Участница проекта «Театр и Школа. Байкальский эксперимент» стала призером Всероссийского конкурса «Пишу о театре»

Представляем рецензию ученицы 11-го класса гимназии №33 Валентины Будаевой.
Пресс-служба театра кукол "Ульгэр"
1096

Ежегодно Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге проводит Всероссийский конкурс театральных рецензий для старшеклассников «Пишу о театре».

В этом году свою работу на конкурс отправила ученица 11-го класса гимназии №33 Будаева Валентина, и вошла в число призёров этого творческого соревнования. Валентина получила Диплом III степени и была отмечена студенческим жюри – «за самого человечного лиса» (в жюри входят студенты старших курсов Театроведческого факультета, магистратуры и аспирантуры).

Источником вдохновения для школьницы стал спектакль театра кукол «Ульгэр», режиссёра Яны Туминой и Александра Балсанова (Санкт-Петербург) «… и звали его Домино» (история черно-бурого лиса), по мотивам повести Эрнеста Сетон-Томпсона.

Конкурс «Пишу о театре» проводится Театроведческим факультетом РГИСИ г. Санкт-Петербург, старейшего театрального вуза страны, чтобы поддерживать молодых авторов, которые интересуются театром и в будущем хотят связать свою жизнь с исследованием сценических искусств.

Цель конкурса – привлечение внимания школьников и студентов к совершенно особенному жанру литературного творчества – театральной рецензии.

В этом году школьники из 46 городов и населённых пунктов страны прислали более 150 работ. Рецензии оценивают авторитетные театроведы и критики из Москвы и Петербурга, редакторы журналов о театре и эксперты Национальной театральной премии «Золотая маска».
Победители конкурса получают преимущество при поступлении на Театроведческий факультет, диплом и публикацию в портфолио, а также подарки от «Петербургского театрального журнала».

 

Предлагаем вам познакомиться с рецензией Валентины Будаевой:

«А можно, чтобы и курочка, и лисичка остались живы?», - задает вопрос маленькая девочка, ставшая свидетелем охоты лиса Домино на куриц, своему отцу. Заботливый глава семьи поглаживает свою дочь по волосам и уводит, затем возвращается, чтобы вновь организовать охоту на черно-бурого лиса.

 Почему человек относится к своим детям с любовью, но разрушает мир беспомощного зверька? Из-за чего невозможно дружное соседство людей с миром природы? Должен ли человек устраивать кровавые облавы со сворами собак на дикое животное? ЧЕСТНО ли это?

    Все эти вопросы проносятся в мозгу во время просмотра спектакля «…и звали его Домино» по рассказу Э.Сетона-Томпсона «Домино» (история одного черно-бурого лиса). Спектакль поставили режиссеры Яна Тумина и Александр Балсанов вместе с артистами театра кукол «Ульгэр» г. Улан-Удэ. Постановка вышла из студенческой дипломной работы монгольской студии, мастером которой была сама Яна Марковна. Сейчас выпускники монгольской труппы работают в театре «Ульгэр».

Занавес открывается, звучит веселая, задорная музыка в стиле кантри. Все танцуют, нет ни одного человека, который не участвует в празднике. Одежда героев проста, нет чинных струящихся платьев, которые носили в XVIII, XIX веках, но и нельзя назвать одежду современной. Очевидно, зрители оказались где-то в первой половине XX века, когда приоритетным в одежде стали удобство и комфорт. В глубине сцены видны массивные столы и скамейки. На полу разбросаны охапки сена. Зрителям становится ясно, события спектакля будут происходить в сельской местности.

В постановке «…и звали его Домино» зрители не увидят привычный многим ширмовой театр, да и обычных кукол не будет. Все роли исполняют сами артисты-кукольники, которых раньше видел не каждый зритель. «В спектакле мы показали весь диапазон актерских талантов. Это визитная карточка нашего театра», - директор театра кукол «Ульгэр» Баирма Дашидоржиева.

Главные герои истории - черно-бурый лис Домино (Анхбаатар Буд, Игорь Рубцов) и охотничья собака Гекла. Их противостояние становится центральным конфликтом спектакля. Домино - сын природы, представитель окружающего мира. Гекла - хоть и тоже животное, но олицетворяет человеческий мир, она оружие людей против лиса. Гончая имеет только одну цель: «Идти по следу Домино». По задумке режиссеров роль Геклы исполняют сразу шесть актрис (этот прием напоминает спектакли Римаса Туминаса «Евгений Онегин», театр им. Е.Вахтангова, Сергея Левицкого «Преступление и наказание», Русский Драматический театр г. Улан-Удэ). Благодаря этому приему в образе противника Домино читается символ надвигающейся, страшной силы, что усиливает конфликт спектакля. Каждая актриса представляет одно из качеств охотничьей собаки: «Широкогрудая. Злая. Быстрая. У Геклы самый чуткий нюх…».

Если более подробно разбирать образ лиса Домино, то черно-бурого зверька можно назвать романтическим героем. Дом Домино был разрушен мальчиком Бентана, который заложил динамит в лисью нору. Что побудило мальчика к такому поступку? Он хотел взглянуть на маленьких лисят? Или мечтал содрать с них шкуру? Поступок Бентаны привел к смерти сестер Домино. Три дня отец и мать приходили к норе, вгрызались в землю, камень, но затем они перестали приходить, и только Домино не терял попыток открыть путь в нору, чтобы спасти оставшихся в норе лисят. Жестокость человека пробудила в душе зверька стремление отомстить. Это и стало причиной охоты лиса на домашних животных. Домино умен и хитер, немало раз он ускользал от охотников и Геклы. Меня восхищает в зверьке его самоотверженность. Во время бесчестной охоты, когда дюжина собак приближалась к его норе, Домино бросился в противоположную сторону от дома, чтобы спасти лисят ценой своей жизни. Образ черно-бурого лиса исключителен. Он, маленькое существо, смог противостоять людям с собаками и ловушками.

Отличительным, запоминающимся в спектакле является взаимодействие актеров с предметами. Курицы - надутые целлофановые пакеты с перьями птиц. Стол- каменная глыба, преграждающая вход в нору. Во втором действии, в сцене празднества по окончанию облавы на лис танцуют разные башмаки, туфельки, ботинки. Все эти предметы в жизни обычного человека имеют практическое применение, но в спектакле благодаря игре актеров предметы оживают и прекращают быть обыденными.

Как вы уже догадались, если коротко описывать сюжет «…и звали его Домино», то получится: «История взросления черно-бурого лиса». Какая же история становления героя без переживания любви? Конечно, Домино влюбляется. Эта сцена мне очень запомнилась. Домино и Белогрудка, избранница черно-бурого лиса, рисуют красками на полиэтиленовой пленке, кажется, что на полотне они создают свою будущую совместную жизнь. Домино раскрашивает их общую судьбу белыми красками, Белогрудка красными. Сцена поэтична. Зрительный зал чувствует гармонию и единство влюбленных.

Изменился ли Домино после встречи с Белогрудкой? Да, теперь герой был не одинок. Но любви было недостаточно, чтобы Домино простил людей и прекратил охотиться за домашним хозяйством жителей деревни. В охоте на гусей Домино и Белогрудка участвуют вместе, пока Белогрудка отвлекает внимание гусака, Домино добывает им пропитание. Также, в сцене можно заметить перевоплощение актеров. Сначала артисты - жители деревни, затем они стая гусей, за которыми охотятся лисы. Изменение роли удается из-за взаимодействия с предметами. Образ гусака создается с помощью белых перчаток, белоснежной манишки, шляпы с пером. Когда гусак теряет эти детали своего внешнего вида, значит, что охота Домино и Белогрудки удалась.

Очень жестоко показана сцена облавы на всех голдорских лис в надежде поймать Домино. Музыка меняется, зрительный зал заполняется звуками выстрелов. Лис характеризует одна деталь - прозрачный граненый стакан (взаимодействие с предметом!). Если в стакан попадает содержимое бутылки, которое выливают охотники, зверек погиб. Стеклянные бутылки символизируют и ружье, которым жители деревни стреляют в лис, и элемент праздника, когда люди радуются удачной охоте. Противоречивость, двусмысленность детали показывает беспощадность, враждебность мира людей к миру животных.

Наблюдательный зритель увидит в спектакле не только историю черно-бурого лиса, но и превращение счастливых жителей деревни в беспокойных, жестоких людей, чье счастье зависит от смерти живого существа. Изменения в поведении жителей можно заметить с помощью хореографии (Резеда Гаянова) и вокала (Сарантуя Жалцанова). Не зря создатели называют спектакль мюзиклом. В постановке много танцев, песен на русском, бурятском, монгольском и английском языках. Сначала хореография спектакля помогает ощутить безмятежную атмосферу деревни, спокойный и гармоничный уклад жизни ее жителей, но чем дальше развивается история, тем все меньше люди танцуют. Некогда беззаботные песни прекращают звучать, все, кроме одной. «Fara natina, hurana humane Fara natina, hura doname…», - что значат эти слова? Я не знаю. Разные приложения для перевода мне не помогли. Но думаю, слова песни означают призыв к действиям. Это клич к охоте на Домино, упрек мужчинам за то, что лис до сих пор не пойман.

Противостояние Геклы и Домино продолжалось. Однажды во время ожесточенной погони Гекла упала с обрыва в реку: «Бурный поток нес ее, подкидывая, перевертывая, подкидывая, перевертывая…». Искалеченная, несчастная, выбившаяся из сил Гекла впервые предстает слабой перед зрителями. Все актрисы, исполняющие роль Геклы, выходят на сцену и вновь-и-вновь переживают страдания своей героини. Внешний вид гончей изменился. Вокруг ее тела обмотана красная нить. Нить ярко выделяется среди темных декораций, освещения сцены и костюма. Что она значит? Ее раны? Думаю, так и есть, красная нить - травмы, мешающие Гекле приняться за охоту на Домино.

Что значит поступить по-честному? Гекла переступила порог честной борьбы, когда набросилась на стадо овец. Она причинила вред животным, которых охраняла. Жители деревни выпустили дюжину собак и двадцать человек на одного лиса. Не думаю, что найдется человек, который одобрит такие действия и скажет, что подобная охота справедлива. Тем не менее, Домино бежал в другую сторону от норы, чтобы спасти своих лисят, детей Белогрудки. Когда у черно-бурого лиса начали заканчиваться силы, произошло удивительное. Что побуждает дикое животное в отчаянии искать убежища у человека? Психология животных в таких ситуациях остается для человека тайной. Маленькая девочка спрятала от охотников Домино. Когда мальчик убил лисят, другой ребенок спас. Образ девочки в спектакле важен.  Она связующая ниточка между Домино и миром людей, единственная, кто задал вопрос о прощении и примирении людей с лисом. Может лис после проявления человеческой доброты простит людей за гибель семьи? Могут ли люди простить лису охоту на домашних животных и прекратить жестокую погоню за Домино? Зрители не видели лица девочки, только силуэт через освещенное полотно. С помощью этого приема, когда режиссеры не конкретизировали героя, они дали надежду зрителям на то, что любой ребенок способен на доброе дело. Девочке важна жизнь живого существа, ее не волнуют «взрослые» решения. Если в мире существуют такие дети, то есть надежда, что есть и взрослые, для которых жизнь любого животного, насекомого так же важна, как человеческая.

Финал спектакля каждый зритель создает себе сам. Девочке не удалось провести Геклу, погоня продолжилась. Домино решился на отчаянный шаг, он спрыгнул на уже тонкий лед реки, за ним погналась Гекла: «Река уносила их все дальше, Геклу и Домино». Гекла и Домино погибли? Для чего было нужно это противоборство? К чему привела эта вражда? После спектакля остается много вопросов. Зрителям остается только размышлять: «А можно, чтобы и курочка, и лисичка остались живы?».

 

Читайте также