Один из самых прославленных и талантливых ювелиров Бурятии раньше работал топографом. В шестидесятые годы Максим Балсанович неожиданно меняет профессию и начинает активную деятельность в новой сфере — декоративно-прикладном искусстве. Повороту в его судьбе способствовали многие обстоятельства. Вероятно, главным из них была тяга к творчеству, жившая в нем с детства, проведенного в родном селе Бараний Луг (Хонин Нюга) Селенгинского района; тогда он помогал своей бабушке вырезать из дерева кухонную утварь: миски, пиалы, ложки, — для чего отыскивал в лесу подходящий материал, высушивал его, делал заготовки. Нужно учесть также и общую атмосферу шестидесятых годов. Именно в этот период вновь возникший интерес к национальной специфике быта, к традиционной народной культуре охватил разные слои населения Бурятской республики. Экспедиции из научных центров страны, творческие поездки художников всколыхнули и саму народную среду, в которой испокон веков процветали ремесла, передавались из поколения в поколение навыки обработки мягких и твердых материалов, изготовления изделий, необходимых в повседневной жизни и вместе с тем красиво, со вкусом оформленных.
В Закаменском районе, где в ту пору оказался М. Эрдынеев, не только сохранялась память о былом величии славных «дарханов» — мастеров кузнечного дела, но и продолжали трудиться их потомки, в частности, дочь знаменитого Гожоглоо-дархана Долгор Логинова, участвовавшая своими прекрасными изделиями из серебра в двух декадных выставках в Москве в 1940 и 1959 г.г. Она и стала первой наставницей молодого художника.
С самого начала деятельность М. Эрдынеева в искусстве обнаружила широту его интересов. Собиратель-коллекционер, исследователь и организатор, художник-любитель и умелец, он объездил всю республику; принял участие в создании первого предприятия мастеров-надомников, преобразованного позже в Экспериментальный завод сувенирной продукции, в организации «школы ученичества» при Союзе художников Бурятской республики. На протяжении ряда лет работал инспектором-искусствоведом по народному творчеству Сибири и Дальнего Востока от Художественного фонда Российской Федерации.
С конца 60-х годов М. Эрдынеев известен, как мастер художественной обработки металла и резчик по дереву. Участник многочисленных республиканских и российских, всесоюзных и зарубежных выставок. С 1974 года член Союза художников СССР (ныне Российской Федерации). В 1996 году возглавил малое предприятие «Яшма».
По своим жизненным установкам, мировосприятию и творческим устремлениям М Эрдынеев неразрывно связан с традиционной бурятской культурой, ее истоками. Вместе с тем он был достаточно чуток ко всяким новым веяниям, определяющим тематическую, жанровую и стилистическую направленность художественного процесса, органично к нему подключается.
Возрождение народных промыслов в Бурятии началось с чеканки по серебру, поскольку изделия «брацких» мастеров издавна славились «по всей России», являются достоянием многих музейных фондов, бережно хранятся во многих домах в качестве семейных реликвий. В некоторых отдаленных от центра местах еще можно было найти умельцев, владевших секретами старинного ремесла. Разрозненных по разным районам чеканщиков удалось объединить, вовлечь в дело организации промысла на новом историческом этапе в новых условиях. В этом большом начинании немалая заслуга М. Эрдынеева, по собственной инициативе знакомившегося с каждым из них, заручавшегося их пониманием и поддержкой. При этом молодой специалист получал возможность изучить до тонкостей технологию производства, собирал интересные и уникальные сведения этнографического порядка и после чего стал профессионалом высокой квалификации.
Работая в традициях, мастер, тем не менее никогда не копировал прежние образцы, а создавал на их основе новые произведения, искал, экспериментировал... Во всех его изделиях присутствовала добротность исполнения. Четко рассчитаны чередования полудрагоценных камней, фигурных серебряных пластинок и филиграни: цветочных лепестков, спиралей и зерни, окружностей и завитков из гладкой и насечной проволоки, в которой имитируется ее крученность, благодаря чему усиливается декоративная наглядность композиции.
Творческий поиск М. Эрдынеева был динамичен, мощные заряды стихии народной самодеятельности сочетались с веяниями, идущими как от прошлого, так и от современности. В этом было своеобразие художника, мастера-профессионала; отсюда и тот заметный вклад в развитие изобразительного и декоративно-прикладное искусства Бурятии.
Произведения художника находятся в Республиканском художественном музее им. Ц. С.Сампилова, в Музее истории Бурятии им. М.Н.Хангалова, в Читинском художественном музее, в частных коллекциях.
Полная версия на сайте soyol.ru