Великий чайный путь: культурное наследие России и Бурятии, Китая и Монголии

Министерство культуры Республики Бурятия проводит 26-27 сентября 2024 г. ХХIХ «Книжный салон». Национальная библиотека Республики Бурятия является главным организатором основного культурного мероприятия 2024 года
Игорь Захаренко, доктор географических наук, профессор
9

На площадках библиотеки проводятся презентации авторских книг и организаций в области книжной культуры. Среди них представлены культурно-исторические проекты доктора географических наук, профессора И.А. Захаренко:

«Великий чайный путь: Культурное наследие России и Бурятии, Китая и Монголии».

 «Глобальный Российский путь на Восток: Россия и Бурятия, Китай и Монголия».

 «Картография Великого чайного пути».

 Статья И.А. Захаренко «Великий чайный путь: Культурное наследие России и Бурятии, Китая и Монголии» является исследованием, которое открывает начала новой реальности через историко-географическое описание и научно-картографическое изучения эволюции культурного наследия Великого чайного пути.

Актуальность исследования становится с каждым годом все более очевидной. Великий чайный путь сыграл и определяет выдающуюся роль в экономической и культурной жизни народов Мира. Создание проекта культурного наследия России и Бурятии, Китая и Монголии может стать важной фундаментальной основой для формирования научно обоснованной государственной культурной политики, а также для просветительской и образовательной деятельности по формированию у современного поколения объективного представления о культуре России и Бурятии, Китая и Монголии. Новизна исследования заключается в определении цивилизационных истоков самосознания общенационального культурного наследия России – Бурятии, Китая и Монголии.

ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ – глобальная единая система культурно-исторических и торгово-транспортных коридоров Евразии, являющихся жизненной основой Человечества.

Великий чайный путь – культурно-цивилизационный феномен мировой истории. На протяжении многих тысячелетий происходило и происходит движение людей и информации, товаров и идей, этнические и конфессиональные миграции, караванная торговля, распространение передовых технологий, идеологических и философских представлений.

Исследование культурного наследия Великого чайного пути рассматривается как методологическая, мировоззренческая, культурная и информационная аналитическая основа, объединяющая познание мира во всех аспектах человеческой деятельности. Это высший синтез территории, населения и хозяйства и определения их глубинных свойств. Автор «исповедует» этот подход как к широкому научному направлению, служащему мостом между геокультурой, геополитикой и геоэкономикой. Именно такое познание культурного наследия Великого чайного вводит нас в сокровищницу национальной и мировой культуры. Исполнение поставленной цели становится осуществимым на основе разработанной теории и практики, выявленных закономерностей. Основной задачей является проведение исследования взаимовлияний географического пространства и времени как эволюционного взаимодействия природы, человека, общества и хозяйства. Поэтому именно знания культурного наследия, объединяя в себе изучение природы, общества и хозяйства, позволяют не только познать законы географического пространства, но и изучить судьбы народов.

Культурное наследие Великого чайного пути определяет устойчивое развитие Республики Бурятия, ее экономических и социальных институтов, формирование стабильно функционирующей системы «человек окружающая среда». Нельзя сегодня наладить нормальную экономическую жизнь страны, ее отдельных регионов, городских и сельских поселений без создания привлекательного образа территории. И только затем можно создавать на ней современные отрасли хозяйства, научные и образовательные центры. Необходимо осознать глубокую мысль Н.А. Бердяева: «Духовная культура есть более высокая ценность, чем политика и экономика, которые должны быть ее послушными средствами».

Великий чайный путь: Авторские исследовательские проекты

Великий чайный путь: Авторские исследовательские проекты. – Москва: «Издательские технологии», 2023.   – 157 карт. – 868 источников. – 612 с.

 Книга И.А. Захаренко и О.И. Ажгиревич (Захаренко) посвящена одному из самых важных достижений человечества – формированию, развитию и познанию Великого чайного пути.  Показана эволюция культурного исторического наследия России и Бурятии, Монголии и Китая на глобальном пространстве и времени Великого чайного пути.  Решается научная проблема реконструкции стратегических природно-культурных коридоров Евразии. Разработаны теоретические основы историко-научного географического и картографического описания Великого чайного пути.

Формирование и Познание культурного наследия Великого чайного пути – это научное направление, которое представляет собой мощный потенциал эволюционного знания и комплексного страноведения для проведения историко-научного анализа и синтеза взаимоотношений природы и общества, государства и человека на Великом чайном пути. Выявленные закономерности фиксируют внимание на главных и переломных исторических событиях постижения Евразии. Именно они прочно входят в историческую память народов, передаются из поколения в поколение и становятся ядром национального самосознания.

Термин «Великий шелковый путь», обозначающий грандиозную по масштабам древнего мира торговую магистраль, а точнее – целую систему дорог, связывавших на рубеже старой и новой эры главные культурные регионы Евразии – Китай, Индию, Средний и Ближний Восток, Средиземноморье и западные страны, – был введен в историческую и географическую науку в 1877 г. немецким естествоиспытателем Ф. Рихтгофеным в работе «Китай», в которой он впервые назвал этот торговый путь по восточным странам «Шелковым путем». Великий учёный дал чёткое определение исследуемого понятия, основываясь не только на античных, но также и на китайских источниках. Главное ему удалось сформировать гениальную идею единого глобального пространства Великого шелкового пути. Выдающийся ученый не пошел дальше в восприятии глобальной системы мирового природного торгово-транспортного пространства и времени. И это стало сейчас авторской задачей.

Профессор И.А. Захаренко открыл и сформулировал закон периодической системы эволюции элементов культурного наследия глобального природно-культурного пути Запад – Восток: Эволюционное познание глобального природно-культурного пути Великого Востока и Запада в процессе жизнедеятельности человечества поступательно функционирует в постоянном накоплении, осмыслении и преобразовании потоков временной и пространственной информации, получения нового знания через создание элементов культурного наследия, которые и делают возможным продолжение жизни и цивилизационного развития человечества. В этом и заключается проникновение и познание новой реальности нового информационного общества – эры информационного становления Человечества.

Постепенная эволюция русского пути в Китай – Великого чайного пути, раскрывается через архивные документы, географические описания пути и географические карты. Неожиданные открытия удалось извлечь из книг естествоиспытателей и путешественников, географов и картографов, востоковедов и государственных деятелей, изданных в ХVIII, ХIХ и начале ХХ столетия, ставших на сегодняшний день библиографическими редкостями. Об освоении просторов Евразии написано немало книг, но о познании Великого чайного пути при помощи страноведческих описаний и географических карт написано немного и не отражает реальную историю изучения Евразии. Книга может быть отнесена к новому, еще только формирующемуся направлению научно-популярной литературы – познанию мирового культурно-исторического наследия планеты Земля.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время чрезвычайно важен поиск наиболее оптимальной модели для русско-китайского взаимодействия. Несомненно, XXI век – это век нового мирового порядка и нового международного соотношения сил. Сегодня уже не вызывает сомнения то, что Евроазиатское глобальное пространство и находящиеся в нем торгово-транспортные коридоры исторически были и являются узлом противоречий, от которых зависит решение глобальных проблем мировой стабильности. Образовалась потребность в дальнейшей разработке теории и исторической практики формирования пространства Запад – Восток, связанного с масштабными по своей сложности и остроте историческими процессами, усложнением форм межгосударственных культурных, политических и торговых отношений.

Глобальная культура Великого чайного пути 

Глобальная культура – это историческая память народов. Человечество едино, но это единство основано на поддержании и сохранении многообразия культур как основной принцип устойчивости и сохранения народов и культур. Россия и гигантский геополитический барьер между Европой и Азией, и одновременно широкий межцивилизационный коридор Запад – Восток. Россия исторически, географически и политически выполняет миссию синтеза Великих Культур. Каждая культура осознает и обретает свою индивидуальность через взаимодействие с другими культурными системами в процессе диалога. При взаимодействии с другой культурой мы должны осознавать и понимать ценности своей родной культуры, и очень важно, чтобы после этой коммуникации было желание сохранять, создавать и гордиться своей принадлежностью к отечественной культуре.

Попытаемся вывести эволюционную формулу Культуры: культура = процесс, как познания мира, так и создания материальных, социальных и духовных ценностей + конечный продукт в виде культурного наследия.

Глобальное понятие «культура» рассматривается нами не только как процесс и конечный продукт, но и как триединство сфер деятельности: практической, научной и духовной. Великий чайный путь как практический процесс исторически проходил в определенном пространстве и времени. Он дошел до нашего времени в виде материальных памятников, социальных и духовных традиций, текстовых географических описаний и географических карт. Это первый практический уровень восприятия культурного наследия. Второй научный уровень состоит в реконструкции Великого чайного пути в виде формирования и исследования природных торгово – транспортных коридоров методом анализа. И третий – духовный уровень трактуется нами как познание глобальности и всемирной ценности Великого чайного пути методом синтеза

Рис. 1. Глобальная геоинформационная карта Великого чайного пути

Беря за основу исследования геокультуру, мы исходим из того, что на земной поверхности записаны не только распространения органических тел, но и судьбы народов. Поэтому изучить культуру народа невозможно без знания истории его географического образования и развития в определенном ландшафте, исторического развития носителя этой культуры. Необходимо комплексно рассмотреть всю совокупность созданных и накопленных человечеством материальных и духовных ценностей, реализуемых в общественной жизни через связи человека с природой, государством и хозяйством, сложившуюся личностную систему представлений о географическом пространстве и историческим времени.

Культурно-исторические памятники и традиции культуры на Великом чайном пути – это достояние народов, культур и цивилизаций, важное направление культурных обменов, взаимопроникновение культур и факторов развития человека и общества. Великий чайный путь – это национальное достояние России и Бурятии, Китая и Монголии и общемировое для всего Человечества.

 Культурное наследие Великого чайного пути

 Культурное наследие – это способ связи между прошлым, настоящим и будущим. Инструмент, благодаря которому память народа и его культура будут жить и развиваться. Культурное наследие дает нам возможность понимания других людей, их культуры, а через это – собственную национальную культуру. Под культурным наследием мы понимаем материальные и духовные ценности, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народа, как и его вклада в мировую цивилизацию.

Среди главных научных подходов, предопределяющих отношение к культурному наследию Великого чайного пути, относятся:

·      генетический – культурное наследие как носитель исторической памяти, определяющей сохранение самобытности национальной и мировой культуры;

·      природный и общественный;

·      торговый и экономический;

·      транспортный и инфраструктурный;

·      географический и картографический;

·      основа сохранения культурного и природного разнообразия мира, страны, отдельных регионов, этносов, групп населения и устойчивого развития общества;

·      этнический и конфессиональный;

·      духовно – художественный;

·      экологический и туристический.

Рис. 2. Картографический образ культурного наследия Российской Федерации. Национальный атлас России

Мировая и национальная культура отражается на тематических картах, показывающих сеть и деятельность различных учреждений культуры – театров, музеев, библиотек, архивов, клубных учреждений, высших учебных заведений в сфере культуры. В географических атласах статистическая информация о работе учреждений культуры представляется в виде картограмм и диаграмм и дополняется текстом и фотоиллюстрациями. Важен информационный блок, посвященный познавательному туризму и экскурсиям, показывающий использование объектов культурного наследия в сфере туризма.

Рис. 3. Картографический образ глобальной культуры Великого шелкового и чайного пути

Большой интерес представляют тематические карты народных художественных промыслов и ремесел. Значительное внимание уделяется географическим картам и планам исторических городов и поселений с показом на них памятников культурного и природного наследия. Особо значимы ценные объекты культурного наследия: памятники монументального искусства, торгово-экономические объекты, объекты речной и дорожной сети, социально-культурные объекты и традиции, музеи-заповедники и музеи-усадьбы. На крупномасштабных тематических картах большое место отведено объектам природного сохраненного наследия: показаны государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Глобальное географическое изучение и картографирование Великого чайного пути является памятником истории человеческого общества. Географическая карта Земли выступает в исследовании как исторический памятник высокой культурной ценности, который выпукло и ярко характеризует технический и интеллектуальный уровень Российского государства, так и необходимая информационная база научных исследований широкого спектра современных проблем активного развития Республики Бурятия.

Культурное Природное наследие Великого чайного пути

Развитие китайской цивилизации наиболее точно характеризуется эпитетом «Великое» – это Великие реки: Хуанхэ и Янцзы, текущие через Великую равнину, окруженную с востока Великим (Тихим) океаном, с запада – Великими заоблачными горами и раскаленными пустынями, с севера – Великой Евразийской степью и Великой сибирской тайгой и с юга – Великими тропическими джунглями. Между этими глобальными природными регионами, выполняющими функции буфера и природного барьера, располагается ойкумена обитаемой земли и мироздания, называемая по-китайски с глубокой древности Поднебесной, а со времен Конфуция – Срединным государством.

История зарождения страноведческого образа Великого шелкового и чайного пути начинается с XIV – XII вв. до н.э., когда древние китайцы государства Инь получили представление о своей ойкумене – территории Великой Китайской равнины (около 325 тыс. кв. км), обнаружили Лессовое плато, горную систему Наньлин, хребет Циньлин и равнинную часть течения Янцзы (около 1500 км). Они вышли к побережью Желтого и Восточно-Китайского морей. В V в. до н.э. разведчики древнекитайского царства Цинь обнаружили Сычуаньскую котловину, установили ее площадь (около 200 тыс. кв. км) и достигли восточных склонов Сино-Тибетских гор. При создании страноведческого описания Китая уже использовались фактические материалы, сопровождавшиеся приближенными измерениями расстояний, например, шагами, и ориентирование местоположений объектов одних относительно других по сторонам света. Продолжили творческую работу китайские путешественники, о которых мы очень мало знаем: Чжан Цянь, Цзя Тан, Фа Сянь, Чань Чунь, Сюй Ся-Кэ. Они выполняли торговые или дипломатические миссии, путешествовали с религиозными или страноведческими целями, но все они описывали как сам путь, так и объекты, ставшие мировым культурным наследием.

 

Рис. 4. Карты культурного природного наследия Китая

Из Ирана, Средней Азии и Восточного Туркестана пролегли меридиональные ответвления Великого шелкового пути на Русскую равнину и Тартарию – Сибирь. В Саяно – Алтай из стран, лежащих на основной трассе Великого шелкового пути, вели несколько караванных дорог. Одна из них шла из Семиречья в верховья Иртыша, а затем вниз по Иртышу на Алтай и Салаир, в низовья Оби. По этой дороге в Прииртышье, Приобье, на Алтай и в Кузнецкую котловину попадала основная часть среднеазиатского и иранского импорта. Другой путь вел из Восточного Туркестана на север, в котловину Великих озер Монголии, Саяны и Минусинскую котловину. Танские изделия в Южную Сибирь шли по юго-восточному пути через Ордос и Монголию.

Первый в истории Евразии торговый нефритовый путь сложился в эпоху существования великих кочевых цивилизаций в Центральной Азии. Сформировались основные пути, связывающие Восток и Запад континента. В эпоху бронзы устанавливаются связи Китая с Забайкальем, где в районе месторождений нефрита найдены глиняные триподы типа Li, датированные рубежом II-I тыс. до н. э. Менее известны другие торговые пути – «Путь чая и коней», связавший Юньнань и Гуйчжоуское нагорье, Тибет и Ассам, «Путь мускуса» – Тибет –Бактрия – Иран. Все они сыграли значительную роль в развитии человеческой цивилизации. Многочисленные ответвления Великого шелкового пути стали важнейшим фактором формирования государственности у восточных славян – Киевской Руси. По мере развития морских коммуникаций сухопутные торговые пути во Внутренней Азии не исчезли и не потеряли значимости в современном мире.

«Великий шелковый путь» соединил на рубеже новой эры две крупнейшие древние империи (миро системы) – римскую (средиземноморскую) и ханьскую (восточноазиатскую). Через огромные пространства осуществлялся не только торговый, но и интенсивный информационный, культурный обмен. В зависимости от геополитической и военно-стратегической обстановки межцивилизационный диалог то возрастал, то затухал. Встречая политические и экономические препятствия, торговый путь, созданный волей целеустремленного человека, подобно реке выбирал новый маршрут. И, если наложить на географическую карту исторические трассы – пути, они создадут впечатляющую картину коммуникационного пространства Евразии.

 

Рис. 5. Авторская карта «Важнейшие природно-культурные коридоры южной Евразии»

Таким образом, Великий шелковый путь нельзя представлять в виде единственного торгового маршрута. Это, прежде всего, разветвленные стратегические торгово-транспортные коридоры, соединявшие древние цивилизации через Центрально – Азиатское пространство. Северные направления Великого шелкового пути образовали Великий чайный путь.

Согласно исследованиям российского ученого В.И. Магидовича, Модэ – основатель империи Хунну, около 202 до н.э. вместе с его полководцами описал реку Керулен, озеро Далайнор и горную систему Большой Хинган. В 201 году была изучена Тувинская котловина. В это же время Модэ получил представление о горной стране Алтай, Джунгарской равнине и озере Зайсан. Впервые по долине Селенги он вышел к озеру Байкал. В 177 г. до н.э. были достигнуты северные склоны Джунгарского Алатау.

К VII в. согдийские купцы проникли в Прибайкалье, по Шилке и Аргуни спустились до нижнего Амура, проложив так называемую «Соболью дорогу», сыгравшую огромную торговую роль вплоть до начала XIII в. Далее по реке Уссури они обследовали большую часть Южного Сихотэ-Алиня. По реке Сунгари изучили болотистые территории Приамурья, нареченными ими Шибер, или Шивэр. В это же время тюрки появились в пределах Кулундинской равнины в лесостепном Прииртышье и начали изучение Западно-Сибирской равнины. Около 641 г. тюркский каган Юкукшад обследовал все течение Ангары (1779 км), ознакомился с Приангарским плато и частью склонов горной системы Восточных Саян. До наших дней сохранилась китайская рукопись, написанная за несколько столетий до нашей эры. В ней в перечне исторических памятников Байкал именуется «Пехай» – «Северное море». В XII в. арабские купцы побывали на озере Байкал и доставили верные сведения о его форме и происхождении. Из европейцев одним из первых упоминает о Байкале знаменитый путешественник XIII в. Марко Поло.

Первый чертеж Байкала, составленный в русской картографической традиции, был создан Курбатом Ивановым, который первым из русских установил, из каких мест вытекают Лена и Ангара, получил интереснейшие сведения о Байкале, об острове Ольхон и о р. Селенга, и о той дороге в Китай, которая шла по р. Селенга через земли «мугал» – монголов. Тогда же он получил дополнительные сообщения о реках Витим и Шилка. Вернувшись из похода, Курбат Иванов подал «чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам, расспросные речи тунгусов и братских людей про мугал и про Китайское государство, и про иные земли, и на Байкале, где мочно быть острогу». Чертеж был сдан под расписку в Братский острог, а затем отправлен в Якутский острог к воеводе П.П. Головину. Проложенный путь на Байкал отображен на «Чертеже земли Иркуцкаго города» С.У. Ремезова (1695 - 1701 гг.). Условное обозначение проторенной тропы из Верхоленского острога в район речек Малая и Большая Бугульдейки, которая минует «жилья братских ясашных людей» ведет до Ольхона «на гребях» уже морским путем. Отсюда же разведчики имели возможность попасть на восточный берег Байкала, на Баргузин и устье Селенги по ледовой дороге.

 

Рис. 6. Озеро Байкал – мировое природное наследие

Бурятия представляет собой культурный регион, богатый объектами природного культурного наследия. Включение озера Байкал в список участков всемирного наследия (1996 г.) является фактом признания исключительной ценности самого озера и прилегающих к нему территорий, которые рассматриваются как уникальное культурное пространство. Горностепная и лесостепная полоса Евразии – зона активной исторической жизни обществ кочевых народов – отличается своеобразными культурно-историческими ландшафтными зонами. При способе развития экономики – скотоводстве – семейно-родовые территории скотоводов, священные культовые места, родовые пастбища накладывают свой отпечаток на формирование ландшафта. Особой плотностью заселения выделяется долины рек Иволга и Оронгой, активно осваивалось правобережье р. Селенга. Тугнуйская степь отмечается активностью экономического освоения, расцветом агрокультуре и торговли

Байкальская Сибирь – большой духовный материк, культурное многообразие которого делает его особенным. Байкальская Сибирь является для нас предметом восхищения, пространством и временем взаимопознания культур. Стратегический регион воспринимается как настоящее и будущее его прекрасных жителей. Термин «Байкальская Сибирь» определяется нами для исторической реконструкции географического изучения и картографирования Великого чайного пути на Евроазиатском материке. Нами рассматриваются следующие сибирские регионы: Обско-Иртышская, Алтайская, Енисейская, Байкальская и Дальневосточная Сибирь.

Культурно-исторические памятники и традиции культуры на Великом чайном пути – это достояние народов, культур и цивилизаций, важное направление культурных обменов, взаимопроникновение культур и факторов развития человека и общества. Великий чайный путь – это национальное достояние России и Бурятии, Китая и Монголии и общемировое для всего Человечества.

 

Читайте также