Цырен Аюржанаевич Балбаров родился 21 октября 1919 года в селе Барун-Хасурта Хоринского района. Отца репрессировали, его самого исключили из комсомола, но парень смог сдать документы в театрально-музыкальное училище (до 1936 года — техникум искусств) в Улан-Удэ. Его не взяли по причине профнегодности и тогда юноша в сердцах воскликнул членам комиссии: «Я еще приду в искусство!». Как оказалось, слова были пророческими. Но сначала – армия и Великая Отечественная война. Командовал батареей, воевал на Калининградском, Волховском и Ленинградском фронтах. После войны окончил высшие театральные курсы руководящих работников искусства при Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского и в 1950 г. был направлен заместителем директора Казахского академического театра драмы им. М. Ауэзова. В 33 года по рекомендации земляка и одноклассника Цырена Шагжина начал поднимать Бурятский «передвижной колхозно-совхозный театр».
Сегодня Цырена Балбарова вспоминают как заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР, заслуженного работника культуры РСФСР. Кстати, он входил в «десятку» лучших театральных директоров Советского Союза, а ведь не каждый театральный деятель удостоен чести быть включенным в Театральную энциклопедию страны.
Но в 1952 году, когда он только стал директором, громких званий, опыта, авторитета, да и самого театра, можно сказать, не было. Была только сложная, трудная, хотя и увлекательная работа. Тогда одной из главных забот стал репертуар молодого театра. Балбаров сумел создать группу одаренных драматургов, которые пополняли репертуар новыми значительными национальными пьесами. С его появлением в коллективе начинается обновление, сказывающееся во всем: в отношении к труду, профессии, производству, меняется критерий, повышается требовательность друг к другу.
Сегодня все согласятся, что Бурятский театр драмы — это, в первую очередь, прекрасная труппа. Крепкий костяк, который дополняют талантливые молодые артисты, — это наследие Цырена Балбарова. В течение всей своей деятельности на посту директора он думал о формировании сильной труппы, собирал талантливых артистов, выучил несколько поколений - три выпуска (1959, 1969, 1988 гг.) Ленинградского института театра, музыки и кинематографии; два - Дальневосточного института искусств (1975 и 1981 гг.). Это порядка 100 артистов бурятской драматической сцены.
Не забывал директор и о гастролях театра по республике и за ее пределами. В 1976 году непосредственно по инициативе и под руководством Цырен Аюржанаевича коллектив театра выезжал с творческим отчетом в Москву. В афишу были включены «Ленушка» Л.Леонова, «Барабанщица» Салынского,«Старший сын» А.Вампилова, «Кнут тайши» Х.Намсараева, «Власть» Софронова, «Поэма о любви» Мусрепова, «Неуловимый Сэнгээ» Ч.Ойдоба.
В 1983 году были проведены с большим успехом последние гастроли театра под руководством Цырена Аюржанаевича в Калмыкию, Ленинград. Тогда на суд калмыцкой и ленинградской публики были представлены «Материнское поле» Ч.Айтматова, «Беседы при ясной луне» В.Шукшина, «Черная борода» Б.Эрдынеева, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, «Кнут тайши» Х.Намсараева, «Буурал аба» Чимида. После очередного выступления коллектива состоялась встреча с моряками Кронштадта. И как пишет Д.Б.Сангажапова в 94 г.: «…сияющий, отвечал на вопросы моряков, узнавших откуда-то, что Цырен Аюржанаевич был защитником города на Неве. Он рассказывал про ночи и дни, прошедшие под артобстрелом на Синявинских болотах, и пел с ними свою любимую песню «расцветали яблони и груши»…
Выезды на крупные ответственные гастроли в Москву, в Ленинград, Калмыкию, Монголию имели большое значение. Это были определенные вехи на пути театра, определенные рубежи или этапы роста - гастрольная афиша составлялась из лучших работ за несколько сезонов.
Он не уставал повторять перед руководителями разных рангов, перед актерами и работниками театра что «мы – единственный во всем мире бурятский национальный театр, должны его уважать и любить, и смотреть наши спектакли». И ему, человеку с потрясающими организаторскими способностями, умеющему увлечь аудиторию, никто не мог отказать. Руководящие мужи шли в театр”, - вспоминает Л.Егорова в книге «Свободный полет на крыльях мечты».
За большие заслуги в развитии Советского театрального искусства в 1977 году театру было присвоено почетное звание «Академический».
Но, пожалуй, самым главным вкладом Ц. А. Балбарова в дело развития профессионального бурятского театрального искусства было строительство и открытие нового здания театра в 1982 г., достойный и бесценный дар своему городу, народу. Большую помощь в строительстве нового здания оказали депутат Верховного Совета СССР, Первый секретарь Бурятского Обкома КПСС А. У. Модогоев и Председатель Совета Министров БурАССР Н. Б. Пивоваров, которые очень любили ходить на спектакли театра. Тогда же указом Президиума Верховного Совета СССР театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Конечно же, в этом немалая заслуга принадлежала директору театра, на груди которого рядом с боевыми наградами сияла заслуженная в мирное время награда – Орден «Дружба народов».
Новый театр стал центром концентрации и распространения духовной культуры не только бурятского народа, но и всех живущих на древней земле Бурятии.
Армейский товарищ Иван Моисеевич Третьяк, будучи в чине генерала армии и заместителя министра обороны СССР как-то ему сказал: «Зря ты, Цырен, ушел из армии, был бы сейчас генералом, я в этом не сомневаюсь. Но ничего, ты и так генерал, только не в армии, а генерал в искусстве». Эти слова и легли в название книги, которая вышла в 2009 году «Дело всей жизни или «Генерал в искусстве».
Его старания и труд не прошли даром. В родном селе Баруун Хасуурта и в Хоринске, где закончил школу, его именем названы улицы. На доме, где он жил в Улан-Удэ, висит мемориальная доска.
В съемках фильма участвовали вдова Цырена Аюржанаевича Балбарова - Алла Федоровна, его внуки Цырен и Ирина, артисты театра: Дарима Сангажапова, Лариса Егорова, Нина Токуренова, Людмила Намсараева, Михаил Елбонов, Доржи Сультимов, Саян Жамбалов, министр культуры Республики Бурятия Соелма Баяртуевна Дагаева, заведующая музеем театра Валентана Дамдиновна Бабуева.
Над созданием фильма работали: Ольга Гатапова, Кирилл Казаков, Иван Караваев, Вячеслав Иванов, Дахалэ Жамбалов.