- В то утро мы с Эрженой ехали по улице Трубачеева, на работу. Как раз накануне я прочитал цикл статей Евгения Хамаганова «Бильчирская сага» о судьбах первых бурятских революционеров, Василия Трубачеева, Марии Сахьяновой, Георгия Данчинова, Матвея Амагаева и других. На глаза попалась табличка «ул. Трубачеева». И вдруг как будто осенило…
Спектакль как послание
- Мы привыкли думать об этих людях, как о первых революционерах из числа бурят. Но мало кто помнит, что почти все они были учениками великого бурятского ученого – этнографа и фольклориста Матвея Хангалова, родом из одного села – села Бильчир Осинского района. Очевидно, что Матвей Николаевич не просто раскрыл своих учеников. Он заложил в них нечто такое, что позволило его ученикам остаться в истории. Именно ученики Хангалова сотворили историю новой Бурятии, и последствия их деятельности мы ощущаем до сих пор. Так родилась идея творческой экспедиции в село Бильчир. Я решил разобраться в этой истории, разобраться в сути феномена учеников Хангалова.
Уже перед отъездом я пообщался с мамой Эржены, она родом с Осинского района, спросил, дескать, может, привет кому передать? Ответ меня обескуражил: «мое село, Даахан, давно под водой»…
И вот мы приехали в Осинский район. И вдруг выясняется, что старожилы района не сильно-то и помнят своих земляков революционеров, учеников Хангалова. Точнее, для них эта тема не так уж и важна. Ту же Марию Сахьянову они видели лишь однажды, когда она приезжала в район с генералом Балдыновым.
Зато мы услышали много историй о прекрасном оазисе на стыке рек Обуса и Оса. И рассказы об этом клочке земли звучали как народные легенды. Там и трава была высокая, и землянику собирали ведрами, все буряты Осы и Обусы стекались на лето к этой земле, пасли там свой скот, сеяли хлеб, заготавливали корма. Там же, на этой земле остались святыни, могилы предков. Все это теперь на дне Братского водохранилища.
Я вдруг вспомнил группу «Пилигримы», их программу «Песни под водой». Вспомнил о повести «Прощание с Матерой» Валентина Распутина, нашел эту повесть в Интернете, заново ее перечитал и понял: «вот наша история!». Валентин Григорьевич раскрыл тему строительства Братской ГЭС как катастрофу целого народа. Это даже не повесть, а послание следующим поколениям. Таким должен быть и наш спектакль, как послание…
Хроники утерянной земли
- Однако следует понимать, что мы национальный театр, и любая тема на нашей сцене должна рассматриваться через призму видения бурятского народа. Так возникла идея внедрить в сюжет Распутина воспоминания очевидцев, старожилов Осинского района. Впервые на сцене Бурятского театра драмы герои спектакля будут говорить на исконном диалекте Осинских бурят. Режиссером спектакля выступит Сойжин Жамбалова.
По ходу экспедиции, конечно же, не обошлось и без проблем в плане сбора уникального материала. Сами жители признавались в том, что им приходится по крупицам собирать и заново воссоздавать свою историю. К сожалению, эта проблема актуальна для всех нынешних бурят. Прекрасно же то, что по ходу экспедиции мы все же успели застать людей, которые помнят ту землю, что осталась под водой Братского водохранилища. Именно их рассказы и послужили основой для хроники нашего спектакля.
Неслучайные случайности
- Иногда нам кажется, что театр состоит из неслучайных случайностей. Бывает так, что мы живем себе и живем, не замечая, какая интересная история так и бросается в глаза. А потом раз, и озарение?!
На самом деле любая театральная история – это совокупность фактов, что сошлись воедино в нужное время и в нужном месте. Так произошло и со спектаклем «Полет. Бильчирская история».
Эта тема давно витала в воздухе и зрела для осознания. Наверное, потому с того момента, как возникла идея творческой экспедиции до написания пьесы прошло каких-то три месяца. Порою казалось, что некие силы помогают нам в этой экспедиции.
Мы отправились в экспедицию с целью разобраться в феномене учеников Матвея Хангалова. В процессе наших поисков возникла, казалось бы, совсем другая тема. Но, так или иначе, мы возвращались к первоначальной задаче. Братскую ГЭС воздвигли последователи, единомышленники учеников Матвея Николаевича. В итоге же могила их учителя и наставника сейчас на дне Братского моря.
Метафора гибели земли – это глобальная идея, что звучит как предупреждение! Какова ключевая идея романа «Прощание с Матерой»? Любое вмешательство в естественные процессы природы — это вмешательство в божий промысел! Конечно, Союзу была нужна Братская ГЭС. Но в итоге под землю ушли сакральные земли. Рано или поздно Братская ГЭС утеряет свое значение. А тех сакральных земель уже не вернуть! Вот в чем суть послания!
Полет
- Много интересных фактов этой экспедиции остались «за кадром». Так, например, по ходу работы с архивными материалами всплыла уникальнейшая история о большой и трагической любви Марии Сахьяновой. Благодаря краеведу Виктору Харитонову и ученым БНЦ СО РАН нам в руки попала статья о судьбе Александра Оширова, советского разведчика, продюсера фильма «Потомок Чингисхана», гражданского мужа Марии Михайловны.
Статью опубликовал в США американский историк Кристофер Этвуд. В финале статьи он вкратце упоминает о том, как они жили в Москве. Даже по очень скудным описаниям становится понятно, что Александр Оширов был очень красивым и одаренным человеком, польско-бурятских кровей. Судьба его сложилась трагично, он погиб в 30-годах в Китае, и не оставил о себе практически ни каких данных.
Казалось бы, бесценный материал, удивительная история, которая так и просится на сцену?! Но в процессе работы у меня сложилось впечатление, что Оширов и Сахьянова делали все, чтобы скрыть свои отношения от посторонних глаз. Эта, очевидно очень красивая и трагическая любовь заслуживает того, чтобы остаться тайной. Впрочем, в одном из эпизодов нашего спектакля образ Сахьяновой все же возникнет…
И еще несколько слов о названии спектакля. Почему «Полет»? Говорят, все, что уходит под воду, так и остается на дне. Обычно, на местах бывших озер, морей и океанов возникают пустыни. Но, как говорила одна из героинь повести Валентина Распутина «Правда в памяти!». Пока жива наша память, пока жива память бильчирцев, тот клочок плодородной земли на стыке рек Оса и Обуса будет жить. Он не останется на дне. Равно как и не останутся на дне могилы предков. В этой истории все оживает, и поднимается в небо! Потому что мы все помним!