Интервью создателя хореографического колледжа

Хореограф Ишпуля Олзоева и директор Бурятского республиканского хореографического колледжа имени Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева Доржо Дугаржапов обсуждают с ведущим программы «Мнение» Игорем Озеровым историю создания колледжа в 1961 году.
Мнение, «Эхо Москвы»
1338

Ишпуля Олзоева: – Я родилась в Казахстане, а в 1937 году нас, детей детского дома, набрали в новое хореографическое училище. Из Ленинграда тогда приехал легендарный Александр Владимирович Селезнёв – сейчас это училища носит его имя. Окончив хореографическое училище уже после войны, я поехала учиться в Ленинград, в консерваторию имени Римского-Корсакова по классу Агриппины Яковлевны Вагановой на педагога хореографии. Затем я вернулась на родину, и когда была уже педагогом хореографии, судьба свела меня с молодым человеком – бурятом Базыром Олзоевым – он учился в Алма-Ате в музыкальном училище. Мы познакомились в 1951 году, и хотя жили очень бедно, нас объединяла большая любовь. Базыр окончил музыкальное училище и поступил в консерваторию, по окончании которой моему мужу пришёл вызов на работу в Бурятию.

Ишпуля Олзоева: – В 1959 году мы с Базыром приехали в Улан-Удэ, где я устроилась на работу в Дом пионеров имени Постышева. Коллектив там был очень талантливый, меня здесь полюбили, а когда человека любят, то у него открываются все творческие возможности. Там у меня родилась идея – поставить балет «Красная шапочка», и весь коллектив Дома пионеров подключился к созданию этой постановки. Столяры делали декорации, юные техники – всё, что двигалось, электрики – всё, что зажигалось, на кройке и шитье шили костюмы, музыканты подбирали музыку – весь коллектив под руководством директора Анны Семёновны Плужниковой жил нашим балетом. Мы репетировали в Доме пионеров, но спектакль туда не вмещался, и Анна Семёновна договорилась с театром оперы и балета. Директором театра тогда был Гомбо Цыбикович Бельгаев – он увидел, что это настоящий балет, и что дети буквально одержимы искусством! Он был в восторге от «Красной шапочки», и попросил показать балет во второй раз, собрав на этот раз всю культурную элиту Бурятии. После нашего спектакля был поставлен вопрос об открытии хореографического училища, которое и было открыто в 1961 году, где я была художественным руководителем.

Ишпуля Олзоева: – В 1965 году мы показали такой грандиозный отчётный концерт, что все, конечно, ахнули – училище состоялось, имея такой репертуар! И тогда я увидела необходимость пригласить в училище приму-балерину театра оперы и балета, народную артистку СССР Ларису Сахьянову – свой класс я отдала ей, и постепенно художественное руководство в хореографическом училище переходит к Ларисе Петровне. Я считаю, что поступила правильно, потому что артистическая карьера учащихся и выпускников зависела от неё – у них была очень сильная производственная практика, и ученики быстро вставали на крыло – это народная артистка РСФСР Екатерина Самбуева, народный артист РСФСР Виктор Ганженко, заслуженный артист РСФСР Алексей Павленко, народный артист РСФСР Юрий Муруев, народная артистка Бурятской АССР Татьяна Муруева, заслуженный работник культуры Бурятии Эржена Чернова – все они элита балета! И в ансамбле «Байкал» работали и работают многие выпускники хореографического училища – например, Людмила Иванова стала народной артисткой Бурятии.

Доржо Дугаржапов: – 2021 год у нас был полностью посвящён юбилею нашего колледжа – мы провели научно-практическую конференцию, посвящённой 60-летию хореографического колледжа плюс, отчётный выпускной концерт 50-го юбилейного выпуска колледжа, и совместно с выпускниками, у которых есть свои хореографические коллективы, мы подготовили проект «Вселенная творчества». 12-го ноября у нас в оперном театре юбилейный гала-концерт, а в декабре мы проведём большое торжественное собрание, посвящённое 60-летию нашего колледжа. Конечно, в связи с коронавирусом много мероприятий мы провести не смогли – были планы пригласить всех наших выпускников, которые работают в ведущих театрах Российской Федерации в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Новосибирске, Красноярске, Челябинске и многих других городах. Помимо этого, наши выпускники работают за рубежом – в Европе и Америке – хотелось бы их всех увидеть, но из-за коронавируса приходится очень многое менять.

Ишпуля Олзоева: – Я проработала в Улан-Удэ двенадцать лет – с 1959 по 1971 год. Мой муж в это время стал первым учёным-музыковедом Бурятии, кандидатом музыковедческих наук, он был членом Союза композиторов СССР, но в 1969 году он умер. И меня, как сироту, выросшую в алма-атинском хореографическом училище, позвал зов крови – в это время я уже отдала бразды правления в училище Ларисе Петровне Сахьяновой и Петру Тимофеевичу Абашееву, написала письмо на родину, они меня вызвали, и я переводом вернулась в алма-атинское хореографическое училище, где работала до пенсии. Сейчас я живу в Москве, мне 93 года, активно участвую в общественной жизни, и была инициатором программы «Московское долголетие», написав письмо Собянину. Я освоила компьютер и к 90 годам написала книгу «Живут во мне воспоминания», до сих пор танцую, занимаюсь на тренажёрах и плаваю – так я борюсь со старостью.

Доржо Дугаржапов: – К 60-летию колледжа мы подготовили большую книгу, которую разделили на несколько частей – «1961-1984 годы. Они были первыми», потом «1984-2004 годы. На подъёме», и третья часть «С 2005 года» охватывает историю училища до наших дней. В нашу книгу к 60-летию хореографического колледжа вошли вообще все наши выпускники, а их на сегодняшний день более семисот, а также все наши руководители и педагоги – на большом торжественном собрании в декабре мы нашу книгу обязательно презентуем.

Смотрите также