Рожденная в вагончике

История БАМа в истории уникальной школы искусств на севере Байкала
Пресс-служба министерства культуры РБ
1213

Пианино угрожающе покачивалось в воздухе над баржей. На нее с берега прыгнул молодой мужчина и бережно как ребенка опустил пианино с троса. Это был директор первой музыкальной школы на бурятском участке БАМа. Школы, которую он открыл, выбив замок на вагончике на мысе Курлы, где еще нет ни дорог, ни будущего города. Через 45 лет новые музыкальные инструменты и оборудование прибудут по железной дороге в капитально отремонтированную Северобайкальскую детскую школу искусств.

45 лет назад молодой человек променял работу в доме ученых Москвы на таежную глушь на севере Байкала. Сегодня это кажется невероятным, но тогда работать на БАМ приезжали со всей страны. Среди них музыкант Сергей Давыдов. Он тогда думал так:

- Почему только строители могут ехать? И обидно стало за нас, музыкантов, да и всех работников нематериальной сферы. Где бы что ни начиналось, нас зовут в последнюю очередь…

С мечтой открыть музыкальную школу на БАМе, молодой москвич добирался до Нижнеангарска через Улан-Удэ. От Нижнеангарска предстояло ехать на мыс Курлы. Туда утром пассажиров забрал, к удивлению Сергея, не автобус, а грузовой трехосный «Урал».

- Такой дороги я еще не видел. Это даже не дорога, а просека в тайге через перевал. «Урал» как танк, на нем через поваленные деревья, через грязь по метру глубиной. Вот она, наша советская техника, вот почему нас Запад остерегается. Как только все вещи на нас в кузове навалились — значит едем под гору и приближаемся к цели – написал Сергей жене в первых письмах.

Дорога в грузовике оказалась первым испытанием. По приезду он обнаружил, что Курлы — это совершенно новое место, где люди живут в палатках.

- Какая там школа, когда все живут в палатках! – удивился при знакомстве с Сергеем секретарь парторганизации.

В одной из палаток Давыдов поставил свою кровать. Вернувшиеся вечером в палатку жильцы-строители, начали возмущаться подселением к ним новенького. Он ответил им волшебными звуками на полученных днем музыкальных инструментах.

- Все пришли в восторг, со всех палаток к нам набился народ, и все были ужасно счастливы – так описал свой первый день на БАМе Сергей в письме жене.

В этих его письмах и позже статьях о Северобайкальской детской школе искусств вся культурная история БАМа.

Днем школа, вечером ансамбль

- Сергей был желанной «белой вороной», своеобразным музыкальным десантом. Встретили его бамовцы с распростертыми объятиями. Но заспорили: зачем музыкальная школа? Нам нужен свой ВИА! Пришлось днем организовывать музыкальную школу для ребятишек, а по вечерам — вокально-инструментальный ансамбль — вспоминал В. Чуль в своей книге «Дорога через сердце».

1 октября 1975 года - первый день занятий в музыкальной школе. В нее Давыдов набрал 18 детей, еще не имея помещения.

- Общеобразовательная школа не хочет меня к себе пускать, с инструментами тоже проблема. Централизованного руководства и помощи для нашей школы нет. У каждой строительной организации тоннельщики, мостовики, у мехколонны свои задачи, никому нет дела до музыкальной школы. Выясняется, что по этому вопросу не было никакого серьезного решения или распоряжения и это оказалось полностью моим личным делом и ни с кого за это никакого спроса не будет – с горечью писал жене Сергей.

Без инструментов не будет результатов

Зато почти все ученики имели инструменты.

- Это я организовал четко: без инструментов не будет результатов – написал Давыдов супруге

Во второй половине октября — первая победа Сергея. Он выбил для музыкальной школы вагончик, который ранее предназначали для комбината бытового обслуживания.  Причем «выбил» Давыдов школу во всех смыслах этого слова.

- Выбил замок (с разрешения начальства СМП), затащил 5 парт, стулья, инструменты ансамбля, повесил шторы. Теперь надо добывать калориферы, т. к. холодно. Но здесь всё нужно добывать — признался жене Сергей - вчера занимался с ансамблем уже в вагоне. Звучание совсем другое. А сольфеджио я теперь под электроорган Matador веду — лучше всякого фортепьяно.

После занятий по расписанию в музыкальной школе, Сергей бежал на репетиции ансамбля. Ему предстояло дать первый концерт 29 октября в День рождения комсомола. Затем в день Революции — 7 ноября, день советской милиции — 10 ноября. Для нас это осень, а на севере Байкала уже студеная зима.

- …На улице минус 30, а в вагоне у меня чуть менее. Сижу в шубе, встречаю учеников, даю задание и отправляю. Заниматься невозможно…Купил валенки — вещь замечательная! – продолжал описывать свою работу директор музыкальной школы.

Ему поставили в центр вагончика железную печурку, которую директор и он же педагог сам отапливал. Сам же рубил сухие деревья на дрова. Другой бы опустил руки, но Сергей Давыдов к концу 1975 года в отчете министерству культуры Бурятии написал о необходимости открыть здесь детскую школу искусств. А пока, несмотря на стужу, он планирует на зимних каникулах с директором Нижнеангарской музыкальной школы ехать в поселок Гоуджекит с лекцией-концертом. Причем, ехать на мотоцикле ИЖ с коляской, оттуда возвращаться на лыжах. Напомним, что в зимние каникулы на севере Байкала морозы опускаются до 40 градусов.

БАМ, Бурятия, Давыдову

Неудивительно, что о первой на БАМе музыкальной школе в вагончике сразу стали писать в прессе, рассказывали на радио, показывали по телевидению не только республики, но и Читинской и Иркутской областей. Всесоюзные радио «Маяк» и газета «Советская культура» добавили популярности нашему герою.

- За рубежом гонят информацию, что БАМ строят «зеки» и военные, а у нас тут детская музыкальная школа! Мне приходят письма с адресом: БАМ, Бурятия, Давыдову – делился радостью герой публикаций с женой.

Она приехала к нему, как только мужу дали комнату в общежитии. Приехав на БАМ Людмила Давыдова сразу включилась в борьбу за долгожданное помещение для музыкальной школы. Для общеобразовательной построили новое здание, а на старое сразу нашлось много желающих. Дефицит жилья и помещений на БАМе был жесточайший.  

- Людмила металась между руководителями строительных организаций, убеждала, спорила, требовала, чтобы здание отдали под школу искусств. Она показывала накладные: вот, уже плывут на баржах пианино, аккордеоны, гитары, книги, учебные пособия — всё это отгружал из Улан-Удэ Сергей. Она выкладывала, как козыри, телеграммы: уже едут, летят по вызову преподаватели, молодые специалисты – писала газета «Труд» в 1976 году.

Пианино висит в воздухе

Действительно, ее супруг вез музыкальные инструменты и зеркала для класса хореографии, проявляя чудеса стойкости и даже акробатики. Получив оборудование для школы в Улан-Удэ, Сергей переправил всё на машине в рыбацкий поселок Усть-Баргузин. В те годы это была перевалочная база для сообщения с бурятским участком БАМа. Это в наши дни в Усть-Баргузин можно доехать по комфортабельной асфальтированной дороге за три часа. Тогда же извилистый Баргузинский тракт представлял из себя тряскую грунтовую дорогу, по которой люди весь день добирались до Усть-Баргузина. Оттуда Давыдову предстояло еще триста километров везти свой драгоценный груз три дня на барже через Байкал. Срок навигации на нем и сейчас короткий, поскольку самое глубокое озеро планеты отходит ото льда порой только в июне. Поэтому все строительные организации БАМа спешили использовать короткое время для доставки щитов для домов и других строительных грузов. Баржи на БАМ нагружались по самую кромку палубы. Все баржи принадлежали организациям, и для груза школы искусств места нигде не находилось. Бесполезно прождав несколько дней, Сергей Давыдов переговорил с рабочими, которые указали на баржу, которая вот-вот должна была уйти.

- Я попросил крановщика помочь мне перегрузить на баржу имущество школы…А вот для пианино места на барже не находилось, так как щиты домов стояли ребром и были установлены очень плотно. Тогда три пианино погрузили между леерами и рубкой. Когда очередь дошла до четвертого, на катер вернулся капитан и, увидев происходящее, страшно разозлился, дал команду на отход. И вот катер отходит, двухсотметровый буксировочный трос уже огибает дугу в воде, а пианино еще висит в воздухе. Тогда, бросив свои вещи на базе, я прыгнул на баржу, быстро опустил куда придется четвертое пианино, быстро отцепил крановые крюки, и баржа пошла – вспоминал через 40 лет Сергей Александрович - был август. Днем на Байкале бывает жарко, потому и одет я был в рубашку с короткими рукавами. Хорошо хоть документы были всегда при себе в нагрудном кармане. Всё было прекрасно, и, хотя еды не было никакой, светило солнце, искрился Байкал, попить водички можно было прямо с борта баржи, встав на колени. Я достал прекрасный чешский саксофон Classik, и звуки музыки полились над Байкалом.

Однако к вечеру стало холодать. Ночи на Байкале в августе холодные. Укрыться было абсолютно негде. Сергей попытался залезть в трюм баржи, но там только железные ребра и плещущаяся вода. Промучившись ночь и кое‑как дождавшись утра, обогревшись на солнце, он еще целый день музицировал на различных инструментах, надеясь к вечеру добраться до Северобайкальска. Но его надежды не оправдались. Катерники, отцепив баржу, поставили ее на плавучий якорь, завели сеть, наварили ухи, поели и спали до утра. Вторая ночь показалась голодному, замерзшему Сергею пыткой куда хуже первой. Холод брал свое. Когда на третий день, баржа пришла в Северобайкальск, катерники отцепили баржу метрах в 500 от берега, поставили ее на плавучий якорь и ушли, оставив в очереди для разгрузки. Вокруг было много других барж, и ждать можно было очень долго.

- Я стал кричать с баржи на берег, махать руками, меня заметили с берега и подтащили баржу для разгрузки. Так в Северобайкальске появились первые четыре пианино и 30 полотен зеркал для хореографии, а у меня — сильнейший гнойный отит. Но для бамовцев это ерунда: уже через неделю я отправился по Байкалу за другой партией оборудования для школы. Но это уже другая история – скромно завершил воспоминания Давыдов в юбилейной статье местной газеты. 

К тому времени руководство треста «Нижнеангарсктрансстрой» выделило под музыкальную школу сборно-щитовое здание площадью 440 кв. м. По сравнению с вагончиком оно казалось дворцом, где музыкальная школа преобразовалась в детскую школу искусств. Более ста детей с нового учебного года приступили к занятиям на трех отделениях: музыкальном, хореографическом и художественном. Причем, удалось сделать просторный хореографический класс с зеркалами и станками, привезти мольберты и натюрмортный фонд для художников, инструменты и нотную литературу для музыкантов. На первых порах занимались — по очереди и целыми группами на одном инструменте.

- Некоторые думают, что БАМ можно построить и без школы искусств, наверное, можно. А человека — нет. Гармоничную личность, красивую, цельную натуру без духовных ценностей не выстроишь. Впрочем, самих строителей убеждать в этом не приходится. Школа переполнена, 120 детей плюс 70 — на подготовительном. С будущего года откроем два новых класса — скрипки и духовых инструментов — пообещала Людмила Давыдова в интервью газете «Труд» в 1976 году.

В том году она стала директором ДШИ, чтобы муж мог полностью посвятить себя преподаванию и музыке. Многие семьи учеников тогда еще жили в вагончиках. Поэтому Людмила Степановна старалась создать в своей школе не просто уют, но и атмосферу искусства.

- Особое внимание уделили интерьеру — ковровым дорожкам, картинам, цветам, аквариумам с рыбками…Бывало всякое: потопы из‑за перемерзших от морозов батарей отопления, перебои с электроснабжением. Чтобы рыбки не замерзли, грели воду на костре… - вспоминала Давыдова.

Она ввела сменную обувь в школе, поэтому всю долгую зиму здесь на входе стояла шеренга детских валенок, а на улице ряд саночек, на которых ученики привозили и увозили инструменты.

Вскоре супруги Давыдовы открыли в ДШИ «музыкальную гостиную». Так Северобайкальская школа искусств, изначально созданная для детей, стала центром всей культурной жизни поселка. Неудивительно, что в это учреждение привозили всех журналистов, высоких гостей, в том числе иностранных.

- И если взять во внимание, что Северобайкальская школа искусств экспериментальная (даже по стране таких немного) и действует она вдали от больших культурных центров, то не трудно понять, каким энтузиазмом обладают ее организаторы… - писал известный журналист Виктор Озеров в «Правде Бурятии».

Энтузиазм супругов Давыдовых отметили званием «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия». В начале 80-х годов поселок Северобайкальск обрел статус города, в котором жило 15 тысяч человек. При ДШИ работал Народный университет культуры, где проходили лекции-концерты. Ректором этого университета не мог не стать организатор первой на Бурятском участке БАМа Детской школы искусств, ее преподаватель Сергей Александрович Давыдов. Но сама школа давно выросла из старого холодного здания. С каждым годом набор в ДШИ только увеличивался, от желающих обучаться в ней не было отбоя. Составляя очередную дефектную ведомость на ремонт помещения, руководство ДШИ с грустью замечало, как год от года проседает фундамент, деформируются полы. Зимой из‑за низкой температуры почти не работал актовый зал, на который возлагалось так много надежд.

Сбор денег на баян

В начале трудных 90-х годов ДШИ Северобайкальска ввела у себя еще одну добрую традицию. Начала проводить благотворительные концерты и стала инициатором создания в Северобайкальске благотворительного фонда. Так, на средства от реализации детских поделок и концертов, приобрели коляску для ребенка — инвалида с детства. В те годы журналист «Северного Байкала» рассказал о том, что двенадцатилетний баянист из Северобайкальска приехал на международный конкурс в Италию со своим стареньким инструментом. Журналист призвала горожан собрать деньги для настоящего, большого цельнопланочного, четырехголосного, выборного инструмента. Родители были не в состоянии приобрести этот дорогостоящий баян. 10 % средств выделил городской Совет депутатов, сам юный музыкант дал несколько концертов.

Капитальный ремонт здания

В трудные 90-е годы, являясь лицом и символом Северобайкальска детская школа искусств продолжала ютиться в обветшавшем холодном здании.

- Практически мы не отдыхаем летом, никуда не выезжаем, латаем и ремонтируем его без конца. Это, конечно, угнетает — и еще постоянный страх, как бы чего не случилось с детьми в этой аварийной щитовушке – взывали к властям города сотрудники ДШИ.

Но даже в этих условиях школа воспитала десятки лауреатов различных конкурсов. Сергей Давыдов создал большой гитарный оркестр, единственный в республике. Далеко не каждая школа, даже в больших городах, могла похвастаться таким струнным классом как северобайкальская дши. И вот, осенью 2001 года она переехала в современное здание в капитальном исполнении, в котором находится по сей день. В 2014 году здесь провели необычный концерт для будущих мам и их пока еще не родившихся малышей под символическим названием «В ожидании чуда». В юбилейный 2015 год школа отметила 40-летие. Уже 470 учащихся занималось по специальностям: фортепиано, виолончель, баян, аккордеон, гитара, балалайка, духовые инструменты (саксофон, флейта, кларнет, труба), эстрадный вокал, народное пение, станковая живопись, хореография. Дополнительно около ста ребят обучались на отделении раннего эстетического развития в хозрасчетных группах. Для взрослых велось обучение в классах вечернего рисунка.

Но здание давно требовало капитального ремонта. Только в прошлом 2019 году в рамках Единой дальневосточной субсидии здесь утеплили стены. А в 2020 году в результате слаженной работы Министерства культуры Республики Бурятия, властей Северобайкальска школе выделили 24 млн. 383 тыс. рублей на капитальный ремонт. За лето провели следующие работы: звукоизоляция полов и стен в кабинетах, замена полового покрытия (линолеума и керамогранитной плитки) во всех помещениях школы, покраска стен и потолков, замена дверей в помещении и входной группы здания, частичная замена окон, реконструкция системы отопления и электросистемы, капитальный ремонт туалетных комнат, оборудование санитарной комнаты для маломобильных групп. Кроме того, в школе появился свой кабинет звукозаписи, утепление и облицовка стен фасада.

Капремонт школы позволит принять больше детей и обеспечить им более комфортные условия. Сегодня в школе учатся более 550 человек. Но как говорил ее основатель Сергей Давыдов 45 лет назад: без инструментов не будет результатов! И в этом же 2020 году парк музыкальных инструментов Северобайкальской ДШИ обновился благодаря нацпроекту «Культура».

Инструменты и оборудование

- Мы покупаем инструменты в основном за счет внебюджетных средств. Раз в год приобретаем по одному инструменту. Бережно поддерживаем то, что имеем. Среди музыкальных инструментов есть такие, которые служат со дня открытия школы, многие в рабочем состоянии по 20-25 лет,  - рассказывала директор школы.

В 2020 году прошел конкурсный отбор на оснащение образовательного учреждения в сфере культуры музыкальными инструментами, оборудованием и музыкальной литературой в рамках федерального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура». По результатам отбора Северобайкальской ДШИ выделили 4 180 000 рублей. На эти деньги школа получила учебники, музыкальную литературу, мебель, звуковое оборудование, систему климат контроля, компьютеры и многочисленные музыкальные инструменты.

- Расширяются отделения духовых, ударных, струнно-смычковых инструментов. В связи с тем, что инструментов станет больше, у нас появится возможность создать полноценный духовой оркестр а со временем - симфонический оркестр, что, конечно, благоприятно скажется на качестве обучения – делится планами Людмила Давыдова.

Новые инструменты важны еще и потому что Северобайкальская ДШИ взяла на себя функции филармонии и проводит серию концертов в концертном зале своей школы для учащихся всех школ города с одной целью: научить школьников слушать и понимать классическую музыку. Думал ли основатель детской школы искусств города Северобайкальск, что рожденное в холодном вагончике его «детище» станет одним из крупнейших учебных и культурно-просветительских учреждений Бурятии? За 45 лет оно воспитает более 2000 детей, навсегда влюбленных в музыку, живопись и танцы.

Коллектив школы, пройдя закалку БАМом, по-прежнему динамичен с постоянным стремлением к новым творческим вершинам. Именно об этом говорят строки написанные С.Давыдовым в школьной стенгазете «Пегас», вышедшей в 1983/1984 учебном году.

Мы хотим, чтоб рельсы БАМа в срок легли

И по ним составы с грузами пошли.

Пусть строители работают спокойно -

Дети их у нас устроены достойно!

Нам не нужно безразличных,

Вялых, сонных, апатичных -

Тех, кого весь день деньской

Так и тянет на покой,

Кто в истерике ногами об пол топает,

И по этой же причине дверью хлопает.

 Нам давай таких, чтоб дело

В их руках огнем горело.

Кто спокойно и упрямо

Продвигает дело прямо.

 Где таких людей нам взять?

Мы должны такими стать!

 Чтобы волю сжав в кулак,

Наше дело двинуть так,

Чтоб об этом бы писали,

Кинофильмы чтоб снимали,

Чтоб здесь знамя прописалось,

И навек у нас осталось!

Читайте также