В столице Бурятии с аншлагом прошла премьера спектакля «Аламжи»

Зрители отметили оригинальность современной постановки, необычную подачу, динамику и глубину представления.
Пресс-служба Министерства культуры Бурятии
1151

26 ноября на сцене Бурятского драматического театра состоялась премьера спектакля «Аламжи».

Эпос записан ученым Цыбеном Жамсарано от улигершина Елбона Шалбыкова еще в 1903 году на эхирит-булагатском языке. Спектакль «Аламжи» вырос из эскиза, созданный молодым 30-летним режиссёром из Самары, выпускником ГИТИСа Артемом Устиновым, в рамках творческой лаборатории «Шэнэ буряад зүжэг», которая состоялась в апреле нынешнего года под руководством Олега Лоевского.

На сцене можно увидеть, как рождается эпическая фреска, состоящая из многоголосья смыслов и образов эпоса: сотворение мира и людей Богами-дарханами в небесной мастерской, взаимоотношения мира мертвых и мира живых.

- Возникла мысль, что действующими лицами должен быть молчаливый хор духов, который создает человека, животных, пейзажи. За полгода мы многое придумали заново, в частности весь второй акт. Лаборатории часто проводятся по классическим и современным пьесам. Решением театра сделать эпос таким образом, мне кажется, это было очень большим риском, но я считаю он себя оправдал, - говорит Артем Устинов.

Также молодой режиссер ответил на вопрос, с какими мыслями должен уйти зритель из театра, увидев новую постановку.

- Я думаю, нам удалось воплотить то, что мы хотели. Очень хотелось бы, чтобы зрители поняли, что такого подхода к материалу еще не было. Артисты еще не существовали в таком жанре. Эпос — это не комедия и не трагедия, а род литературы. Когда все быстро меняется, когда очень смешное и страшное все соединено в одно. Мне кажется, что зрители получили художественное впечатление. Им должно быть интересно на это смотреть. Это история многих тронула. Пройти весь мир пешком ради того, чтобы оживить своего брата — это история настоящего жертвенного подвига, - рассказывает режиссёр.  

Премьера проекта удивила всех. Зрители отмечают оригинальность постановки, глубину и подход, творческие находки в сочетании с световым и цветовым освещением, а также необычную подачу, динамику и глубину представления.

- Мы всегда с удовольствие ходим в Бурятский драматического театр. Мне всегда кажется, что здесь работы очень интересные и очень творческий коллектив. Я не пропускаю ни одной премьеры. Каждый спектакль у них отличается друг от друга. Подача этого спектакля здесь совсем другая, чувствуется новый взгляд молодого режиссера. Отрадно, что в зале очень много молодежи, - поделилась впечатлениями зрительница Долгорма Доржиева.

В основе эпоса — это судьба рода и его продолжение, мистическая связь брата и сестры – главных героев. Также мы можем увидеть органичное сочетание воинской и брачной тематики.

- Спектакль очень новаторский. Несколько футуристический, так можно сказать. Очень много аллегории, иносказаний. Смысл этого эпоса постарались показать не только словом, действиями, но и музыкой, пластикой и движениями. Создается впечатление, что, казалось бы, что-то знакомое, а ощущение такое что ты никогда это не слышал и не знал. Казалось бы, это времена ушедшей эпохи, но звучит она совершенно по-современному. Подлость, предательство, преданность, любовь, нежность – это вечные ценности, и они всегда были и всегда будут, - рассказала о своих впечатлениях зрительница Светлана Нимбуева.

Лаборатория «Шэнэ буряад зүжэг» была посвящена поиску форм театрального воплощения национального эпоса «Аламжи Мэргэн». В Бурятию приехали три режиссера, перед ними стояла непростая задача. Фактически за неделю каждый из них должен был поставить эскиз спектакля «Аламжи Мэргэн». Молодой режиссер рассказал, как создавался эскиз будущего спектакля.

- Эпос мы разделили на три части. Каждый из режиссёров делал свою часть в разных пространствах театра. Мы показывали свою версию в художественном цехе театра — это большой ангар с механическими столярками, станками, красками. Затем, когда мне предложили показать спектакль на большой сцене, естественно встал вопрос, что мы не можем перенести настоящие атрибуты на сцену. Затем художник театра Ася Бубнова придумала такую условную, немножко комиксовую яркую мастерскую, - рассказал молодой режиссер.

Читайте также