Как вы узнали про фестиваль "Алтан Сэргэ", он ведь достаточно новый?
Мы пару раз встречались на фестивале «Ново-Сибирский транзит» и на фестивале в Улан – Баторе, там я увидел спектакли вашего театра, познакомился с Саяном и Сойжин Жамбаловыми. Тогда они нас и пригласили.
R.A.A.A.M. – это частный театр?
Да, это маленький проектный театр. Мы приглашаем артистов со всей Эстонии, поскольку большинство артистов у нас являются свободными. Играем не только на театральной сцене, но и на старых фабриках и в котельных. У нас в Таллине есть новый театр – свободная сцена, на которой работают все театры, у которых нет зданий. Это совсем новая история, новая для нас модель. Мы – репертуарный театр и тоже работаем таким образом только третий сезон. Я продюсер и моя задача выбирать актеров, приглашать режиссеров. В последние годы я часто приглашаю иностранных режиссеров. В Эстонии были режиссеры из Ирана, Чили, Германии, Америки и России. В частности, интересно было сотрудничать с якутским режиссером Сергеем Потаповым.
Скажите, а как вам удается обходиться без государственной поддержки?
Небольшая поддержка у нас есть, и это помогает. У нас много спектаклей – сейчас десять. Мы очень много играем. В этом году у нас было пять премьер. И касса такова, что с ней можно что-то делать.
То есть ваши спектакли востребованы, зритель идет на них?
Да и охотно. У нас в Эстонии очень популярен летний театр. Разные труппы играют и разные актеры – это очень интересно. Зимой актеры работают в одной труппе, а летом создаются новые труппы.
Каким спектаклям вы отдаете предпочтение, формируя репертуар?
Коммерческих проектов я не делаю. У нас есть проекты классического театра и эксперименты. Например, Сергей Потапов из Якутии поставил эстонскую классику.
Интересно, что вы сотрудничаете с российскими режиссерами с периферии…
А для меня это тоже интересно. На фестивале «Ново-Сибирский транзит» мы представили спектакль Сергея Потапова, и там я видел много интересных работ сибирских театров.
Можно ли сказать, что взгляд якутского режиссера или, скажем, бурятского какой-то другой?
Можно. Но у нас во взглядах много общего, потому что мы – эстонцы, тоже маленький народ. У нас общий театральный язык, нас учили российские учителя. Сам я окончил ГИТИС.
Что для вас свобода?
Это возможность делать то, что я хочу.
А насколько вы ориентируетесь на вкусы публики?
Мы должны думать о том, что нравится публике, но это не самое главное. Если сделано профессионально, то, я думаю, публика найдет эти спектакли интересными.
А каковы вкусы таллинской публики?
Нас, эстонцев, всего миллион. Но в год театры имеют миллион зрителей. Да, кто –то ходит на спектакли по 10 раз, а кто-то ни разу, но Эстония вторая в мире после Исландии по посещаемости театров. Это значит, что эстонский зритель очень любит театр и это для него очень важно. Потому что театр живой и каждый вечер он разный, и публике важно то сопереживание, то чувство, которое возможно пережить только в театре.
Профессия артиста, все говорят, зависимая, а в чем счастье артиста?
В том, чтобы он встретил хорошего режиссера.
Что означает название вашего театра – R.A.A.A.M.?
R.A.A.A.M. – это значит рамка. Рамка, в которой мы показываем спектакли.
Почему именно "Феномен" привезен вами в Бурятию?
У нас много спектаклей, которые мы привозим в Россию, но Бурятия далеко, и нам нужно было думать о транспортировке. Поэтому выбор пал на моно-спектакль. В нем много текста, он не совсем фестивальный, но мы надеемся, что зритель нас поймет. Автор этого материала - болгарский драматург Христо Бойчев доверил его только нам. Это очень известный драматург, потому для нас это большая честь. Мы единственные в мире играем эту пьесу. Пару лет назад мы поставили другую пьесу этого автора, и этот спектакль был признан лучшим в Эстонии.
Отличается ли сибирский зритель от какого-то другого – эстонского, например?
Не много. От московской публики отличается сильно. От эстонской, я думаю, не очень. Могу сказать, что новосибирская публика встречает тепло. Об Улан-Удэ пока сказать не могу – увидим.
Это ваше первое знакомство с Бурятией?
Да…У вас очень красивый город. Вчера мы были в центре буддизма в Иволге, а сейчас едем на Байкал – это моя давняя мечта.