Дмитрий Ревякин: «За Байкалом - это моя территория»

Лидер группы «Калинов мост» рассказал о малой родине, современной музыке и судьбе русского рока
Антон Алексеев, Информ-Полис
1023

5 июля в Русском драматическом театре им. Бестужева в рамках офф-программы фестиваля «Голос кочевников - 2022» (0+) состоялся концерт известной российской рок-группы «Калинов мост». Музыканты приехали в Бурятию не в первый раз - в 2017 году они стали хедлайнерами фестиваля. 

В эксклюзивном интервью «Информ Полису» лидер группы Дмитрий Ревякин рассказал о том, как Бурятия отражается в его творчестве, ответил на вечный вопрос, жив ли русский рок и во что превращается современная музыка. 

Справка:
Рок-группа «Калинов мост» образована в Новосибирске в 1986 году студентом из Забайкалья Дмитрием Ревякиным. Творчество группы сочетает рок-музыку с влияниями русских народных песен и славянской мифологии. В 2000 году от языческих мотивов творчество группы перешло к христианским. Также «Калинов мост» считается пионером славянского фолк-рока в России. Сегодня к выходу готовится уже 18-й студийный альбом группы.

Фото: Ольга Тютрина

- Дмитрий, расскажите о своей семейной географии. В открытых источниках указано, что вы живёте в Москве, «Калинов мост» создан в Новосибирске, при этом вы часто бываете в Чите. 

- Я родился в Новосибирске, когда родители были студентами. Потом их отправили по распределению в Забайкалье - в посёлок Первомайский Шилкинского района. Отец - строитель, работал в промышленно-гражданском строительстве, учился в Новосибирске. Мама окончила пединститут, вела литературу и русский язык. 

Мне было года три, когда я попал в Забайкалье. Становление, детский сад, школа - всё это было в Забайкалье. Я ещё в школе играл на инструментах на местных танцах. И потом уже поехал в Новосибирск поступать в электротехнический институт. Поступил, учился. Мне нравилась музыка, постепенно начал писать песни, и родилась группа «Калинов мост». 

- Всё же родиной вы считаете Новосибирск или Забайкалье? 

- Родина, наверное, это то место, где я начал себя осознавать. А осознавать себя я начал в Забайкалье, потому что в Новосибирске только родился. Успел даже пожить в Узбекистане у бабушки в 1966 году. 

- В 2019 году вышел альбом «Даурия», посвящённый Забайкалью. Материал для него копился годами или был создан в короткий срок? 

- Материал копился со временем. И когда собрался цикл, назвали его «Даурией». Самая «взрослая» песня 1997 года, по-моему, «Алханай». Альбом посвящён Забайкальскому краю. 

- В 2017 году вы выступали на фестивале «Голос кочевников». Можете ли вы отметить, чем он отличается от других всероссийских масштабных фестивалей, на которых выступал «Калинов мост»? 

- Я не знаю, по каким параметрам сравнивать. У меня впечатления самые яркие от «Голоса кочевников» остались. Степи, сопки… Мне очень было хорошо, прямо как дома! Поэтому я его ни с чем не сравниваю и не собираюсь сравнивать. Просто было здорово. Я люблю такие фестивали, которые не глобальные, когда всё душевно, спокойно, тепло, несуетливо и проникновенно получается. «Голос кочевников» - прекрасное мероприятие. 

Сейчас с удовольствием приняли предложение сыграть в офф-программе «Голоса кочевников», памятуя о том, что мы здесь видели. 

- Чем вам запомнилась и понравилась Бурятия? 

- Это как Забайкалье, то же самое - небо такое же, природа такая же, сопки, тайга. Всё предвосхищает, что я рядом с домом, и это самое главное. За Байкалом - это моя территория, поэтому тут я дышу легко и смотрю в будущее с радостью. Всё-таки родина есть родина, и это никуда не денешь. 

Ну и вообще в Улан-Удэ бывать нравится. У меня же тут остались друзья. Ещё не встречался с ними, думаю, увидимся. Сейчас буду звонить. 

- В музыке группы «Калинов мост» много языческих, славянских, фольклорных мотивов. Слушатели давно причислили группу к фолк-року. В каком всё же жанре вы играете? 

- Рок-музыка. А решение тех или иных пьес может самое разное - от боевика до баллады и так далее… всё, что угодно. Всё, что мы когда-то слышали, используем в своём творчестве, не стесняясь. Но всё равно это всё окрашено нашим колоритом. Тем не менее истоки этого на Западе. Но кто с этим спорит? 

- Сложно ли доносить мысли через призму религиозности и выражать их не банальным языком? И сложно ли создавать песни? 

- Я так пишу, ничего сложного. Так получается. Когда-то есть и простые песни, «плакатные», как я их называю. Когда-то есть сложные песни со словотворчеством и так далее.

Я пишу, когда уже не могу не писать. Я, наоборот, себя сдерживаю, потому что много написано, а песни писать крайне сложно, это не стихи. Всё равно хочется, чтобы песни отличались друг от друга и были оригинальные построения фраз, гармонические и ритмические решения. 

- С каким чувством сегодня вы исполняете песни, созданные в 80-е? Актуальны ли они сегодня? 

- Песни, написанные в юности, как правило, живут долго, потому что состояние юности - оно объемное, удаётся какие-то моменты отразить более выпукло, более ярко. Поэтому всегда с удовольствием поются юношеские песни на концертах. Обычно они и поются. 

- Успех в музыке зависит от воли случая, удачи или всё же нужен упорный труд? 

- Всё вместе, потому что общество сейчас атомарное и взять своими песнями какой-то срез общества крайне сложно. Нам было проще в 80-е, потому что общество было единое, цельное и все жили переменами. Ну вот они и наступили. 

- Как вы считаете, развивается ли сегодня такой мощный жанр в музыке, как «русский рок», или его кульминация уже пройдена? 

- Кульминация пройдена, думаю, ещё в начале 90-х. К тому же русский рок использовали для решения каких-то задач - выборов, например. И сейчас музыканты, у которых получается удачно написать песню, не востребованы. А всё остальное - это эпигонство, подражание западной музыке, впрочем, как и было раньше. Но тогда ещё была атмосфера рока - считалось, что это песни протеста, свободы и всякая другая белиберда. 

На «пике» все ветераны русского рока тогда и отметились. Это известные имена, не будем их перечислять. А у тех, кто за ними следом шёл, были уже иные приоритеты. 

- А каким сегодня вы видите русский рок? 

- Русский рок всегда отличался такой неказистостью, кондовостью где-то и обязательно подражательными моментами. Сегодня в нём мало своей музыки, мало своих музыкальных решений, к поэтике тоже вопросы есть. Это уже не русский рок, а рок-бизнес, я считаю. В основном люди состоялись на этой стезе и пытаются, кто более успешно, кто менее, стричь дивиденды. У меня такой на это взгляд. Ну и молодёжь старается не отставать и что-то схватить на этих же порывах. 

- Какую музыку сами любите слушать?

- Я давно ничего не слушал, но внезапно начал слушать нашу советскую музыку - 60 - 70-х годов, потрясающих наших певцов и певиц и вокально-инструментальную музыку, где самое главное - это «Песняры», конечно. А всё остальное я не могу слушать. Я долго думал почему, а потом понял, что в том, что я слушаю, сейчас нет агрессии, а есть музыка, творчество, поэзия, аранжировки и есть прекрасные исполнители. Эта эпоха меня трогает. К сожалению, она уже прекратилась. В период до 1977 - 1979 годов в музыке всё было колоссально и круто. Были потрясающие музыканты, композиторы и музыкальные решения. 

- А к чему тогда музыка пришла сегодня? Какой вы видите современную музыку и эстраду? 

- Сегодня это более управляемый кич, который решает задачи по дебилизации слушателей, развивает дегенеративные функции и так далее. Посмотрим, как долго будет это продолжаться. Интересно даже.

- Чего ждать слушателям от нового альбома группы? И выльются ли впечатления от Бурятии в песню о ней? 

- Слушателям, как обычно, ждать шедевра (улыбается). А чего стесняться-то? Слава богу, мы не рок-бизнесмены, мы занимаемся творчеством и музыкой, поэтому поклонникам ждать очередного шедевра. 

Считалось, что за Байкалом начиналась Даурия, так что вы уже услышали целый альбом. Там в песне «Алханай» отмечено и учение, к которому буряты имеют отношение. 

Выражаем благодарность Бурятской государственной филармонии за помощь в организации интервью 

Как уехать на «Голос кочевников»?

Международный музыкальный фестиваль пройдёт 15 - 16 июля, традиционно он состоится в туркомплексе «Степной кочевник» в селе Ацагат.

Для всех желающих попасть на фестиваль будет организован трансфер Улан-Удэ - «Степной кочевник» (Ацагат). Автобусы будут отходить с Театральной площади (за аркой у театра оперы и балета, ул. Ленина, 51). Дорога займет 40 - 50 минут.

Билеты на автобус приобретаются при посадке. Стоимость проезда - 170 руб. Для детей до 6 лет без предоставления места - бесплатно, сообщают организаторы фестиваля. На территории «Степного кочевника» также будет организована парковка для всех, кто приедет на собственном автомобиле.

Читайте также