Культурное материальное наследие великого чайного пути

Культурно-историческая география и картография – это один из основных универсальных эле-ментов общей культуры человечества, являющейся фундаментом современного развития человека и цивилизаций, его породивших.
5

Этот уровень культуры современного общества является важным показателем общей культуры населения, мерилом и критерием человеческого развития. Именно он дает возможность создать представление о Земле как колыбели человечества, о своей стране как о родном доме, о своей малой Родине. На эти представления в виде объемной мысленной информационной и ментальной карты постоянно наносятся отражающие индивидуальный опыт впечатления, поддающиеся географической локализации. Так идет процесс познания мира, взаимного познания народов, его населяющих.

Районы Китая, являющиеся колыбелью чайной культуры, сохранили систему производства чая, его перевозки и оптовой продажи в конфигурации международной торговли. Чайные плантации, чайные фабрики, родовые храмы, религиозные святыни, каналы, места переправ, архитектурные ансамбли чайных рынков полностью сохранились и продолжают демонстрировать свою культурную привлекательность. Сохранились чайные рынки, фабрики по производству черного и кирпичного чая. Сохранились древние памятники в качестве доказательства глобальной торговли.

Рис. 7. Пути первоначального формирования культурного материального наследия

В Китае вдоль Великого чайного пути были сформированы величественные архитектурные ансамбли, которые стали образцами жилых домов династий Мин и Цин. В России только в одном городе Москве, сохранилось более 200 усадеб знаменитых чайных купцов. В современной Монголии все важные города и основное население сосредоточены на линии Великого чайного пути. В России семнадцать крупных городов находятся на Великом чайном пути. В России и Китае автор во многих местах ощущал мощную энергетику Великого чайного пути.

Караваны, груженные шелком из Китая, пряностями и самоцветами из Индии, серебряными изделиями из Ирана, византийскими полотнами, афросиабской керамикой и многими другими товарами, шли по пустыням Гоби, Каракумы и Кызылкум, через оазисы Мерва и Хорезма, безбрежными степями Сибири и Забайкалья, Монголии и Маньчжурии. Они одолевали перевалы Памира и Тянь-Шаня, Алтая и Саян, горные хребты Восточной Сибири и Дальнего Востока, Северо-Восточной и Восточной Азии. Переправлялись через Великие речные системы: Хуанхэ и Янцзы, Амур и Селенга, Баргузин и Лена, Обь и Енисей, Волга и Днепр, Амударья и Сырдарья.

Торговля была представлена огромными Сибирскими торговыми ярмарками, «лагерными рынками», рынками на заставах, обычными городскими рынками. По этому пути, кроме транспортировки шелка и чая, распространялись религиозные воззрения буддизма, иудаизма, позднее – христианства, ислама, а также научные знания и технические достижения.

Рис. 8. Нижегородская торговая ярмарка

К числу историко-культурных территорий как части культурного материального наследия России относятся исторические города и поселения. Это населенные пункты, имеющие архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и торговые комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность. Авторская Кяхтинская экспедиция – это путешествие в уникальный исторический мир. В XVIII – XIX веках город Троицкосавск и торговая слобода Кяхта славились далеко за пределами Российской империи. Развитие российско-китайских торгово-политических отношений, российского купечества, великих географических и картографических российско-китайских открытий, а также страноведческих исследований Великого чайного пути – все эти события связаны с историей сегодняшней Кяхты.

Рис. 10. Культурно-историческая картография Великого Кяхтинского чайного пути

На сборной таблице представлены: План г. Иркутска. Масштаб 1: 8200; План г. Удинска. Масштаб 1: 6720; План Петропавловской крепости, или Чикойской стрелки; План новой Троицкой крепости при Кяхте речке. Масштаб 1: 2604. Планы первой Торговой слободы и второй торговой слободы в масштабе 1: 3360. Планы городов составили геодезисты М. Зиновьев и А. Кушелев. В 1729 г. были представлены в Коллегию иностранных дел С. В. Рагузинским по возвращении из посольства в Китай.

 Реконструкция географического описания и картографирование Кяхтинского пути по выявленным автором архивным документам позволила рассмотреть Кяхту как практический информационный центр Евразии на мировых маршрутах торговых караванов. Автор особое внимание уделил купеческим трактам как стратегическим направлениям торгово – транспортных коридоров в Монголию и Китай, городам на них расположенных, инфраструктуре торгово-транспортных коридоров, формированию торговых потоков и управлению ими на основе собранной страноведческой информации. Но это только первые шаги. Все высказанные идеи и гипотезы доказываются на основе архивных источников, географических описаний и карт, материалах многочисленных авторских экспедиций.

Культурное материальное наследие Великого чайного пути находит большое практическое применение в Республики Бурятия. В Национальной библиотеке Республики Бурятия прошла авторская презентация проекта «Бурятия на Великом чайном пути: всемирное культурное наследие». С предложениями по проектам автор обращался к Министру культуры Республики Бурятия С.Б.Дагаевой и получил действенную поддержку. Имели конструктивные результаты беседы с Министром туризма Республики Бурятия А.Д. Доржиевым, в течение трех месяцев пять раз обсуждались проекты «Бурятия на Великом чайном пути: всемирное культурное наследие» с ректором Бурятского государственного университета А.В. Дамдиновым с проведением совещания и принятием соответствующих решений. Большая организационная работа по муниципальным проектам была проведена в Тункинском, Кяхтинском, Джидинском и Кабанском районах Республики Бурятия.

Практическая значимость проекта «Бурятия на Великом чайном пути» высока, так как Газпром завершает разработку газопровода «Союз Восток», продолжающего газопровод «Сила Сибири – 2» через Бурятию, Монголию в Китай. Газопровод «Союз Восток» предположительно будет проходить по Удунгинскому, Хамар-Дабанскому, Тункинскому и Игумновскому купеческим трактам. Таким образом, газопровод «Союз Восток» становится историческим наследником и продолжателем грандиозных маршрутов Великого чайного пути. Используя архивные, картографические и геодезические материалы культурных маршрутов, географические и исторические описания купеческих трактов, при проложении газопровода «Союз Восток» можно достичь значительной экономии финансовых и производственных ресурсов.

При составлении производственных маршрутов предлагается учесть направления по Удунгинскому, Хамар-Дабанскому, Тункинскому и Игумновскому купеческим трактам. Это могут быть основные направления проведения линии газопровода. Существуют и другие важные варианты пути. Все они на сегодняшний день не изучены и заброшены, хотя в свое время были разведаны и активно функционировали. Важны открывающиеся возможности в решении проблемных вопросов в сферах экономики и управления, культуры и образования, науки и техники, технологического производства, экологии и социальной жизни, здоровья населения в муниципальных районах Республики Бурятия, по которым планируется проведение линий газопровода.

Все это безусловно снизит затраты на поиск маршрутов, время на изыскательские работы и расстояния при практическом проложении газопровода, обеспечит социальную стабильность при строительстве и эксплуатации. Напрашивается аналогия со строительством Крымского моста, когда были учтены инженерные изыскания и технические разработки советского и досоветского периодов. Они позволили существенно снизить финансовые затраты.

Предлагаемый проект комплексного исследования Республики Бурятия для успешного строительства и эксплуатации газопровода позволит сократить в несколько раз время и расстояния маршрутов при проведении изыскательских экспедиций, экономно решать вопросы строительства и эксплуатации газопровода. Эффект от стабилизации социальных аспектов при строительстве газопровода в сложном межнациональном регионе может стать решающим. 

Культурное Духовное наследие Великого чайного пути 

Географические карты, географические описания и страноведческие энциклопедии, созданные на протяжении формирования, становления и развития Великого чайного пути, являются культурным наследием не только России и Китая, но и мировыми историческими памятниками человечества. Культурное картографо-географическое наследие Великого чайного пути охватывает обширный перечень от общегеографических мелкомасштабных карт на всю территорию Великого чайного пути, до планов городов и специальных карт отдельных объектов культурного наследия. Это планы памятников археологии, культурного наследия военной истории, культовой архитектуры, гражданской и промышленной архитектуры, монументального искусства, усадебной архитектуры. Фундаментальные географические описания и общегеографические, тематические и специальные карты нами показаны как исторические памятники высокой духовной культурной ценности. Они характеризуют культурно-цивилизационный и научно-практический уровень зарождения, формирования, становления и развития Российского, Монгольского и Китайского государств.

В эпоху Тан происходило стремительное развитие картографии Великого шелкового и чайного пути. Танским правительством был издан декрет, согласно которому каждой области и провинции предписывалось раз в три года предоставлять в столицу карты своих территорий. Специальное учреждение занималось сбором географической информации от послов и купцов, посещавших соседние страны. Главный труд великого китайского картографа Цзя Даня (730 – 805) – это карта Китайской империи и ее прилегающих государств была составлена в период 785 – 801 гг. под названием «Хай нэй хуа и ту» («Изображение китайских и варварских земель в пределах четырех морей»). Размер карты около 9 м длины и 10 м ширины, с картографической сеткой, построенной в масштабе 1 цунь (3,11 см.) к 100 ли (559,8 м.). Изображена вся Азия с размером картографирования территории 30 000 ли с востока на запад и 33 000 ли с севера на юг. Помимо Китая, на ней было показаны «варварские» государства, сведения о которых Цзя Дань получал от посланников в Китай.

 

Рис. 11. Фрагмент карты Великого канала (в центре г. Пекин)

Первая китайская печатная карта Великого шелкового пути была составлена около 1155 г. Сохранились две карты китайского картографа Цзя Даня, которые были вырезаны в 1137 г. на противоположных сторонах каменной плиты, установленной в Лесу плит (Бэйлинь) в древней столице Китая г. Сиань. Рельефные стратегические карты в 32 г. н.э. описал генерал Ма Юань. Долины и горы изготовлялись на них из риса. Сунский ученый-энциклопедист Шэнь Ко (1031 – 1095) сообщал в «Мэнси би тань» («Записки из Мэнси»), что, инспектируя границу, «сделал впервые деревянную карту (му ту), на которой были изображены горы, реки и дороги». По возвращении он вырезал карту из дерева, которая была представлена императору. Самая ранняя рельефная карта в Европе была сделана в 1510 г. Паулем Доксом. На ней изображались окрестности австрийского города Куфштайна.

К концу XIII века от Японского до Средиземного моря сложилась грандиозная Монгольская колониальная империя. Организованное государство, жесткое своей дисциплиной и поставленными целями – вот в чем была сила монгольского движения, перед которым все отступало. Но не только в этом. О стабильности и спокойствии в регионе писал Абулгази (1605 – 1664 гг.): «Во всех местах между Ираном и Тураном (Средняя Азия) царило такое спокойствие, что человек, отправившись с востока на запад и надев на голову золотую тарелку, не мог подвергнуться нападению со стороны кого бы то ни было». Чингисхан ценил людей, ставящих свою честь и достоинство выше безопасности и материального благополучия. Перед руинами дворца Угедея и по сей день стоит большая каменная черепаха с пазом в спине с каменной стелой, на которой выбит следующий текст: «Бойся не человека, могущего отнять у тебя жизнь, а бойся совершить поступок, который может обесчестить имя твое».

Рис. 12. Историческая карта формирования Монгольской империи

В 1207-1211 гг. Чжочи, старший сын Чингисхана, овладел землями «лесных народов»: междуречьем Ангары и верхней Лены, где обитали буряты, страной Баргучжинской – долинами рек Хилок и Баргузин. Монголы вышли на Витимское плоскогорье и захватили междуречье Шилки и Эргунэкун (Аргуни). Конница Чжочи прошла по долине Аргуни и ее притока Хайлар и завоевала земли в излучине Амура, образованной северной половиной хребта Большой Хинган. Чжочи принял под монгольскую власть территорию в верховьях Енисея и Оби. Полководцы Чингисхана в 1219 – 1221 гг. захватили бескрайние просторы Кулундинской, Барабинской и Ишимской степей с многочисленными озерами (крупнейшее оз. Чаны) и появились на окраинах Васюганья, равнинной таежно-болотной области на юге Западно-Сибирской равнины. Они преодолели течения Иртыша и его притока Ишима, а далее к западу, форсировав Тобол, добрались до Среднего Урала.

Монголы первые познакомились с большей частью реки Кэм (Енисей); они знали, что в верхнем течении он принимает восемь рек, а затем впадает «в реку Анкара-мурэн». Монголы установили, что река Ангара-Енисей течет в Карское море. Трудно определить с уверенностью, как далеко на север продвинулась экспедиция по Енисею, но, скорее всего, она спустилась по реке за 68° с. ш., т. е. проследили более 1500 км ее среднего и нижнего течения и достигла района Норильских гор. Так было положено начало изучению Среднесибирского плоскогорья.

Памятники архитектуры и истории Бурятии представляют собой объекты культурного наследия, имеющие историческую и художественную ценность. Своеобразие культурного пространства Бурятии подчеркивается многовековым и устойчивым взаимодействием и взаимовлиянием религиозных конфессий. Особым подтверждением этому служат памятники культовой архитектуры.

Рис. 13. Археологическая карта Усть – Кяхты и ее окрестностей. Составил А.П. Мостиц в 1894 г. Схема топографических съемок показывает возможности картографирования памятников культурного наследия

Создание единого образа пространства культурного наследия Республики Бурятия предполагает активное взаимодействие и рассмотрение ГИС, Атласа и Энциклопедии в проекте «Бурятия на Великом чайном пути». Важным является создание туристических историко – картографических альбомов и макетов местности культурного наследия на республиканском и муниципальном уровнях. Предлагается не только приступить к составлению историко – картографических альбомов основных туристических маршрутов с целью познания культурного наследия Республики Бурятия и ее муниципальных районов, но и создания ландшафтных и экспозиционных макетов местности с показом на них объектов культурного наследия. При этом весьма ценным и своевременным будет создание макета культурного наследия Республики Бурятия на Великом чайном пути.

Ландшафтные макеты с реальным созданием рельефа, гидрографии и населенных пунктов устанавливаются и подготавливаются к показу для осмотра по туристическим маршрутам в Национальных парках и заказниках Республики Бурятия. Стационарные макеты можно установить в Национальной библиотеке Республики Бурятия и других местах подобного уровня. Именно здесь представляется возможность демонстрации в электронной и материальной форме сокровищ духовного наследия Республики Бурятия.

Объекты культурного наследия изготавливаются отражающим сущность памятника и хорошо просматриваются по туристическим маршрутам. Находясь на маршрутах, проложенных на макетах, туристы не только видят все многообразии и систему памятников природного, материального и духовного достояния народов, проживающих на территории Бурятии, но и получают возможность получить информацию по конкретному проведению туристических поездок. Здесь будет возможность приобрести историко – картографические альбомы основных туристических маршрутов. 

Культурное информационное наследие Великого чайного пути

 Освоение сибирских богатств, прокладка путей сообщения, постройка острогов требовали от русских землепроходцев, служилых людей и промышленников изучения природных условий этих необжитых районов и составления географических чертежей. Создание множества региональных описаний и географических чертежей подготовило базу для составления обзорных чертежей и карт торгово-транспортных коридоров.

 

Рис.14. Географо-картографические информационные потоки ХVI – ХVII вв.

 Большое влияние на развитие страноведения Великого чайного пути сыграли российские экспедиции-посольства в Китай во главе с Л.В. Измайловым (1719–1722), В.Ф. Братищевым (1757–1758), И.И. Кропотовым (1762–1763). Документальные свидетельства дипломатов и их спутников наполнены страноведческими характеристиками, дававшими российскому правительству и обществу широкий образ Великого чайного пути. Это «Статейный список посланника Л.В. Измайлова о посольстве в Цинскую империю», Записки Л. Ланга о поездке в Пекин, Путевой журнал С.Л. Владиславича-Рагузинского, «Выписка из статейного списка С.Л. Владиславича-Рагузинского, сделанная в Коллегии иностранных дел, о его пребывании в Пекине, о возвращении на границу и о завершении посольской миссии» , Журнал путешествия И.И. Кропотова в Китай.

Чрезвычайно ценную страноведческую информацию о Китае и в первую очередь о китайской торговле добыл в ходе подготовки и подписания Кяхтинского договора 1725 – 1729 гг. посол России С.Л. Владиславич-Рагузинский. Он представил секретную информацию о дорожной системы Сибири и Северного Китая, городах и крепостях на торговых трактах, торговых законах и способах китайской торговой деятельности, административной системе и императорском дворе. Без этого знания невозможно было проводить эффективную торговлю с Китаем. Он составил труд под названием «Секретная информация о силе и состоянии Китайского государства и о прочем», который можно считать четвертой русской энциклопедией Великого чайного пути.

Главный специалист Российского государственного архива древних актов, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) С.В. Березницкий считает актуальной и важной нашу исследовательскую задачу, связанную с необходимостью исследовать, как сибирские купеческие караваны XVIII – начала ХХ вв. сыграли огромную роль не только в сфере международной торговли, но и в процессе познания Великого чайного пути. О том, что торговля имеет не только коммерческое, но и научное значение, способствуя сбору сведений о неизвестных землях и народах, в середине XVIII в. писал российский ученый, историограф Сибири Герард Миллер. Внешнюю торговлю как важную причину, влияющую на возникновение просвещения, науки и искусства, выделил шотландский философ и историк Дэвид Юм.

Сотрудничество в культурной, научной и образовательной деятельности на Великом чайном пути

 Таким образом, необходимо обозначить следующие перспективы сотрудничества России с Китаем и Монголией в пространстве Великого чайного пути. Особое внимание обратить на сотрудничество в культурной, научной и образовательной сферах деятельности в Республики Бурятия:

Реализация программ культурного обмена (выставки, театральные гастроли, презентации), значительное увеличение возможности изучения русского, бурятского, монгольского и китайского языков преимущественно на бесплатной основе; упрощение визового режима.

Развитие взаимодействия школ и вузов, обмен преподавателями, что позволит получить специалистов, способных эффективно работать в рамках совместных российско-китайских экономических и научных проектов. Важна системная реализация научно-исследовательских проектов, направленная на решение проблем Великого чайного пути. Необходимо создать научно обоснованную информационную систему, включающую многообразные средства и темы для демонстрации.

Россия и другие страны Великого чайного пути должны постоянно углублять международное сотрудничество, уделять серьезное внимание обмену и обобщению имеющегося в каждой стране опыта. Путем совместного исследования научных тем, связанных с Великим чайным путем, создания координационной системы, организации международных форумов, научных конференций, необходимо продвинуть вперед работу по охране культурного наследия и научному исследованию Великого чайного пути в Китае, России и других странах.

Необходимо создать в Республики Бурятия и постоянно совершенствовать внутреннюю координирующую систему по исследованию и охране Великого чайного пути, установить ведущий город, учредить структуру повседневной работы, создать специальную платформу для управления, согласования ответственности и претворения в жизнь конкретных проектов.

Следует всевозможными способами пропагандировать местные природные и культурные объекты, включая организацию мероприятий с участием зрителей, показ авторских фильмов, проведение различных выставок, в том числе с экспонированием картин и фотоснимков. Постоянно вести пропаганду с использованием многообразных средств масс-медиа.

Необходимо осуществлять планирование туристических маршрутов с подробными рассказами об истории посещаемых объектов. Здесь необходимо отражать традиции духовного культурного наследия ученых и китаеведов, географов и путешественников, административных деятелей и дипломатов, купцов и предпринимателей.

Необходимо срочно и активно включится в процесс подготовки и включения Великого чайного пути в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также