Клуб в селе Галтай капитально отремонтировали на средства Мухоршибирского района

15 апреля в Тугнуйской долине произошло историческое событие. В капитально отремонтированном клубе улуса Галтай открылся центр бурятской культуры
Пресс-служба минкультуры РБ
218

Почему именно это село стало по выражению самих галтайцев «бурятским лицом Тугнуйской долины»?

Небольшое по современным меркам бурятское село Галтай входит в сельское поселение "Калиновское". Названо оно по имени соседнего с Галтаем семейского села Калиновка. Поэтому его представители приняли активное участие в праздничном открытии Галтайского клуба. И в этом разнообразии культур бурная древняя история Тугнуйской долины. Она усеяна могильниками разных эпох до нашей и нашей эры с самой южной части хребта Сагаан дабан до Яблоневого хребта.

В самой сердцевине этой благодатной долины у южных склонов хребта Цаган-Дабан расположился улус Галтай, что с бурятского переводится «огненный» или «с огнем». Действительно, тут всегда жили и живут люди «с огоньком» во всем. Не зря в этом маленьком селе работают две школы, ученики которых изготавливают уникальные изделия из войлока, костей и дерева. Есть в Галтае амбулаторный пункт, уютный детский сад, фермерские хозяйства. А в клубе, которому в этом году исполняется 60 лет, работают народный ансамбль "Жаргал", образцовый детский ансамбль Жаргаланта, клуб молодых семей, танцевальные и вокальные формирования, театральная студия.

Открывая Галтайский клуб после капитального ремонта министр культуры не только поздравила сельчан, но и отчиталась о работе министерства над объектами в Мухоршибирском районе. Соелма Дагаева подарила обновленному клубу сертификат на 30 тысяч рублей и недавно изданные книги местных авторов. Отдельного поздравления министра и руководства района удостоился Бато-Мунко Дамбаевич Гончиков, заслуженный работник культуры Бурятии. Он показал министру музей культурных коллективов Галтая.  

- Наш народный фольклорный ансамбль «Жаргал» был создан в 1987 году, и активно работал даже в самые тяжелые постперестроечные времена – показал фотографии тех лет Бато-Мунко Дамбаевич, возглавлявший этот коллектив с 1993 года до наших дней.

У истоков создания коллектива стояли ветераны труда Тонирма Жамсарановна Жамсаранова, Владимир Доржиевич Дондоков, Чимит Аюровна Содномова, Цырен-Ханда Самбуевна Цыбикажапова, Цыренцу Гомбожаповна Гомобожапова, Гажадбал Ямпиловна Базарова. Ансамбль - постоянный участник районных и республиканских праздников. Артисты «Жаргала» принимали участие в праздновании 1000-летия Абай Гэсэра, в фольклорном празднике "У Байкала", в праздновании юбилеев Бурятии, принимали участие в празднованиях Белого месяца в городе Улан-Удэ, участвовали в праздновании 40-летия города Дархан в Монголии с программой "Тоонто нюулга". 

А когда галтайцев вышли поздравлять песнями соседки из Калиновки, Бато-Мунко Дамбаевчи не утерпел и соскочил с первого ряда, подпевая и подтанцовывая. Такой «огонь» творческой энергии галтайцы проявляют во всем: в работе, в культуре и характере. 

Меркитский характер

В средние века Тугнуйские степи населяло одно из самых воинственных монгольских племен – меркиты. Они похитили жену юного Тэмуджина, позже известного как Чингисхан. В низовьях Тугнуйской долины находится священная гора местных бурят, прозванная учеными «Меркитская крепость». Здесь в 1177 году будущий Чингинсхан прошел боевое крещение, отбивая  свою жену у меркитов. После этого своего первого разгрома они долго сопротивлялись вхождению в будущую империю Чингисхана. Часть меркитов истребили, часть ушла и вошла в состав других народов. И не только монгольских. Среди афганских хазарейцев есть племя меркет. В составе рода керей Среднего жуза казахов есть подрод меркит. Среди телеутов и башкир также есть роды меркит. Род мэргэд (меркит) присутствует у западномонгольского племени торгутов, входящих в состав калмыков. Среди волжских калмыков существуют две «аймачные» группы — хо-меркит (хоо меркед) и ики-меркит. Также среди калмыков отмечены следующие роды: шара меркед, хара меркед, меркетняхин, мергечуд. В составе хамниган есть род мекерчин. Что касается бурят, то хори-бурятский род хуасай (ухасай) считается произошедшим от меркитской ветви хоас (увас).

Именно возле села Галтай находится уникальный памятник природы «Табан хурган» - Пять пальцев. Этот каменный массив действительно напоминает «выросшую» из земли правую ладонь человека. Легенды связывают это место с именем Чингисхана. Как и название улуса. Есть предположение, что его войско встало на ночлег у местной речушки. Воинов было так много, что река, отражающая костры, казалось огненной. Так появилось название Галтай – с огнем.

В стихах и песнях

О силе характера местных жителей говорит тот факт, что в Тугнуйской долине родились и выросли самые известные женщины в истории хори-бурят. Эти две бурятские женщины обросли таким количеством легенд, что о них написаны пьесы, стихи и песни. Их имена отражены еще в документах царской России. Это великая шаманка Абжа-удаган – единственная женщина в делегации хори-бурят к Петру первому. Она родилась в местности Уляангиртын Булак, где по возвращении от царя спутники возвели ей шаманскую арангу на тыльной стороне скалы вблизи родовой горы Оглогор. Даже став буддистами и позже в эпоху советского атеизма потомки братьев шаманки продолжали поклоняться ей. В 1979 году потомки младшего брата на склоне горы Зэргэлэ, где находится родовое кладбище, установили гранитную плиту в память о предках, в том числе и в честь Абжа удаган. Сама она вошла не только в летописи и легенды, но и в пьесы, книги и картины советского периода.

Галтайский народный театр

Вторая знаменитая уроженка Тугнуйской долины Шойжид хатан тоже стала героиней бурятский летописей, преданий и постановок. Одну из них готовят галтайцы для участие в конкурсе предстоящей летом Алтарганы. В основу Галтайской постановки лег реальный случай как Шойжид хатан отстояла свои родовые Тугнуйские земли. Здесь стоит вспомнить, что до середины XIX века Забайкалье оставалось самой дальней восточной окраиной Российской империи. Поэтому в XVIII — XIX веках продолжалась активная политика переселения из центральных и сибирских районов страны. Ко времени правления тайши Иринцеева правительство продолжало политику принудительной отправки переселенцев из центральных районов России и из Сибири за Байкал. 

- В 1804 году действительный статский советник Лаба по соглашению с главными хоринскими нойонами и сайтами «учинил приговор» об отчуждении 105 тысяч десятин земли в районе реки Ингода для размещения российских крестьян, переселявшихся с Кавказа, оставив остальные земли «во владении хоринского народа», – гласят летописи.

Большинство хори-бурят перекочевало с Ингоды на берега рек Аги и Онона и в близлежащие местности. Позже у них появилась своя Агинская степная дума.

Верни земли моих предков

А вот как интерпретировало эти события народное творчество. По преданиям, сначала тайша Иринцеев предложил царскому правительству для переселенцев Тугнуйскую долину. По возвращении домой он рассказал об этом молодой жене. В гневе поднялась на грозного супруга Шойжид-хатан.

- Да как ты посмел отдать землю моих предков? Немедленно вернись и отмени это решение! – приказала тайше жена.

Пришлось всесильному Дамба-Дугару Иринцееву отдать переселенцам земли у реки Ингода. А в народе с тех пор закрепилось мнение, что нойонам жен лучше брать с Тугнуйской долины.  Уверены, что ее представители еще не раз удивят богатством своей культуры, как жители Галтая. У них в обновленном клубе уже рождаются новые культурные проекты.

Читайте также