К 100-летнему юбилею заслуженной артистки Бурятской АССР Цындымы Санжеевны Гончиковой

Карьера актрисы Цындымы Гончиковой началась в 1933 году, когда она, уроженка Кижингинского района, по приглашению и при содействии своих именитых земляков Чойжинима Генинова, Дагбы Дондукова, Сундупа Рабсалова, Цыдена Дамдинова приехала в Улан-Удэ.  Ей было тогда 17 лет. Показав свое умение и талант, она  поступила на первый курс театрального отделения  техникума искусств.
Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева
3813

В совершенстве владея бурятским литературным языком, обладая красивым голосом, после окончания  театрально-музыкального училища им. П.И.Чайковского с 15 июля 1938 года в продолжение  34 лет проработала артисткой театра бурятской драмы.

Конец 30-х, начало 40-х годов – сложный период в истории страны, когда свирепствовал культ личности, над страной витал дух приближающейся войны.  Каждый старался напряженно работать, все свои мысли, талант и умение посвящали любимому делу.  В 1938 году по пьесе Н. Балдано был поставлен спектакль «Олоной нэгэн», в котором Цындыма сыграла роль девушки Рэгзэмы. В том же году в спектакле «Сэсэгма» по пьесе Ж.Тумунова успешно играет главную роль. Большую помощь оказала начинающей актрисе режиссер этих спектаклей Мария Бадмаевна Шамбуева (1909-1939). Музыку к пьесе написал композитор Виктор Иванович Морошкин.

С весны 1939 года началась напряженная работа по подготовке 1 декады бурятской культуры и искусства в Москве. Цындыма Санжиевна вместе с коллегами напряженно трудилась над декадным репертуаром.  В то время с 1939 по 1940 годы она  работала в балетной труппе музыкально-драматического театра. В декадном репертуаре в Москве  и во время гастролей в Монголию в 1943 году  была занята  в опере «Энхэ- Булад баатар» и музыкальной драме «Баир» в танцевально-хореографической группе. Также была занята в балете «Лебединое озеро» П.И.Чайковского в роли Матери-лебедицы. 

В годы войны под руководством Г. Цыдынжапова, Н.Г. Балдано, Н.В.Тарова  артисты выезжали  на гастроли по республике.

Условия для работы были нелегкими. Как писал в своих воспоминаниях П.Н.Николаев: «В Закаменском районе мы пробирались кое-где по замерзшему  болоту: люди шли пешком, а пустые машины с трудом проезжали по болоту. Электричество тоже было не везде, часто играли при свете керосиновых ламп, в холодных клубах».

Все военные годы артисты самоотверженно ездили по районам, поддерживая людей в тяжелейшее время – спасая великой силой искусства от уныния и отчаяния.

Награждена медалью За доблестный труд в Великой Отечественной Войне.
 Цындыма Гончикова сыграла множество ролей: Елизавету Достигаеву в спектакле  «Егор Булычов и другие» М.Горького, роль Дездемоны в «Отелло»… Сыграть в этой пьесе, тем более главную роль – мечта любого актера. Ее партнерами были великие Н.Балдано – в роли Яго, Халматов – Кассио, Отелло – Г.Цыдынжапов. Роль получила высокую оценку зрителей и прессы.

Пик творчества Гончиковой  приходится на 1950-60-е годы, она занимала в репертуаре ведущее положение.  Клариче в «Слуге двух господ», сатирическая роль Бутухэн Билдуевны в спектакле «Ход конем» и Бэрид в «Зурхэнэй шарха» Д.Батожабая, Сэсэгма в одноименном спектакле по пьесе Ж.Тумунова, в спектаклях по пьесам Х.Намсараева, Б-М.Пурбуева - свыше 80 ролей были  ею созданы на сцене театра. 

 

В 1958 году состоялась премьера спектакля «Хабарай дуун» по пьесе Ц.Шагжина, посвященная острой борьбе в период коллективизации. Долгор в исполнении Ц.Гончиковой воскрешает  тип кулачки из доколхозного улуса. Совершенно в другом плане в этом же спектакле сыграла роль Ганжад, улусной женщины, познавшей и испытавшей все виды унижений, горечи и нищеты.
В 1966 году сыграла старуху в фильме «Белая лошадь» режиссера Бараса Халзанова, снятого на Свердловской киностудии. Фильм принимал участие в официальной программе I Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте осенью 1968 года и был отмечен медалью.

Будучи по характеру доброй, отзывчивой, обладая состраданием к людям, она не стремилась создавать роли женщин властных, с твердым характером, ей намного ближе были роли,  совпадающие с ее природной органикой. К каждой роли относилась с большой ответственностью, ведь в театре не бывает маленьких ролей.     Бескорыстная труженица, безупречная женщина, добрая мать троих детей, преданный друг, человек высочайших моральных принципов… Вся долгая  жизнь и самоотверженная  творческая деятельность – яркий пример верности театру, служения  избранной профессии.

К 100-летию Цындымы Гончиковой в Бурятском театре драмы  16 марта в 18:30 состоится спектакль "Шэнхинyyр шулуунууд" ("Поющие камни"). 

Читайте также