Шестакова Мария Ефимовна - художник-живописец, график, театральный художник. Народный художник Бурятской АССР. Награждена орденом «Знак почета». Член Союза художников СССР.
Родилась 1 марта 1911 г. в г. Верхнеудинске (г. Улан-Удэ).
1927-1931 гг. - Государственные курсы изобразительных искусств (преподаватель И.Л.Копылов) (ныне Иркутское художественное училище).
С 1947 г. начала работать художником-постановщиком в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета.
С 1933 г. – член Союза художников СССР.
Участник I и II декад бурятского искусства и литературы (Москва. 1940, 1959).
Родилась Мария Шестакова в семье военного, полковника Восточно-Сибирского полка, участвовавшего в боях Первой мировой войны. Отец геройски погиб в 1914 г., но правду о нем и свое происхождение ей приходилось долгое время скрывать, как дочери царского офицера.
Будучи человеком большого оптимистического мироощущения, она с большим энтузиазмом и искренностью воспела в своем искусстве советскую действительность. Ее послевоенная картина «Хлебоуборка» - победное ликование мирного труда, радость богатого урожая, смелая устремленность в будущее. Образ улыбающейся девушки в ярко-красном платье на фоне желтого колосящегося поля, ее прямая осанка, широкий размах рук проникнуты жизнеутверждающим пафосом.
На протяжении многих лет М. Е. Шестакова была связана с театром. Видное место в ее творчестве заняли портреты Л. Сахьяновой, Ч. Шанюшкиной, Т. Гергесовой (последний приобрела Третьяковская галерея после II декады бурятского искусства в Москве в 1959 г.).
Более сорока спектаклей оформила художница в Бурятском академическом театре оперы и балета и Бурятском театре драмы им. Хоца Намсараева. Неудивительно, что именно ей было предложено стать художником в ансамбле «Байкал», призванному сохранять и развивать традиции бурятского фольклорного искусства. Ее эскизы к костюмам, выполненные в традиционной манере, представляют собой уникальную коллекцию графики в фондах Художественного музея им. Ц.С. Сампилова. Благодаря этим потрясающим костюмам у зрителей осталось неповторимое ощущение присутствия на народном празднике, пронизанном духом древних кочевников.