«Шоу офф-данс» - новые грани театра Байкал

Театр оперы и балета был заполнен до отказа, в партере самые нетерпеливые зрители время от времени всплескивали аплодисментами.
Галина Дрюон
784

Все согласно поэту: «Театр уж полон, Ложи блещут, Партер и кресла, все кипит. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит»... И занавес взвивался, и театр танца Байкал снова удивлял зрителей новым спектаклем «Шоу-офф-Данс».

За последние десять лет я все чаще вижу на улицах  Парижа большие  групповые представления, в которых синхронно танцуют по сто человек, иногда даже больше. Речь идет об уличных танцах. Всякий раз я невольно останавливаюсь - стремительный  ритм музыки,  быстрая смена разных движений  - захватывающее зрелище! А по телевизору нам показывают шоу-конкурсы детей, поражающие огромным числом участников. Своеобразный коктейль из модерн-джаза, брейка, классического балета, фанка, хип-хопа - привлекает, и нисколько не удивительно, что поклонников становится всё больше. И в  нашей стране тоже становится модным, молодежь сильно поднаторела в области танцев. Современные дети уже знакомы с новым видом, по крайней мере, они способны  отличить стиль Вог от Контемпорари, Брейк от Джаз-модерна и так далее.

Но думаю, далеко не все  сталкивались с таким понятием, как Шоу-данс. Давайте разберемся, что же это такое и чем Шоу-данс отличается от обычных танцев. В самом общем виде танцевальное Шоу – это яркое красивое зрелище. Однако спектакль «Шоу-офф-данс» театра Байкал получился не просто легоньким представлением. Это музыкально-хореографический спектакль с глубокой идеей, тщательно продуманной автором. Замысел режиссера-постановщика Жаргала Жалсанова   передан с помощью необычного светового оформления, ярких декораций, танца, музыки, костюмов наконец. Он вынашивал эту идею несколько лет - лично разработал всю концепцию спектакля, придумал костюмы к каждому танцу и для каждого героя, вместе с костюмерами-художниками скрупулезно работал над деталями, продумал сложную систему светового решения  спектакля,  изготовления декораций. Композитор Баттулга работал над музыкой к спектаклю в тесном тандеме с Жаргалом.

Ж.Жалсанов оказался един во всех ипостасях, но  при этом сумел подобрать славную команду единомышленников:  балетмейстеров  И. Баторову, А. Санданова, включая самого Д. Бадлуева, композитора Баттулги, модельеров, костюмеров, осветителей, декораторов - всех, кто готовил спектакль. «Шоу-офф-данс» четко выстроен драматургически: пролог, кульминация, финал.  В разговоре со мной Жаргал Жалсанович  разъяснил, что согласно правилам Шоу бывает достаточно показать разные стили  – контемпорари, хип-хоп, вог, джаз-фанк, брейк, даже классический балет. Однако, хореограф в своем спектакле добавил национальные восточные танцы.

– А иначе что нового я мог внести в привычный Шоу-данс? Мне было очень важно, чтобы бурятский колорит присутствовал. Кстати, это нисколько не противоречит правилам Шоу-данса, – резонно заметил Жаргал Жалсанович.

И благодаря этому получилась экзотическая программа. Чтобы описать его шоу, необходимо принять во внимание то, что автор подчинил сюжетной истории. Мне показалось, что главная линия спектакля выявляет или, лучше сказать, прослеживает сложный психологический феномен – противостояние между Мужчиной и Женщиной. В спектакле показано противоборство мужского и женского начал.

Вот они врываются на сцену – мужчины. Танец кочевников. Какая сила, агрессия, мощный посыл в зал: «Мы - мачо!». Их лица закрыты масками, их одежда черна, танец экспрессивен.  Да, они сила, мощь, единение! Зал охвачен их экспрессией! Но неожиданно резко останавливается музыка,  и  мужчины так же резко застывают в скульптурных  позах. И тут же  зазвучала другая мелодия – нежная,  призывная, и в ярком луче розового света появляется Женщина. В зеленом луче - другая. В голубом третья. Одна за другой появляются Женщины. Даже и не женщины это,  а нечто эфемерное, воздушное... Феи! Эльфы! Они едва соприкасаются с землей,  танцуют на пуантах, а их прозрачные,  просвечивающие костюмы тонко шелестят во время их танца на пальцах. Нежный звук колокольчиков сопровождает их танец. Вся сцена неожиданно расцвечивается яркими красками. Зал взрывается аплодисментами при виде этой красоты.  Реально перехватывает дыхание. Так много чувственно-прекрасных эмоций рождается и так много смысла в этом танце! Если у мужчин превалировал резкий  белый свет, создавая черно-белую картинку,  то женский танец сопровождается сверкающими разноцветными, сменяющими друг друга, лучами, которые создают причудливый рисунок на сцене. Точно так же, как в реальной жизни Женщина расцвечивает саму Жизнь...

Спектакль выстроен очень динамично, мужской танец сменяет женский столь стремительно, что не успеваешь за своими эмоциями. Опять на сцене кочевники. Но на этот раз они уже  несколько усмирены появлением женщин. У мачо в руках музыкальные инструменты, и это, конечно, дает другой смысл. У мужчин теперь другие песни, то бишь другие танцы... Танец остается по характеру сильным,  мужская энергия так и бьет – горячая, подобная энергии солнца,  но в руках у мужчин морин-хууры, и они уже не так агрессивны. Они более мягки на сей раз, их танец уже  больше напоминает брачные игры в природе. Мужское начало уже направлено во вне, они почуяли запах Женщины. И зал восхищенно замирает: на сцене танец «Агаар биелге» в постановке самого Дандара Бадлуева.      

Это женщины, да, но они фантомы – невесомые, трепещущие, воздушные... Фантомы древних  принцесс  парят в воздухе, словно степные миражи. Невесомость, зыбкость... На сцене повеяло тысячелетними легендами древнего народа хунну. Согласно преданиям эти степные принцессы сыграли свою роль в объединении этого народа, которые потом создали кочевую империю Хунну. Вот словно бы дунул ветерок,  и видения легко понеслись по сцене, взмахивая и трепеща своими белыми прозрачными рукавами. То ли они есть, то ли это нам чудится... Будто  маленькие белые парашютики, которые вылетают веером, когда подуешь на  одуванчик,  летают они по сцене. Вот они устремляются на авансцену,  и застывают, но только на одно мгновение... И как бы от нового дуновения ветерка улетают и  уже в другой части сцены трепещут прозрачно своими длинными рукавами. Это очень волнует... От танцовщиц идет тонкая сияющая энергия, которая заполняет душу. Какая-то невыразимо чувственная субстанция нежности.

 Я уже давно не видела, чтобы свет играл  такую огромную  роль в спектакле. Свет полноправный участник действия наравне с танцовщиками. Световые эффекты в спектакле великолепны.

 Мужская энергия снова заполняет сцену. Волки! Горячая звериная энергия  с силой наступает, завораживает  зрителей и, кажется, всю Вселенную. В какой-то момент я почувствовала  переизбыток  грубой волчьей энергии, мне показалось, что она слишком плотно заполнила ауру зала. Все-таки невозможно долго находиться в состоянии агрессии, ведь это только одна из двух жизненных ипостасей. Вторая  ипостась - это женская энергия, более плавная, более гибкая. Женщина мудра, спокойна, умеет мягко сгладить острые углы,  и она всегда помнит высшее, истинное свое предназначение - дарить Жизнь.

Жаргал Жалсанов чувствует эти две энергии одновременно и уверенно управляет двумя жизненными стихиями. Он так продумал действие, что две эти энергии скачут рядом, взаимодействуя между собой, то перетекая одна в другую, то снова противоборствуя...

Но гармония достигается. Режиссер сумел уравновесить эти  две силы и объединить яростный  накал  мужской и нежность женской энергии в единое целое. И тогда появляется «Звезда кочевника». Сначала мы слышим чистый  бархатный голос Жаргала Жалсанова... Вот уж поистине: если человек талантлив, то талантлив во всем. Он начинает петь известную песню: «Мужчине – путь, а Женщине – очаг...» », и впервые на сцене появляются мужчины и женщины – вместе!

Их общий танец текучий, плавный, наполнен нежностью, заботой. Мы чувствуем внутреннее единение, гармонию,  и этот баланс становится для нас естественным. Кстати, самое парадоксальное в том, что скрытая причина вечной борьбы между мужчиной и женщиной  – Любовь. Да-да, именно любовь, и мы это  наблюдаем в танце.  Посредством музыки, танца, пластики, актерского мастерства, декораций, светового оформления и замечательных костюмов нам передан замысел автора. Спектакль создавала талантливая группа единомышленников, и вся хореография, с помощью которой нам рассказана сценическая история, по-новому открывает  балетмейстеров-постановщиков  И.Баторову, А. Санданова, Д.Бадлуева. Но прежде всего открываются нам новые грани талантливого режиссера-постановщика  Ж. Жалсанова.

Каждая танцевальная композиция в «Шоу-офф-данс» — это отдельная постановка, которая имеет свой характер, свое  настроение и, конечно, свой сюжет. Именно сюжет дарит обычному танцу жизнь.   Чтобы наиболее полно выразить сюжет, используются яркие декорации, ширмы, колокольчики, барабаны, морин-хуры, бочки. Постановщики танцев с успехом адаптировали современные стили – контемпорари, хип-хоп, вог, джаз-фанк, классический балет – под сценический формат. Благодаря музыке композитора Баттулги зрители взмывали ввысь, переживали полный улет, наслаждались... Музыка изменяла сцены в сюжете, настроения героев через ритмы и энергию движений, создавала различные художественные образы. Искусство Баттулги давно требует профессионального осмысления, его музыка обращена к интеллектуальному слушателю, к эмоциональному и духовному в человеке. На живописном фоне артисты театра танцуют с полной самоотдачей. Вызывает восхищение сумасшедшая экспрессия танцовщиков. Какая огромная  проделана работа над чувством равновесия и рефлексами, например: способностью резко останавливаться. Мы воочию видели, как внезапно останавливается  музыка - и танцоры в ту же секунду застывают на сцене в скульптурных позах! Такая отточенность движений, техничность, синхронность вызывают искренний прилив эмоций,  и зрители не скупились на овации и громкие возгласы «браво!».

И как вершина спектакля, как апофеоз Женщины – танец «Эжымни». Посвящение Матери. Основой жизни всегда являлась и будет являться Женщина, дарящая Жизнь. Костюмы танцовщиц изысканны. Длинные платья из мягкой ткани обволакивают тонкие хрупкие фигурки девушек,  лаконичность костюмов усиливает впечатление. Какая-то щемящая грусть от этого танца. А, может быть, голоса певцов Ганы, Гэрэлмы и Жаргала Жалсановых затронули самые чувственные струны  так сильно, что горячий обжигающий комок подступил к горлу и крепко сжал мое сердце. Думаю, не только мое...

Это спектакль  про умение прожить на сцене целую историю. То есть нам рассказали историю вечной борьбы между Мужчиной и Женщиной. Весь спектакль Мужчина и Женщина тянутся друг к другу и, наоборот, противоборствуют. Точно, как в жизни! Мы знаем, насколько актуальна даже сегодня психологическая проблема отношений между полами – взаимоотношений Мужчины и Женщины. Еще в начале прошлого века знаменитый писатель Эд Тополь написал роман «Война полов». Проходят века, но тема отношений мужчин и женщин не иссякает, а главное – не иссякнет никогда и во веки веков, пока существует род человеческий...

Вот и получается, что мы пришли посмотреть легкое  танцевальное представление, а увидели, несмотря на кажущуюся легкость,  философский спектакль с вечно волнующей людей проблемой. И только в самом конце спектакля становится  ясной главная Идея  - в войне между Мужчиной и Женщиной  нет и не может быть победителей. Как день не может существовать без ночи, и ночь без дня, так же Мужчина не может существовать без Женщины, и наоборот. Это две полярности, которые проходят через любовь и вражду, через боль и страдание, через жизнь и смерть. Борясь, они взаимодействуют, и так будет всегда. Две половинки -  они разделяются только для того, чтобы потом снова воссоединиться в одно целое.

Глубокий смысл остается на поверхности: Мужчины и Женщины  никогда не смогут преодолеть препятствия между ними. И остаётся только - ЛЮБИТЬ друг друга...

 Потрясло высочайшее качество шоу. Динамизм и выразительность танца, его ритмы и мелодии высвобождали наши чувства. В зале после каждого номера слышались громкие  возгласы и крики «браво»! Мне было радостно –  спектакль позволил нам, зрителям, расслабиться, раскрепоститься, соединиться с нашими глубинными  чувствами, которые мы в себе подавляем в обыденной жизни, стесняемся почему-то выражать их. За время спектакля мы пережили незабываемые эмоции, полностью сняли напряжение. Когда на сцене под красивую музыку меняются  яркие костюмы и декорации, когда движения танцовщиков отточены до уровня совершенства – это вызывает настоящую эйфорию.

 Танцы помогли нам открыто и раскованно выражать состояния души. Восторг! Восхищение! Гормоны счастья так и летали по залу. Этот спектакль высвободил в каждом зрителе огромное количество эндорфина, серотонина - гормонов, которые повышают наше счастье, радость, удовольствие и которые так необходимы нам для хорошего самочувствия. Весь театр был наполнен гормонами радости. Люди, наполненные светлыми добрыми чувствами, радостно улыбались друг другу. Никто не хотел расходиться. Какой праздник души был подарен нам в этот вечер! Спасибо, театр Байкал! Благодаря этому спектаклю мы ощутили себя счастливее.

Сердце полно благодарности к создателям спектакля. И вдруг мне вспомнилось: известный театральный режиссер Алексей Дикой, бывало, часто спрашивал своих актеров: «Ну, чем будем удивлять?»  Спасибо, артисты! Удивляйте нас еще!

 

 

 

Читайте также