Благодаря нацпроекту «Культура» начался капитальный ремонт клуба в бывшей столице баргузинских бурят

На ремонт дома культуры из федерального бюджета выделено 11790,4 тыс.руб.
Пресс-служба министерства культуры РБ
306

С наступлением первых теплых дней закипела работа по капитальному ремонту ДК в селе Улюн Баргузинского района. Это село имеет уникальную историю. Неслучайно оно подарило культуре Бурятии немало известных артистов.

Улюн расположен в одном из самых живописных мест Баргузинской долины. Село богато не только священными местами и лечебными источниками, но и особой историей.

«Баргузинские летописи» гласят, что баргузинские буряты перешли сюда из Иркутской губернии Верхоленского округа с урочища Анги в 1740 годах. Первыми переселились около 100 семейств во главе родового старшего Андрея из рода Шебшеевых. Основная волна перекочёвки пришлась на первую половину XVIII века. 

В 1811 году, в год железной овцы, предводитель - тайша баргузинских бурят Цанкир Андреев, обратившись к начальству, добился учреждения так называемой Конторы-канцелярии для управления своими поддаными. Контору открыли в улусе Улюн. Он стал, благодаря этому, не только политическим, но и экономическим центром баргузинских бурят. Потому что, с того же 1811 года при Конторе в Улюне начали устраивать ежегодные ярмарки. В 1812 году в Улюне был построен первый хлебный магазин.

Культура местных жителей начала обогащаться с принятием буддизма. В старинных летописях баргузинских бурят зафиксирован то, что в 1807 году хоринский тайша Галсан Мардаев и известный в народе Молон багша - хоринский йогин-предсказатель, во время отдыха на Гаргинском аршане поставили первый бумхан и провели первый молебен на баргузинской земле. В 1810 году на берегу Бургали (Борогол) ламы поставили хурдын сумэ и провели молебен. В Улюкчикане, Халзаарте поставили бумханы, провели молитвы. Ширээтэ Сонгольского дацана Селенгинского ведомства Содбо Нимайлан, начиная с 1811 года по 1842 год, он шесть раз приезжал в Баргузинский дацан, проводил молебны, распространяя учение Будды. По инициативе тайши баргузинских бурят Цанкира Андреева начала применяться тибетская медицина, обучение людей, сбор лекарственных трав. По поручению тайши ламы Сультим и Дажар привезли из Кяхты тибетские лекарства. Это было прекрасное решение проблемы нехватки врачей и больниц в те времена.

В 1822 году царь утвердил «Устав об инородцах Сибири». Согласно ему, Контору в Улюне переименовали в Баргузинскую Степную Думу. По данным летописей в 1825 году, в год деревянной мыши Санкир нойон и 5 родовых шуленг и более 2 тысяч баргузинских бурят мужского рода отправили письмо хамбо ламе Гааваану Ешижамсуеву с просьбой разрешить постройку дацана в Бургали. В 1826 году, в год огненной собаки, письмо с тамгой-печатью Пандито-хамбы с одобрением и разрешением было получено и начато строительство дацана.

Это не понравилось христианским миссионерам, крестившим баргузинских бурят. Летопись зафиксировала, что в 1827 году, в год огненной свиньи, по доносу миссионера Фёдора Миронова о том, что буряты без разрешения строят дацан, проводилось расследование. Но поскольку было предъявлено письмо Пандидо-хамбы, то расследование было прекращено. В 1828 году построен Баргузинский дацан. При нем, как во всех буддийских монастырях мальчиков обучали грамоте, старомонгольской письменности, тибетскому языку и санскриту. Так буддизм стал важной частью духовной, культурной и материальной жизни баргузинских бурят. Оказал огромное влияние на мировоззрение, нравственность, психологию и культуру общества. Баргузинский дацан как все другие дацаны стал центром культуры и просвещения народа, медицины, художественных промыслов, зодчества, книгопечатания.

Неудивительно, что в именно в Улюне в 1844 году открылось  первое бурятское приходское училище, в нем шло обучение русской и монгольской грамоте. В 1845 году помощнику Баргузинского тайши Сахару Хамнаеву за то, что он построил на собственные средства школу, власти пожаловали медаль для ношения на шее.

В годы советской власти

В годы советской власти Улюнская земля подарила Бурятии множество  талантливых в культуре и искусстве людей. Это, прежде всего, Цыдынжапов Гомбо Цыденжапович -  народный артист СССР, бурятский советский актёр, театральный режиссёр, театральный педагог, драматург, общественный деятель, один из основателей бурятского профессионального театра.  Сультимов Олег Бадагарович - народный артист Бурятской АССР, солист Бурятского государственного ансамбля песни и танца «Байкал». Дампилов Виктор Станиславович – заслуженный артист Бурятии, Сандипова Сэсэгма Ринчиновна – заслуженная артистка Бурятии, народная артистка РБ. Будаев Батор Будажапович – народный артист Бурятии, заслуженный артист России, солист Бурятского театра оперы и балета.

Здание Улюнского клуба было построено в 1980 году. 

В постсоветской России

В 90- е годы с принятием закона о местном самоуправлении Улюн снова стал «столицей». В сельское поселение «Улюнское» входят сразу четыре населенных пункта. Поэтому  в Улюне есть почтовое отделение, больница и двухэтажный детский сад «Солнышко», одна из самых старейших в Бурятии школ.

В 2012 году исполнилось 200 лет улусу Улюн и Баргузинской степной думе. Открыла юбилейные мероприятия историко-краеведческая конференция в Доме культуры «Улюнский». В фойе клуба  развернули выставку архивных материалов и фотографий.

В 2018 году именно Улюн стал местом проведения этнокультурного фестиваля  эхирит-булагатских родов.  В программу него вошли шаманский молебен у подножия священной горы Гульмакта, посещение Дацана богини Янжимы, презентация родовых юрт, национальной кухни, спортивные соревнования, творческие конкурсы, научная конференция и собрание старейшин.

2021 год пройдет под эгидой Улюнского дома культуры. В нем за 40 лет деятельности не было ремонта. Здание обветшало настолько, что от холода в нем невозможно было проводить культурно – массовые мероприятия.

- Национальный проект «Культура» стартовавший   в 2019г. уверенно шагает по России,  оживляя старые культурные учреждения, вдыхая в них новую жизнь. Благодаря  проекту   ремонтируются, реконструируются  и строятся дома культуры в сельской местности.  Никогда ранее не было такой поддержки, такого внимания именно к сельским домам культуры, что положительно влияет на  качество досуговой деятельности, а  у творческих коллективов появляется еще больше возможностей для развития своих талантов – говорит Оленникова Л.М., зам. начальника МКУК «РКДО».            

 

Читайте также