20 лет: вспоминаем истоки госцирка Бурятии

В воспоминаниях Валентины Батожаргаловой оживают первые шаги освоения профессии циркового юными артистами
Пресс-служба госцирка Бурятии
718

Государственный цирк Бурятии был основан 20 лет назад – 10 ноября 2000 года.

За прошедшие годы цирк получал награды федерального и международного уровня, опробовал разные цирковые жанры и полюбился зрителям. А вырос он из Национальной цирковой школы-студии под руководством народного артиста России Майдари Жапхандаева.

Валентина Лыгденовна Батожаргалова готовила Постановление о создании бурятского цирка, работая тогда в отделе искусств Министерства культуры. Сегодня она вспоминает первые годы создания цирковой школы-студии, которая появилась благодаря титаническим усилиям ее мужа, Майдари Хайдаповича Жапхандаева. В ее воспоминаниях оживают первые шаги освоения профессии циркового юными артистами.

- Почему Майдари Хайдапович решил создать цирковую школу?

- Цирковая школа появилась в 90-е годы, когда вся страна пребывала в разрухе и нищете. Мой муж работал директором Бурятского театра драмы, и искал выход из ситуации, чтобы выплачивать зарплаты артистам. Будучи в Улан-Баторе, он увидел монгольский цирк и загорелся идеей создания детской цирковой группы при театре. И это ему удалось. Уже в первые годы создания школы зрители начали ходить на представления юных артистов.

- Кто поддержал его в идее создания цирка?

- Майдари Хайдаповича тогда поддержал экс-министр образования Бурятии Сергей Намсараев. Приехали работать с ребятами монгольские тренеры, которые и создали золотой фонд трюков бурятского цирка. Цэнд-Очир Сэлэнгэ, тренер из Монголии, впоследствии удостоенная звания Заслуженного деятеля искусств Бурятии, начала готовить гуттаперчевых девочек. Жапхандаев стал идейным вдохновителем создания номеров бурятской цирковой школы.

- Как появился номер гуттаперчевых девочек, который стал визитной карточкой бурятского цирка?

- Майдари Хайдапович подал идею создания номера гуттаперчевых девочек «Проснувшиеся змеи». Мальчишкой он наблюдал как в Алханае в горах просыпались змеи и это яркое воспоминание легло в основу номера. Дети начали давать представления 3-4 раза в день и тем самым поддержали бурятский театр.

- Кто запомнился вам больше всего из юных артистов?

- Одной из воспитанниц цирковой школы была 10-летняя Маша Юхримова, которая пешком из п. Сосновый бор ходила на тренировки и ни разу не опоздала на репетиции. Имин Цыдендамбаева пятилетней крохой вызывала бурные аплодисменты зала.

Она выходила в огромных гутулах и делала невероятные трюки на стульях, сложенных друг на друга. Зал буквально взрывался аплодисментами. Сэлэнгэ увидела в Имин огромный потенциал и впоследствии она стала одной из знаменитых гуттаперчевых девочек.

- Когда у Майдари Хайдаповича появилась уверенность в том, что его усилия по созданию цирка не тщетны?

- Майдари Хайдапович был очень увлечен своим детищем. В 1994 году он повез своих девочек на фестиваль детских и юношеских цирковых коллективов в Санкт-Петербург. И тогда впервые дети получили первую премию. И у него появилась уверенность, что его воспитанники добьются многого и его усилия не тщетны. Гран-при в Монако подтвердило его надежды и ожидания. В то время ни у одного московского цирка не было этого циркового «Оскара».

- У истоков бурятского цирка стояли тренеры, приехавшие из Монголии. Как они работали с ребятами?

- Монгольские тренеры работали с детьми денно и нощно. Ганд Болд вместе с Тумэр Батором тренировали акробатов, которые и сейчас работают в бурятском цирке. Это Буянто Цыренов, Баясхалан Ринчинов. Марат Дашемпилов работает в цирке Дю Солей, из акробата став воздушным гимнастом. Очень хорошая акробатическая группа тогда получилась. Поддерживал Майдари Хайдаповича и Мстислав Запашный. Он в те годы руководил Росгосцирком. Для меня выступления детей из цирковой школы было диво-дивным, чудом, которое завораживало. Уже после были и зарубежные гастроли, и золотая медаль Всероссийских Дельфийских игр. В преддверии юбилея цирка желаю труппе процветания, здоровья артистам и дальнейших достижений на цирковом манеже.

Валентина Лыгденовна вместе с мужем Майдари Хайдаповичем была вовлечена в процесс создания бурятского цирка. И ее воспоминания – это дань уважения его памяти, восхищение его провидческим талантом, талантом создателя бурятского цирка.

Читайте также