Переполненный зал филармонии и люди, спрашивающие лишний билетик перед началом, - неоспоримое доказательство исключительности этого концерта. Выступление в один вечер двух солистов - петербуржца Владислава Песина и москвича Графа Муржи - подразумевало некое состязание. Во всяком случае, организаторы предлагали сравнить не только композиторов разных эпох, раскрывающих одну тему, но и скрипачей. Связующим звеном между российскими и монгольскими музыкантами стал дирижер Бурятской филармонии Владимир Ткаченко, специально ездивший на несколько дней в Улан-Батор, чтобы подготовить с оркестром новые для коллектива произведения. Рассказывая о подготовительном процессе, дирижер сожалел о недостаточном количестве времени, отведенного на совместные репетиции. Лишь накануне выступления оркестранты познакомились с солистами.
И все-таки концерт удался. Владислав Песин (между прочим, участник Московского Ансамбля Современной Музыки) продемонстрировал рельефное, подкупающее непосредственностьюи красками, свойственными скорее современной музыке, прочтение известнейшего шедевра барокко. В его исполнении «Времена года» в одинаковой степени похожи на рок-н-ролл и на популярную городскую музыку XVIII века. Очевидно, именно такое «барокко с человеческим лицом» действует на публику, как глоток свежего воздуха.
На вопрос, корректно ли применять столь внушительный арсенал авангардных приемов игры к музыке Вивальди, скрипач ответил:
— Абсолютно корректно. Мы идем от возможностей инструмента. И Вивальди, безусловно, отталкивался от этого. В его время играли на других струнах, другими смычками, звуковые краски были совершенно другими, к тому же произведения того периода чаще всего предполагают импровизацию. Во времена Вивальди, да и позже, были фантастические скрипачи-виртуозы. Имитация голосов птиц, которую вы слышали, — это лишь малая часть того, что делали в этой музыке виртуозы прошлого, имея другие возможности в плане инструментов. И теперь, если мы играем на современных инструментах, а не ушли в сторону аутентизма, необходимо привносить какое-то новое звучание. Раз уж я занимаюсь современной музыкой, не могу не использовать ее язык. Это можно сравнить с современной орфографией. Один исполнитель предпочитает строго следовать тексту, другой позволяет себе быть чуть более раскованным. Вивальди написал очень ассоциативный цикл. К каждому концерту цикла композитор предпослал сонет, где образы прописаны досконально, и в музыке можно все это услышать.
Особенно хочется отметить взаимодействие солиста и оркестра. Даже не верилось, что столь слаженного, одной плотности, одного «кроя» звучания можно добиться за две репетиции. Кажется, Владислав Песин и Владимир Ткаченко сделали невозможное, заставив весь коллектив не просто играть, а думать по-новому. Говоря об оркестре из Монголии, Владислав Песин отметил способность музыкантов схватывать на лету, подстраиваться под исполнителя.
В этой связи интересно было услышать, как коллектив, никогда прежде не игравший «Времена года» Астора Пьяццоллы в транскрипции Леонида Десятникова, справится с аргентинским танго.
Солировавший в этом произведении Граф Муржа пошел по пути выстраивания театра одного актера. Его исполнению свойственны яркая контрастность, повышенный драматизм, бесконечное музыкальное «дыхание» и потрясающей красоты «истаивающие» ферматы, когда трудно понять, где заканчивается звук и начинает тишина. Артистизм, вообще присущий этому музыканту, стал краеугольным камнем всего исполнения. Оркестр в данном случае выступал не столько партнером, сколько декорацией, слишком явной оказалась разница в классе. Зато исполненное солистами на бис переложение Пассакалии Генделя для скрипки и альта (где в качестве альтиста выступил Граф Муржа) стало прекрасной иллюстрацией общения двух высококлассных музыкантов в процессе сотворчества.