Хореограф и режиссёр по пластике из Москвы Артур Ощепков о новой постановке Буряад театра

Сдача премьеры спектакля «Амиды бусаһанайш түлөө» состоится 25 сентября
Пресс-служба Буряад театра
612

Артур Ощепков приглашён в Бурятский академический театр драмы в качестве хореографа для работы в постановке режиссёра Саяна Жамбалова «Амиды бусаһанайш түлөө» по роману Цырен-Дондока Хамаева «Хэнзэ ногоон» («Отава»). Сдача спектакля состоится 25 сентября.

 

Свой среди своих

 В творческом багаже Артура Ощепкова более 100 постановок. Хореограф и режиссёр по пластике живёт в Москве и активно сотрудничает с театрами, как в столице, так и во многих городах России.

 Говорит, что с национальным театром работает впервые, хотя у танца нет границ между землями и народами. В Бурятию приехал с большим желанием и волнением. Ведь свой путь в искусстве танца Артур Ощепков начинал в Улан-Удэ:

 - Я родом из Иркутской области. А учился во ВСГАКИ на кафедре хореографии.  Окончил в 1999 году, после год работал здесь же, в Академии.  В 2001 уехал в Москву. 20 лет прошло с тех пор. У меня сейчас особое чувство ностальгии - знакомые улицы, моя Академия искусств, родная «общага», «Молодëжка», где всё началось. Рад, что увидел "те самые" улыбки в театре, воспоминания сразу нахлынули. Половина артистов в спектакле, который мы ставим, мои студенты, если можно так сказать. Хоть я преподавал у них современную хореографию всего лишь один год, на выпуск и диплом мы смогли создать с ними полноценный пластический спектакль. Назывался он «Меланхолический сезон». Это было целое событие в городе и Бурятский академический театр любезно предоставил нам залы для репетиций и сцену для премьеры. Приятно, что все ребята об этом помнят. Сейчас почти все они заслуженные артисты, а есть и народные!

 

На вопрос, любит ли он Бурятию, Артур Ощепков отвечает:

 - Можно любить или ненавидеть целые города и страны. Можно их завоёвывать и можно дарить им жизнь. У меня больше всё связано с людьми в том или ином регионе. Так как я приехал сюда «из Москвы с любовью», значит, получается, люблю эту землю! Здесь такая хорошая, чистая энергия. Здесь Байкал, здесь места силы, поэтому, я думаю, всё получится с нашим новым спектаклем. Постановочный процесс идёт с юмором, в хорошем ритме, легко. С режиссёром Саяном Жамбаловым у нас полное доверие, а это самое главное.

 

Спектакль «о душе»

Премьера спектакля «Амиды бусаһанайш түлөө» по роману Цырен-Дондока Хамаева «Хэнзэ ногоон» должна была состояться к 9 мая. Однако из-за пандемии была перенесена.  Это спектакль о жизни в послевоенное время. Как отмечает Артур Ощепков, в постановке заложено очень много смыслов:

 - Саян Цыдыпович сам писал инсценировку по роману, режиссёр все очень грамотно расставил, так как работа эта колоссальная и очень трудоёмкая. В результате многогранная история получилась. Это послевоенное время. Одно из самых тяжёлых для нашей страны. Мы не играем колхозников, трактористов, табунщиков и врачей - мы играем то, что с ними происходит. Спектакль о душе, о духе этих людей, о том, что с людьми делает война, как она их корёжит, но не ломает. Они подсознательно понимают, что пора любить, точнее, что уже надо заново любить, по-новому все строить. Разруха и сожжённое нутро не дают им это сделать… Ещё не все стёрто из памяти.  Поэтому внутри у каждого происходит борьба, преодоление, рождается воля, рождается любовь, рождаются дети.

 

А в спектакле «о душе», как отмечает Артур Ощепков, очень важно не только правильно выстроить мизансцены, но и обрести энергию, внутреннюю силу:

 - Перед премьерой просто необходимо собраться, включить всю актерскую мощь и энергию.  Хореография в таких спектаклях имеет драматический эффект и смысл. С помощью пластики можно играть без слов. Сейчас редко где встретишь драматический спектакль, в котором хореография стоит особняком. Синтез: все сплетено, взаимосвязано. В этом спектакле есть разные пластические направления - модерн, джаз, есть и народные, национальные элементы. Как я уже говорил, спектакль очень многослойный.  Реальность времени сменяется мистическими сценами, тишина превращается в бурю, поэтому пластика сменяется от еле уловимого движения до бешеного исступления.

 

Как человек, который говорит со зрителем на языке танца, Артур Ощепков вдохновляется музыкой. Над музыкальным оформлением в спектакле «Амиды бусаһанайш түлөө» работают Сойжин Жамбалова и звукорежиссёр Буряад театра Юрий Банзаров.

 - Музыка для меня – это такой код. Расшифровывая его, получаешь массу идей и вдохновение. В этом спектакле музыка потрясающая, очень интересная партитура - в ней сочетаются и национальные песни, и европейский авангард, и постсоветские мотивы.

 

«Себя обманывать не стоит»

 Сдача спектакля «Амиды бусаһанайш түлөө» запланирована на 25 сентября, но без зрителя. Это уже вторая премьерная постановка в Бурятском академическом театре драмы, которую пока из-за ограничительных мер нет возможности показать зрителям. По мнению приглашённого хореографа Артура Ощепкова, спектакль «Амиды бусаһанайш түлөө» по роману «Хэнзэ ногоон» стоит посмотреть и задуматься о своей душе и отношении друг к другу.

 - Я считаю, что пора задуматься… Уж очень много уже знаков человечеству космос подаëт.  А мы все не обращаем внимания, не обращаем. Хотя человек ко всему приспосабливается, привыкает, но самого себя обманывать не стоит.

 

Несмотря на колоссальный опыт, Артур Ощепков волнуется перед сдачей. Говорит, что это неизбежно:

 - Я очень самокритичен.  Если мне что-то не удаётся, я чувствую, что что-то не сошлось, меня это может долгие месяцы мучить. Поэтому волнение есть всегда. Но это нормальное явление. Я думаю, оно сейчас присутствует у всех. Пока не доведу все до конца, не уеду. (Смеётся) Здесь, Слава Богу, для хорошего начала есть все перспективы. ОМ.

Валентина Бадмажапова.

Читайте также