тункинского района (руководитель И.В. Ягдуева). Безусловно, необходимо включать детские фольклорные коллективы в конкурсы аутентичного и стилизованного танца, что позволит сохранить и продолжить ёхорную традицию для будущих поколений!

Наблюдая за историей развития фестиваля, надо также отметить его инновационные черты и расширение культурного поля фестиваля за счет участников конкурсной программы. Кроме фольклорных ансамблей из разных районов Бурятии и Забайкальского края, в конкурсах аутентичного и стилизованного ёхоров активное участие принимают ансамбли медиков, воспитателей детских садов и других организаций города Улан-Удэ. Безусловно, их участие достойно всяческой поддержки и уважения! Кроме того, для подтверждения международного и межрегионального статуса фестиваля необходимо приглашать фольклорные коллективы из других регионов России, где по сей день бытуют традиционные круговые танцы (у якутов, эвенков, долган). Очевидно, грантовая либо другая финансовая поддержка проекта позволит углубить и динамизировать формат фестиваля «Ночь ёхора».

В настоящее время с каждым годом популярность ёхора растет и приобретает особую актуальность, как было отмечено выше, в молодежной среде. Благодаря крупным проектам по сохранению уникального культурного наследия бурятского народа и социальным сетям, трансляция ёхорной традиции происходит не только в России, Бурятии, Забайкалье и Иркутской области, но и во всех уголках мира, и которая стала своеобразным способом интеграции тысяч людей во всем мировом пространстве. И если говорить о бурятском ёхоре как о бренде, обладающем культурно-экономическим потенциалом в социокультурном и туристическом пространстве Бурятии, то необходимо проводить планомерную культурную политику, направленную на его сохранение, популяризацию и трансляцию, что, безусловно, способствует этнокультурной идентичности бурятского народа.

Читайте также