Композитору Юрию Ирдынееву сегодня исполнилось бы 75 лет

Юрий Ирдынеев внес большой и значимый вклад в развитие композиторской школы Бурятии. Его творческое наследие огромно, он является автором балета, оперы, симфоний, концертов, кантат, оратории, музыки к драматическим спектаклям и других жанров.
Татьяна Дугарова
6236

Композитор Юрий (Цыбикжап) Ирдынеев родился 26 августа 1941 года в селе Амгалантуй Бичурского аймака Бурят-Монгольской АССР. После окончания Улан­-Удэнского музыкального училища им. П.И. Чайковского, он трудился на ниве музыкального просвещения в музыкальных школах республики и Агинского округа, в Бурятской филармонии, Улан-Удэнском педагогическом училище.

В 1975 г. после окончания Новосибирской консерватории им. М.Глинки (класс композиции профессора Г.Н. Иванова) он вернулся в Бурятию, преподавал в музыкальном училище и од­новременно работал ответственным секретарем Союза компози­торов.

В своем творчестве композитор Ю. Ирдынеев стоит некоторым особняком среди своих коллег. Его отличала масштабность мышления, неординарность художественных замыслов, рождающихся под влиянием музыкальных и внемузыкальных импульсов. Обретая свое звуковое воплощение, они заставля­ют о себе говорить, будоража общественное мнение.

Так было с балетом "Лик богини", поставленным осенью 1990 года на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова. Балет стал не только открытием театрального сезона 1990/91 годов, но и продолжил лучшие традиции бурятского балета. Респуб­ликанская Государственная премия, присужденная в 1991 году композитору Ю.Ирдынееву, явилась ярким свидетель­ством высоких заслуг в области музыкального искусства. Пролежав в "портфеле" автора двенадцать лет, он, тем не менее, получил сценическое вопло­щение благодаря общим усилиям постановочной команды - балетмейстеров О.Игнать­ева и Д.Даваа (МНР), дирижера А.Говорова, художника Ч.Гунгаасуха (МНР). В центре сюжетной линии балета – романтическая история Мастера и его Возлюбленной. Типично романтический сюжет окрашен в трагические тона, но он имеет особенную окраску – перерождения простой земной девушки в священную богиню – Зеленую Тару.

Впервые тема музыкальной реинкарнации была намечена в струнном квартете «Элегические стансы», посвященного памяти поэта Дондока Улзытуева и «Драматической поэме». Стиль Юрия Ирдынеева отличает новаторский язык, основанный на сочетании двух противоположных ладовых систем – бурятской и европейской. При этом, его музыкальный язык имеет ясно выраженную национальную бурятскую основу.

Активным творческим поискам композитора сопутствовала длительная работа в области вокальной музыки - это обра­ботки народных песен, кантаты и песни. Интерес к вокаль­но-инструментальному жанру Ю.Ирдынеев сохраняет на протяжении всего творческого пути - это оратории "Ода ре­волюции" и "Апассионата", циклы для смешанного и детс­кого хоров, кантата "Ода о братстве народов" и многие дру­гие. Ряд сочинений были приурочены к праздничным датам, в этом смысле композитор проявлял свою гражданскую позицию, откликаясь на значительные об­щественные события.

Итогом работы в данном жанре явился сборник "Бурят-­монгольских духовных песнопений" для смешанного хора а cарellа, получивший благословление от главы Буддийской Традиционной Сангхи Российской Федерации Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. Их создание - своеобразный символ нового времени, которое возвращает нас к истокам, к духовной жизни прошло­го. В цикле представлены Молитвы, обращенные к высшим божествам - Будде Шакьямуни и его воплощениям, учите­лям -распространителям буддизма, буддийским дацанам, свя­тым местам и реликвиям, памяти друзей - художни­ков, поэтов, музыкантов, гимны бурятскому народу на трех языках - санкскрите, тибетском и бурятском. 

Композитора привлекала возможность воплощения буддийских молитв в европейских хоровых формах. "Духовные песно­пения" – одно из значимых произведений бурятской хо­ровой музыки в истории мировой музыкальной культуры.

Ю.Ирдынеев внес большой и значимый вклад в развитие композиторской школы Бурятии. Его творческое наследие огромно, он являет­ся автором балета, оперы, симфоний, концертов, кантат, ора­тории, музыки к драматическим спектаклям и других жанров. Он воспитал своих учеников – Баира Дондокова и Пурбо Дамиранова. Сегодня они уже стали известными композиторами, каждый со своим индивидуальным почерком. Для них он всегда оставался не только наставником, но и близким другом, пристально следившим за развитием творческих личностей.

Читайте также