Алла Балдаева: «Я благодарна своим певцам, которые многие годы беззаветно преданы не только делу «Магтаала», но и лично мне»

Вот уже более полувека ни одно значимое событие не обходится в Бурятии без участия Аллы Галдановны Балдаевой и её многочисленных учеников. Её имя стало синонимом беззаветной преданности и служения делу всей жизни – воспитанию музыкальных кадров, возрождению песенных традиций бурятского народа.
Информационно-издательский отдел РЦНТ Бурятия
9872

«Светлячок»

Алла Галдановна – дитя голодного блокадного Ленинграда. Ей было всего три года, когда её, после гибели отца и младшего брата от банды басмачей в Туркменской ССР, определили в детский дом для детей погибших офицеров. Поэтому Алла помнит об отце только ромбики петлиц, знаки воинской доблести, больно коловшие щеки, и запах сбруи. А мама потом пришла за ней, за своим единственным, оставшимся в живых, ребенком. Она появилась на пороге детдома исхудавшая, измученная и… совершенно бледная.

Затем, коммунальная квартира на Литейном проспекте. Потом – война, блокада. На долю её матери, супруги офицера, с малолетней дочерью на руках выпало испытать все тяготы и лишения блокадного города…

Маленькая Алла чудом осталась жива, когда вокруг умирали от голода и болезней. В 1943-ем по «дороге жизни» через Ладогу была вывезена на большую землю. Добирались с мамой домой, в Бурятию почти полгода, подвергались бомбардировкам, зачастую питались лебедой, ели зерна. Дорога оставила след не только в душе, но и на теле. В один из налетов немецких бомбардировщиков Алла едва не погибла – серьезно поранила ногу, которую прижало эшелоном и чуть не оторвало. Именно эта рана предопределила творческую судьбу Аллы Галдановны Балдаевой.

Оказавшись в Улан-Удэ, Алла, как и дети ее возраста, зачастила ходить в эвакогоспиталь, что на Советской, 56, - к раненым. Их там ждали. Звонкие детские голоса, из которых, пожалуй, самый звонкий принадлежал девочке-тростиночке Алле, смягчали драму каждого госпитального дня. Израненные солдаты дарили в ответ свои шутки и светлые улыбки. «А один грузин, безногий, все время просил меня спеть песню про «Светлану – светлячка» и рассказывал сказки. Он-то и прозвал меня Светлячком», - вспоминает Алла Галдановна.

Как оказалось, ничего случайного не бывает. Злополучная рана на ноге, полученная в дороге, не позволила пойти по пути хореографии. Сразу после войны в Улан-Удэ приехали преподаватели Ленинградского хореографического училища им. Вагановой – искать юные таланты. Как уж умудрилась девятилетняя Алла с поврежденной ногой пройти весь «кастинг» и стать претендентом номер один – сказать сложно. Лишь в последний момент преподаватель увидела на девичьей ножке то, что повергло ее в шок. «Помню, женщина изменилась в лице и заплакала. Мне сказали – они хотели было уже взять меня. Если б не рана, я стала бы танцовщицей, хореографом. Но стала музыкантом и хормейстером».

Снова…в Ленинград

Прекрасные вокальные данные, природный артистизм и организаторские способности привели ее в класс хорового отделения Бурятмонгольского музыкального училища им. П.И. Чайковского. Освоив «азы» дирижерского искусства, молодой хормейстер с головой окунулась в педагогическую деятельность. Вела хоровой класс в детской музыкальной школе №1 г. Улан-Удэ (1958-1959 гг.), организовала и руководила академическим хором Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзарова (1959-1962 гг.), параллельно преподавала специальные дисциплины в республиканском культурно-просветительском училище. Творческие успехи не заставили себя долго ждать, но почивать на лаврах не в ее характере. Для профессионального совершенствования Алла Балдаева в 1962 году уезжает в Ленинград (!) и поступает на факультет хорового дирижирования Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, где она училась у профессора П.А. Россоловского и А.В. Михайлова.

Жизнь в северной столице страны того периода – периода «оттепели» - была очень насыщенной культурными событиями. На концертных и театральных площадках вовсю кипела музыкальная жизнь. В залах филармонии звучала музыка Д.Шостаковича и Г. Свиридова, со сцены Мариинки блистали Галина Ковалева, Ирина Богачева, Борис Штоколов. В консерватории выступали совсем еще юный пианист Григорий Соколов, студент вокального факультета Евгений Нестеренко, давал уроки скрипач, профессор Борис Гутников. Творческая атмосфера города и вуза как ничто иное не могла не располагать профессиональному росту. Талантливая и пытливая студентка не преминула тут же применить свой уже увесистый багаж знаний на практике – устроилась вести хоровой класс в детской музыкальной школе г. Всеволжска Ленинградской области (1962-1967 гг.), стала руководить академическим хором Ижорского завода г. Ленинграда (1964-1967 гг.), благо позволял учебный график.

После возвращения в Бурятию творческая энергия профессионального хормейстера распределилась между педагогической работой в Улан-Удэнском музыкальном училище (также в Восточно-Сибирском государственном институте культуры) и хормейстерской практикой в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета. При ее участии на сцене БГАТОБ были поставлены произведения русской и зарубежной оперной классики. Алла Балдаева готовила хор театра для премьерных постановок опер бурятских композиторов, создавала хоровые коллективы общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, руководила хоровой студией студенческого фольклорного ансамбля «Ёхор» Восточно-Сибирского государственного технологического института, хором Верхне-Талецкого совхоза Хоринского района, академическим хором села Хара-Шибирь Могойтуйского района Агинского Бурятского национального округа и другими коллективами.

«Магтаал» - это открытие

Но в историю бурятской музыкальной культуры Алла Галдановна вошла, прежде всего, как автор и бессменный руководитель творческого проекта – создание первого в Бурятии фольклорного хора «Магтаал» (в переводе с бурятского «Восхваление») в далеком 1974 году. Одного только этого достаточно, чтобы считать свою жизнь прожитой не зря.

«Магтаал» - это открытие, как у ученых-исследователей, прорыв в мире изучения народного наследия. Оно позволило нам лучше понять самих себя, свою природу, свое прошлое, настоящее и будущее.

Скептические взгляды, недоумение коллег по академическому цеху, просто непонимание окружающих – вещи, с которыми пришлось столкнуться Алле Галдановне на главной дороге ее жизни, на пути создания фольклорного коллектива. «Мне говорили: зачем связывать жизнь с дедушками и старушками? Окружила себя динозаврами! Но ведь эти старики оставались тогда единственными носителями древних мелодий и песен разных групп бурятского этноса – восточных и западных. Мы собрали эти песни и мелодии, пели их, бережно сохраняя для потомков». К слову, в те годы бурятскую речь, а уж тем более пение можно было услышать разве что в самой отдаленной глубинке.

В 1981 году «Магтаал» стал базовым коллективом Республиканского научно-методического центра, ныне – Республиканского центра народного творчества (РЦНТ) и получил звание «Народный». Под чутким руководством Аллы Галдановны этот коллектив неоднократно становился лауреатом многих российских и международных фестивалей и конкурсов в Казахастане, Монголии, Франции, США, Испании, Греции, Голландии, Бельгии, Египте, странах Скандинавии. В этом «Магтаал» не имеет себе равных. Каждый участник – личность, патриот малой родины. В жизни они не сетуют на сложности и проблемы, а просто живут полной творческой жизнью, красиво и достойно. В хоре три состава – ветераны, молодежь и дети от трех до восьми–десяти лет. Творческий стаж отдельных ветеранов составляет свыше двадцати пяти лет, многие выступают здесь семьями, приводят детей, внуков и правнуков. В коллективе представлены почти все этнические группы бурят, что позволяет постоянно пополнять свой и без того богатый репертуар. В исполнении хора звучат песни селенгинских, аларских, курумканских, нукутских, хоринских, агинских, закаменских, мухоршибирских, боханских, тункинских, джидинских бурят. «Магтаал» первым обратился к исполнению героического эпоса - улигера, требующего особого мастерства и настроя. Поклонникам творчества щедро раздается «букет» самых разных ёхоров. Одним словом, в основе репертуара лежит уникальный, собственный, «полевой» архивный материал, собранный, переработанный и адаптированный руководителем ансамбля.

Своему создателю, Алле Галдановне Балдаевой, ансамбль принес заслуженные награды: звания заслуженного работника культуры Бурятской АССР и РСФСР, медали «За доблестный труд», «За заслуги перед бурятским народом», «Ветеран труда», почетный знак Министерства культуры СССР «За отличную работу». По решению Ученого Совета Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств в знак признания особых заслуг в развитии музыкального этнического искусства Бурятии, пропаганду устного народного творчества и музыкального фольклора Алла Галдановна Балдаева удостоена звания Почетного профессора ФГОУ ВПО ВСГАКИ.

Без преувеличения, удивительная личность, харизматичная настолько, что к ней тянутся душой и стар, и млад. Воистину, ансамбль держится на ее энтузиазме, беспредельной преданности делу. Ее мастерство зиждется на эрудиции, кругозоре, интеллекте и профессионализме. Благодаря ее труду, приходит понимание глубины и ценности духовного этнокультурного наследия бурятского народа.

«Я благодарна своим певцам, которые многие годы беззаветно преданы не только делу «Магтаала», но и лично мне», - говорит А.Г. Балдаева. И сегодня они рядом, не замечают ее возраста, ведь ей просто некогда стареть. Это удивительная женщина – любящая мама и жена, бабушка, а теперь уже и прабабушка – как и прежде, создает погоду в доме, в коллективе, в республике.

Талантливому педагогу, наставнику и просто красивой женщине Алле Балдаевой в этом году исполнилось 80 лет. Чествование юбиляра состоится 18 октября 2016 г. в 17.00 час. в Колледже искусств им. П.И. Чайковского. В этот вечер прозвучат слова поздравления и искренней благодарности в адрес Аллы Галдановны от ее преданных друзей, коллег, учеников и участников ансамбля.  

Читайте также