Гостей выставки приветствовали директор Сахалинского областного краеведческого музея Юрий Алин, представитель сахалинской региональной общественной организации "Бурятское землячество "Байкал" Ольга Цырендоржиева, участники бурятского национального коллектива "Ангара" (Дом культуры, Ключи).
Город Кяхта — основан в 1727 году как один из исторических центров русско-китайской торговли, а с построением Китайско-Восточной железной дороги в 1903 году — центром торговли с Внешней Монголией.
Кяхтинский краеведческий музей — один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока, основан в 1890 году. Является крупнейшим хранилищем истории юго-западного Забайкалья и Кяхты. Имеет филиал в Улан-Удэ. До 20-х годов XX в. — единственное научно-исследовательское учреждение на территории современной Бурятии. Фонды музея насчитывают более 123 000 единиц хранения. Это уникальные археологические коллекции, эталонные образцы флоры и фауны, предметы российско-китайской торговли XVIII-XIX вв. история православия и буддизма в данной географической области. Замечательна постоянная экспозиция музея "России чайной — старая столица".
Именно кяхтинская земля стала воротами, через которые в Россию пришел буддизм, Выставка знакомит посетителей с зарождением и развитием буддизма в Бурятии и непосредственно с содержанием мистерия — культовым таинством, посвящённым божествам, к участию в котором допускались лишь посвящённые. Главным содержанием мистерии являлись танцы гневных буддийских божеств (цам). Эти активные, а порой даже агрессивные виды танцев, часто повествовали о неординарном поведении персонажей.
Цам обычно исполняется на переднем дворе монастырского храма, при этом сам храм служил превосходной декорацией для костюмированной мистерии. Поскольку мистерия исполняется на открытом воздухе, хорошая погода имеет чрезвычайно важное значение, ведь в противном случае могут пострадать дорогостоящие маски и костюмы. В этой связи накануне Цама многие монастыри традиционно обращались за помощью к магу, который мог разогнать тучи, прибегнув к соответствующим ритуалам. В отдельных монастырях и иногда при неблагоприятных погодных условиях проведение Цама практикуют прямо в главном зале храма.
В Цаме используются практически все музыкальные инструменты, которые звучат в обычных храмовых ритуалах: длинные трубы, раковины, ганлины, большие барабаны и цимбалы всевозможных видов, создающие ритмический рисунок для танца. Посетители выставки могут увидеть их воочию.
Цам исполняется в специальных костюмах, неотъемлемой частью которых является маска. Маски для Цама изготавливаются из различных материалов. их изготовление приравнивается к высокому искусству. Имена искусных резчиков увековечены в религиозной традиции и передаются из уст в уста. Деревянные маски достаточно тяжеловесны, и поэтому прежде чем надеть их, монахи обматывают мягкой материей голову, шею и плечи. Облегченный вариант масок изготавливается из папье-маше.
Маски, изображающие высших тантрических божеств, наделены тремя глазами. Маска божества, относящегося к гневной форме, украшена короной с определенным числом миниатюрных человеческих черепов.
Волосы традиционно изготавливались из хвостов черного яка. Маска зачастую в два-три раза превышает размер человеческого лица, поэтому монахи, исполняющие танцы в масках, смотрят не через глаза, но через ноздри и рот. Маски, особенно те, что передаются из поколения в поколение, считаются священными реликвиями, обладающими магическими свойствами.
Большинство исполнителей Цама — ламы или простые монахи, лишь некоторые из ролей, например, роли воинов или клоунов, могут исполняться мирянами. В Цаме могут принимать участие только мужчины. Роль, которая доверяется тому или иному ламе, зависит, прежде всего, от его знаний в области буддийской философии и мистических основ Цама.
Как свидетельствую первоисточники, являясь частью крупномасштабных ритуалов, костюмированные танцы мистерии "Цам" уходят корнями в древние церемонии, исполняемые священнослужителям, и посвящены разным персонажам и событиям буддийской истории и мифологии.
Среди 73 экспонатов выставки, прибывших на Сахалин, представлены также буддийская свитковая живопись (танка), статуи, ритуальные предметы, священные сутры, труды известных исследователей буддизма, одеяние буддийского монаха.
Как отметила главный хранитель Кяхтинского краеведческого музея Эльвира Райцанова, принявшая участие в церемонии, на это уже вторая выставка в Южно-Сахалинске, посвященная истории Кяхты. В прошлом году сахалинцы познакомились с выставкой "Чайная традиция и современность". Отдельные культовые предметы привозили на Сахалин и раньше. Главное в работе коллектива музея — сохранение бурятского языка, исторических культурных традиций бурятского народа.
Выставка продлится до 26 января 2020 года. Справки по телефону: 50-50-51.
6+