Памяти Майдари Хайдаповича Жапхандаева

8 апреля в 17:00 в Буряад театре состоится концерт памяти народного артиста России, лауреата государственной премии Бурятии.
Народная артистка РФ Лариса Егорова
322

 …О Майдари писать и легко, и непросто…Легко потому, что он был талантлив и сыграл очень много ролей в пьесах разных авторов. А непросто потому, что по характеру он был неоднозначный, порой резкий,  местами даже грубоватый. Но он всегда на все имел свою мнение, ни под кого не подстраивался и умел до конца отстаивать свою точку зрения.

            Оглянувшись назад, я вспоминаю, как много раз мы были партнерами в спектаклях:  Федор - Нила Снижко, Сиддхартха –Камала, Дай Хун тайжа – Бальжин хатан, Глумов - Мамаева, Маслин – Маслина, Толгонай и Суванкул... Ему больше удавались социальные роли. Басистый голос сочетался с прекрасными  внешними данными. Его искристые хитровато-лукавые глаза выдавали в нем человека с большим юмором.

            Так уж случилось ,что мы проживали с ним в одном доме и после спектаклей, возвращаясь домой, мы много разговаривали о жизни, о людях, о нашей профессии … Он много читал, писал стихи… Никто и не подумал бы, что Майдари, будучи таким суровым  и немногословным на вид, в душе такой глубокий, порой даже романтичный…

            Вспоминаю то время , когда  в 1969 году, закончив театральный институт, молодые выпускники приехали из Ленинграда. Красивые , уверенные в себе, повидавшие  в северной столице многое, они привезли дипломные спектакли и концертную программу, которые с большим восторгом принимались  нашим зрителем. Как сейчас, стоит перед глазами  венгерский танец, который исполняли Елбонов Миша, Майдари  и Хэшэгто  Мункуев. Майдари  - подтянутый, стройный, сдержанный и очень музыкальный…Вечером ,  после представления, их всегда ожидали толпы поклонниц,  жаждущих познакомиться с ними. Ну, а потом , гастроли по нашей Бурятии, где их ожидали гостеприимные сельчане. Мы с Мартой Зориктуевой, в то время проработавшие в театре 2 года, очень быстро и органично влились в их концертную программу  и весело объездили всю   нашу республику вдоль и поперек, буквально выходя из-за печки  в красных уголках  на  сенокосных станах, на молочно - товарных фермах. То было прекрасное  , беззаботное время…

            Первая  роль , заслужившая много похвал со стороны критиков в Ленинграде на фестивале национальной драматургии, в партнерстве с Людмилой Дугаровой в спектакле Чингиза  Айтматова «Тополек мой в красной косынке» дала старт для других, более значимых  его ролей.

            Это - Прометей в спектакле Мустай Карима «Не бросай огонь, Прометей!», где ради земной девушки Агазии, роль которой играла я, он спускается на землю, принося людям огонь, рискует навлечь на себя гнев бога Зевса! В этой роли он раскрывается, как эпический актер . К такого плана ролям можно отнести  и Сиддхартху  из спектакля «Сиддхартха» Гессе, Маслин из спектакля Анатолия Софронова «Власть», который мы привезли в Москву на декаду бурятского искусства, где сам автор был в восторге от роли Маслина в исполнении Майдари . О его ролях много писала доктор-искусствовед Валентина Цыреновна Найдакова в своих монографиях. Очень интересным получился у него образ Федора в спектакле Афанасия Салынского «Барабанщица». С этим спектаклем мы объездили всю республику и далеко за ее пределами. Нам рукоплескали и в Москве, и в Калмыкии , и в Улан-Баторе…

             Кроме актерского таланта , в нем прекрасно сочетались организаторские способности, умение убеждать, доказывать свою правоту. В годы председательства Союза Театральных Деятелей он добился строительства жилого дома для членов союза, мог входить в любые чиновничьи двери, так как был очень известен в высших кругах. До сих пор те актеры, которые получили в этом доме квартиры, вспоминают его добрым словом.  И настало время , когда он возглавил наш театр. Это было тяжелое время перемен, перестройки, безденежья… Не каждый бы решился на такой шаг, но у него хватило мужества и решимости стать во главе такого большого коллектива, где каждый актер требовал к себе индивидуального подхода.  Позднее при театре он создает с нуля цирковую школу.  Пригласив монгольских педагогов, он набирает молодых ребят, не имевших специального образования, которые начинают овладевать цирковым искусством.  Монгольский педагог Сэлэнгэ упорно и настойчиво готовит группу гуттаперчевых девочек, которые по сей день прославляют  нашу Бурятию далеко за ее пределами.

             Конечно, новое дело никогда не бывает без издержек. Многие судачили, по-разному интерпретировали  его деятельность, даже и сейчас  порой  забывают, что цирк - это полнокровное детище нашего Майдари!

            Он многое мог бы сделать еще для искусства Бурятии , если бы судьба не распорядилась иначе…

            Но жива  наша память, а значит  -  Он с нами!

 

 

Читайте также