У погоды в этот день были свои планы, а у людей свои. И никто не собирался уступать. Мухоршибирский район совместно с министерством культуры РБ стали организаторами мероприятия, которое должно было состояться при любой погоде. Солнце на небе не выглянуло ни разу, войдя в привычный график последних дней. Ярким семейским сарафанам предстояло заменить и солнце, и радугу, утверждая победу над обстоятельствами.
С самого утра волонтеры и организаторы ждали гостей – представителей Правительства и Хурала, участников юбилейного автопробега и всех, кто решил принять участие в торжестве. Ждали с хлебом – солью, под моросящим дождем у подножья нового храма св. Петра и Павла.
Решение торжественно открыть храм не 12 июля, в день святых Петра и Павла, а на месяц позже, было принято на правительственном уровне.
- Мы рады, что первая служба и панихида в храме прошли в память о нашем великом земляке, – сказал заместитель Председателя Правительства РБ, руководитель Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия Петр Носков.
В день рождения Исая Калашникова 9 августа в Шаралдае прошёл митинг, на котором собравшиеся возложили цветы к памятнику писателя. Утром 9 августа от городской библиотеки имени И.К. Калашникова стартовал литературный автопробег Улан-Удэ – Турунтаево – Кома – Гремячинск – Турка – Шаралдай. Официальные же мероприятия были перенесены на 12 августа, собрав у музея – усадьбы немало народа. С приветственными словами перед земляками писателя выступали депутаты Народного Хурала РБ Зорикто Цыбикмитов и Цыденжап Батуев, министр образования РБ Алдар Дамдинов, заместитель министра культуры РБ Николай Емонаков, представители администрации Мухоршибирского района, председатель Союза писателей РБ Матвей Чойбонов, директор Национального музея РБ Татьяна Бороноева и заместитель директора НМ РБ Баир Гомбоев.
Судьба шаралдайца
«Простые люди сами на себя надеяться должны. Они как трава. Ее и копытами топчут, и огнем жгут, а она живет и дает жизнь всему живому» – писал Исай Калашников в своем знаменитом романе «Жестокий век».
То, что выходец из деревенской глубинки, сын репрессированного хлебороба, стал маститым писателем, сумевшим осмыслить историю разных народов, кажется, потрясает всех до сих пор. И, кажется, в первую очередь самих шаралдайцев.
«Как? Неужто, правда, писатель из нашего, ничем не примечательного Шаралдая?» – вспоминал о первой встрече с книгой Исая Калашникова писатель Виктор Носков. Ему, тогдашнему школьнику, это казалось невероятным.
Сегодня, идя по улицам Шаралдая, невольно ищешь глазами свидетелей – старые дома, которые еще, быть может, помнят того мальчика – «сына врага народа», идущего из школы. Сверстники закидывали его камнями и палками, учителя не проверяли заданий, не замечая его. В четвертом классе будущий писатель вынужден был оставить школу… Но не мечту. Он хотел учиться, чтобы стать писателем и написать книгу о людях труда, своих земляках. Отец, мечтавший, чтобы сын стал агрономом, выбора стези не оценил и до славы не дожил.
«Ничего ты не знаешь, Исайка», – задумчиво говорил он, выросшему без него сыну о людях и правде, которую узнал в лагерях.
В том селе, которое когда-то семье Калашниковых было предписано покинуть в 24 часа, сегодня из года в год проводятся калашниковские чтения, в память об удивительном человеке, прославившем свою малую родину читают стихи, поют песни, встречают гостей и, кажется, искренне любят и гордятся.
- Другой на его месте бы озлобился не только на людей, но на весь белый свет, а с Исаем этого не произошло! До самых последних дней своей жизни он был внимательным и отзывчивым к чужому горю. Ни одним словом, ни одним намеком он не выразил в своих произведениях – как ранних, так и поздних – обиду свою, свою жизненную ущемленность, – вспоминает заслуженный работник культуры РБ Елена Павлуцкая.
Обновленный музей
Говорят, именно благодаря энтузиазму Елены Павлуцкой литературный музей Исая Калашникова сохранился до наших дней. В этом году Национальный музей при поддержке Министерства культуры РБ провел работу по обновлению экспозиции музея.
По замыслу, посетитель попадает на страницы книги об Исае Калашникове, о его творчестве и жизненном пути. Акцент сделан на главном романе писателя «Жестокий век».
- Подготовка к данной выставке велась еще с января 2016 г. Рабочая группа Национального музея разработала концепцию и электронный макет экспозиции, с которых и началась работа по реэкспозиции. За время работы над информационными стендами бесценной оказалась консультация вдовы писателя Екатерины Викторовны, - сообщила директор Национального музея Татьяна Бороноева.
На выставке представлены документы, фотографии, рукописи, личные вещи писателя, портрет, книжные издания разных лет, иллюстрации к роману «Жестокому веку» автора Зорикто Доржиева, информационные стенды о творческой жизни писателя, диорама «Бой у Меркитской крепости». Также можно посмотреть кадры из фильма «Крик тишины» по повести Исая Калашникова.
...В небольшом зале у окна портрет писателя и стол с его печатной машинкой, книги, фотографии, рукописи. 36 лет писателя нет на земле, а земляки в резиновых сапогах с большим чувством декламируют стихи о нем, вспоминают его. Мужчина в остроносых туфлях поет песню об Исае Калашникове, стоя рядом с вдовой писателя – Екатериной Викторовной. Та задумчиво глядит в пол, и вместе с дочерьми Анной и Татьяной то и дело вежливо благодарит земляков мужа. Дарит книги, обнимает. И все это с тихим, смиренным достоинством.
- Мне хочется выразить сердечную благодарность и признательность администрациям муниципального образования «Мухоршибирский район» и сельского поселения «Шаралдайское», управлению культуры и туризма, работникам межпоселенческой библиотеки, Шаралдайского Дома культуры и сельской библиотеки, коллективу Шаралдайской школы, заведующей музеем – усадьбой, редакции районнной газеты «Земля мухоршибирская» за большую работу по увековечению памяти писателя-земляка. Я и мои дети ценят ваши усилия…» – говорит она.
И только однажды одна из дочерей вскользь скажет: «Благодарим вас за то, что помните, за внимание и теплые слова…их при жизни отцу так не хватило».
"Берегите писателей!"
«Тот, кто для себя только живет, забыт будет навсегда. Род человеческий на том и держится, что люди, умирая, кто очень много, кто поменьше оставляют живущим. Не будь этого, каждому бы пришлось начинать заново, и ничего хорошего в жизни не было,» – писал Исай Калашников.
Мухоршибирь стала родиной писателей – Ильи Чернева, Елизара Мальцева, Гунги Чимитова, Виктора Носкова, Баира Эрдынеева, Сергея Щербакова, Андрея Румянцева и мн. других. Все они оставили после себя литературные произведения, на которых продолжают учиться литераторы Бурятии.
- Не умаляя заслуг других писателей, первым мы, все - таки, называем Исая Калашникова. Уже только за один свой роман «Жестокий век» Исай Калистратович по праву заслужил мировую славу и вечную добрую память, – делился журналист мухоршибирской районной газеты, деловито завязывая узлом ручки целлофанового пакета на объективе моей промокшей от дождя фотокамеры. Потом он выступал на «круглом столе» и, кажется, тоже желал стать писателем. А, может, он и есть писатель – представитель «занятия», которого ныне в реестре профессий просто нет.
Заместитель министра культуры РБ Николай Емонаков, выступая, предложил литераторам принимать участие в конкурсах, проводимых министерством культуры РБ. Он также вручил награды победителям конкурса на лучшее сочинение среди учащейся молодежи, посвященного 85-летию со дня рождения Исая Калашникова.
Говоря о положении современных писателей, вдова Исая Калашникова Екатерина Викторовна, обратившись к Николаю Емонакову заметила:
- Если уж вы нашли этих талантливых людей, берегите их!
Сказав это, Екатерина Викторовна напомнила, что написание серьезного произведения без поддержки и зарплаты – это невероятный труд. Можно ли осилить эту задачу, возвращаясь домой после основной работы? Все, что писатель делает после, достигается за счет его здоровья и сна, за счет его семьи.
Ответов на вызов времени современным писателям «круглый стол» не предполагал. В литературу пришел рынок. Справедливо это или нет – неизвестно.
Суть жизни
«Хотя большая часть моей сознательной жизни прошла не в Шаралдае, я вспоминаю о нем с благодарностью. Люди, среди которых прошла моя юность, научили меня любить и ценить русское слово – гибкое, сочное, выразительное, народную поэзию – от частушек до древних плачей. В Шаралдае я впервые осознал, что человек может достигнуть чего-то лишь при упорстве, настойчивости, что труд есть смысл и суть жизни человека, что только через труд он может выразить самого себя. Так что всем, что я сделал, я обязан свой родине, нашему родному селу…» – писал Исай Калашников.
Писатель был благодарен родине, а родина благодарна ему. Такой вот круг. Неслучайно, наверное, вдова писателя сказала, обращаясь к мухоршибирцам:
- Пусть в ваших сердцах не иссякает родник уважения, благодарности, теплоты и гостеприимства.
По прежнему вокруг родного села Исая Калашникова синее небо, холмы и травы, которые он так любил.
...Пока в одном месте проходил «круглый стол», в другом проходили народные гуляния, конкурсы, выставки, ярмарки. И дождь им был не помеха. Накрывать ли стол блюдами из картошки, петь ли старинные песни, читать ли стихи, танцевать или плести украшения из бисера – значит, проявлять себя в творчестве в тот краткий и ослепительный миг вечности, который называется жизнь.
Фоторепортаж: http://minkultrb.ru/media/photo/detail.php?ELEMENT_ID=13260&SECTION_ID=108