Наверняка каждому знакомы творческие порывы, когда хочется создать нечто прекрасное, стоящее и вечное. Изложить в рифме значительную мысль, сочинить трогательную мелодию или искусно передать мир посредством кисти и красок. Этот созидательный порыв чаще длится от пары секунд до нескольких дней и рушится о стены неудач и разочарования, но большей частью причина обидного фиаско — незнание или неумение.
Любая деятельность требует длительного обучения, времени для совершенствования и достижения мастерства. Если же дело касается музыкального искусства, то осваивать данное ремесло необходимо как можно раньше. Потому, бдительные и чуткие родители! Позвольте своему чаду заниматься любым видом искусства, дабы в будущем находить выплеск творческому самовыражению! При этом внимательные родители заметят, что владеть игрой на инструменте может быть не достаточно для фантазии ребенка, и эту энергию стоит направить в русло сочинения собственных композиций.
К сожалению, в этом случае ни одна школа искусств не предоставит вам опытного наставника для овладения подобной техникой. И этот факт — огромное упущение со стороны нашего музыкального образования. Ведь уроки композиции (так называются занятия сочинения музыкальных произведений) — процесс не только увлекательный, но и многосторонне развивающий — сочинение приучает к последовательности, стройности мышления, рефлексии, способствует пониманию сущности иерархических соотношений, развивает аналитические способности, умение разбирать материал на составные части и, наоборот, формировать целостную картину и многое другое.
На этот недостаток в системе образования обратил внимание Дондупов Давид Доржиевич, председатель Союза композиторов Республики Бурятия, предложивший и организовавший совместный проект Союза композиторов и Колледжа искусств имени Чайковского. Так, с 6 по 15 ноября при поддержке Министерства культуры Бурятии и Союза композиторов России прошел ряд мастер-классов в рамках проекта «Творческая школа юных композиторов ‘‘Аялга’’».
Проект, действительно, представлял собой целую «школу», поскольку включал весь спектр дисциплин, необходимых для овладения профессией композитора — это занятия аранжировки, инструментоведения, музыкальной информатики и, собственно, композиции. Уроки проходили под руководством выдающихся композиторов Бурятии, опытных педагогов, чьи произведения и имена известны во всех «музыкантских кругах» — Усовича Виктора Алексеевича (Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, Заслуженный деятель искусств РФ; лауреат Государственной премии Республики Бурятия) и Олёрской Екатерины Алвиановны (автора специализированной методики преподавания композиции и инновационной методики преподавания фортепиано «Ручные пьесы-упражнения»).
Учениками школы стали 14 ребят, прошедших предварительный отбор. Это учащиеся детских школ искусств г. Улан-Удэ, п. Баргузин и студенты Колледжа искусств, не побоявшиеся попытать свои силы в новом для себя деле — искусстве композиции.
Прошедшие две недели стали для ребят настоящим испытанием, поскольку главным условием участия в проекте стало исполнение своего произведения по истечении срока обучения. Многие маститые композиторы могли потратить те же две недели на сочинение лишь пары нот, а здесь задача для новичков — ходи на кучу занятий, запоминай правила, напиши яркую мелодию, придумай развитие и логичное завершение, выучи и сам сыграй на концерте перед публикой! И все за две недели — немыслимо!
Таков был мой скептичный настрой на завершающем проект концерте. И я искренне соболезновала тем «бедным» детям, которым предстоит демонстрировать публике свои первые серьезные сочинения, написанные всего за 10 дней. И каково было удивление, когда участники заиграли! Уверенно, эффектно, содержательно! Кто-то пел, кто-то играл на фортепиано, кто-то успел пригласить музыканта и выучить с ним свою композицию. И каждое исполненное произведение — осмысленное, прочувствованное, и содержит необычайный потенциал.
При этом концерт был разделен на две части, так как обучение шло в двух направлениях — это сочинение для классических музыкальных инструментов и работа с компьютерными средствами. Век технологий требует от композиторов владения техническими возможностями и знание специальных музыкальных программ. Потому ученики также демонстрировали свои электронные композиции, записанные через программу. И судя по высказываниям учащихся, такая форма работы показалась им особенно увлекательной.
Творческая школа «Аялга» показала, насколько сильно созидательное начало в наших ребятах. И это не пустое желание развлечься, посочинять, а огромное стремление понять, научиться и сотворить нечто достойное. У проекта огромный потенциал и единичное проведение — недостаточно для восполнения всех потребностей культуры республики. Необходима поддержка деятельности Союза композиторов, содействие их идеям и проектам, внимание со стороны Министерства культуры и учебных заведений. Проект будет реализовываться на постоянной основе и уже весной этого года, юбилейного для Союза композиторов, он приобретет республиканский масштаб.