Мероприятие прошло в рамках проекта Русского драматического театра – «Театральный лекторий». Это была даже не лекция, а разговор добрых друзей, которые с радостью обмениваются своими впечатлениями и пережитыми эмоциями. Елена Ковальская легко и непринужденно поделилась с присутствующими личными переживаниямии воспоминаниями от просмотренных постановок, ощущениями, подареннымитеми или иными спектаклями.
В первую очередь, она рассказала о базовых принципах современного театра, о том, чем он отличается от традиционного.
«Традиционный театр основывается на незыблемых законах. А современный– находится в диалоге и оппозиции к нему. Он восстает против установившихся канонов, выходит за пределы правил, за пределы законов восприятия. Традиционный театр нас успокаивает: ничего не меняется, сущность театра незыблема, а, значит, мир стоит на своих основах. В традиционный театр мы приходим для того, чтобы утешиться, убедиться в том, что в этом бесконечно переменчивом мире хоть что-то не меняется. А современный театр не дает нам этого ощущения. Но при этом он гораздо больше выполняет свою терапевтическую функцию –он готовит нас к тому, что мир переменчив. Он будоражит, возбуждает, раздражает, но, может быть, более активно готовит нас к приятию той действительности, которая нам дана».
Основываясь на типических свойствах современного театра, описанных Патрисом Пави, Елена Ковальская говорила о нашумевших мировых постановках. Здесь речь шла и о маргинальности современного театра, о переходе из этой маргинальности в любимцев публики.
«Язык, на котором говорил Кирилл Серебреников со своей аудиторией, казался чрезвычайно острым, колючим, непонятным. Теперь он стал языком мейнстрима. «Гоголь-центр» собирает большую аудиторию».
И об освоении современным театром новых пространств, что позволяет дезориентировать публику.
«Дезориентация приводит к тому, что мы становимся более осознанными, мы выходим из зоны комфорта и начинаем острее воспринимать то, что нам предлагает художник».
Как отличить подлинное искусство от подделки? Всегда ли современное искусство характеризуется эпатажем и вызовом? Где черпать вдохновение и что ищут в современном театре режиссеры? Ответами на эти вопросы были сами спектакли, когда-то просмотренные критиком.
«В современном театре художник идет в неведомое, он делает то, чего раньше никогда не делал.Часто художники отправляются в неведомые походы и пространства, чтоб поставить под сомнение собственные знания, собственные компетенции».
Елена Ковальская рассказывала о своих театральных друзьях из Франции, Англии, о режиссерах, повлиявших на развитие современного театра: Александре Сазонове, Льве Додине, Юрии Квятковском и о многих других, даривших своим зрителям невероятные ощущения.
«Публика в современном театре всегда находится в центре эксперимента. Он стремится воздействовать на понимание, которое находится в плену стереотипов. Томмазо Маринетти намазывал клеем стулья зрителей. Ему важно было как-то взбудоражить публику, выбить ее из седла. Выбить публику из седла и заставить думать вместе с собой, вместе идти и думать».
Встреча с арт-директором Еленой Ковальской стала настоящим подарком для театральной публики Улан-Удэ.
«Я хорошо запомнила, что театр – это метаморфоза, происшествие, приключение, что он может быть другим. И дальше оставалось искать такой театр. Иногда ты его находишь, иногда нет. Здесь то же, что и в традиционном театре, – магия, талант, дерзновение и удача. Она может сопутствовать, либо нет, приключение может случиться, либо нет».