В Бурятском театре оперы и балета новый главный дирижер

Георгий Албегов возглавил коллектив музыкантов театра
Пресс-служба тетра оперы и балета
288

24 ноября прошла встреча министра культуры Бурятии с главным дирижером театра оперы и балета. Руководство театра пригласило на эту должность Георгия Албегова из республики Северная Осетия — Алания.  

Эта республика дала миру много дирижеров, самые известные из них Вероника Дударова, Валерий Гергиев, Туган Сохиев. Когда последнего назначили главным дирижёром и музыкальным руководителем Большого театра, в фэйсбуке пошла гулять шутка:

- В крови осетин обнаружены палочки. Дирижерские!

Биография Георгия Албегова помогает понять почему в этой шутке большая доля правды. Если  дети везде учатся дирижированию в классе, где оркестровую партию им исполняют пианисты-иллюстраторы, то в Осетии школьникам дают возможность дирижировать настоящим оркестром. Великий Гергиев в 17 лет стоял перед студенческим оркестром в училище искусств. Сейчас в Осетии можно увидеть дирижеров, которым по 7–8 лет. Георгий Албегов тоже выпускник этой уникальной осетинской школы дирижирования. Он с шести лет обучался в родном Владикавказе в музыкальной школе по классу рояля. За этот период дополнительно освоил игру на скрипке, гобое и трубе. В детстве Георгий становился лауреатом республиканских конкурсов. Более того, в период обучения давал серии концертов с камерным оркестром колледжа искусств Владикавказа и с симфоническим оркестром Государственной Филармонии РСО-Алания.

- Впечатляет тот факт вашей биографии, что вы в 15 лет впервые дирижировали симфоническим  оркестром. Несмотря на вашу молодость, у вас огромный опыт. Я помню, как звучал оркестр нашего театра под вашим руководством, читала хорошие отзывы критиков. Добро пожаловать! – поприветствовала гостя министр.

Она выразила надежду, что новый молодой дирижер вдохнет новую жизнь в оркестр театра. Напомним, что острый дефицит профессиональных музыкантов наш театр испытывает много лет. Оркестр оперного театра и хор укомплектованы частично. Георгий Албегов поблагодарил за приглашение на работу и отметил, что не каждая республика может похвастать таким оперным театром с прекрасным зданием и своими цехами.

Обширный репертуар

Албегов окончил Санкт-Петербургский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова в 2014 году по специальностям «хоровой дирижер» и «симфонический дирижёр». В 2016 году дебютировал как оперный дирижёр со спектаклем «Евгений Онегин» П.И. Чайковского на сцене театра «Мюзик-холл» с симфоническим оркестром и хором Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. С 2016 - 2018 гг. работал штатным дирижёром Северо-Осетинской филармонии. За время сотрудничества продирижировал большое количество программ, включавших музыку разных жанров и направлений.

С 2018 года работал приглашенным дирижёром филиала Мариинского театра во Владикавказе. В 2019 году с отличием окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию. Будучи ее студентом, регулярно концертировал с различными коллективами.             

В оперном репертуаре Георгия Албегова более десятка спектаклей. Среди них «Евгений Онегин», «Иоланта», П.И. Чайковского, «Травиата», «Так поступают все» В.А. Моцарта, «Бал-маскарад» Дж.Верди. Последнюю постановку Албегов осуществил совместно с итальянским театром Mancinelli и Spazio Musica. В Бурятии Албегов дирижировал оперу «Риголетто», затем руководил оркестром на опере «Бал-Маскарад». Недавно дирижировал оркестром на показе балетного спектакля «Талисман», который был номинирован на премию «Золотая маска».

«Дирижирование – дело темное»

Это выражение Н.А. Римского-Корсакова Георгий Албегов привел в одном из интервью.

-  Тот процесс, который происходит между дирижером и оркестром, невозможно выразить словами. Был однажды проведен эксперимент: ученые поставили ширму перед дирижером, чтобы оркестрантам не было видно его лица, и через какое-то время оркестр умолк, они не смогли играть. Дирижирование – это полный контакт на всех уровнях – считает Георгий.

Новый дирижер отметил, что сделает упор на местных кадрах и уже связался с директором республиканского колледжа искусств.

- Потому что, это, то, что останется после нас. Огромное количество талантов живет в глубинке. И они сами порой не осознают своей ценности. Поэтому хотелось бы, чтобы привлеченные нами специалисты еще и занимались педагогической деятельностью. Помогали растить таланты – сказал Албегов – я много слышал о том, как вы активно поддерживаете театр оперы и балета. Уверен в нашем будущем сотрудничестве.

Соелма Баяртуевна добавила, что с 2018 года наш колледж искусств регулярно ездит в районы, чтобы выявить талантливых детей, своих будущих студентов.

Планы на будущее

Не могли не затронуть на этой встрече и многолетнюю проблему нехватки инструментов в оркестре. Например, нет арфы, хотя она необходима, особенно в балетных спектаклях.

- Без арфы, без инструмента не пригласить на работу арфистку. Оркестр театра должен быть самодостаточным. Сейчас на премьеры в Улан-Удэ приглашают музыкантов из Красноярска и Иркутска. Эту «нехорошую», условно скажем, традицию, надо прекращать – подчеркнул дирижер – еще одна проблема – в оркестре должно быть шесть ударников, но сейчас фактически один. Зависеть от одного человека целому оркестру и постановкам невозможно.

Министр культуры напомнила, что на 2020 год глава республики выделил финансирование на увеличение штатных единиц в оперном театре. В том числе, на музыкантов оркестра. Пока прибыло пять человек и с появлением нового главного дирижера должны быть заняты все вакансии.  

Дополнительные возможности

- Сейчас мы работаем над открытием в Бурятии центра современного искусства. Пока присмотрели трехэтажное помещение в центре города. Помещение уже смотрели молодые музыканты оперного театра. Я спросила у них, что бы вы хотели там проводить? Они ответили, что в таком здании можно было бы проводить камерные концерты. Подумайте над этим – предложила министр.

Также она рассказала о том с каким успехом летом прошел первый концерт симфонического оркестра на открытом воздухе. Зрителей было так много, что многие висели на перилах за зданием оперного театра. Кроме того, министр предложила дирижеру активно сотрудничать с филармонией. Сейчас это учреждение лишилось здания, закрытого из-за аварийного состояния.

- В новом корпусе Национальной библиотеки у нас появилась музыкальная гостиная. В соседнем корпусе открылся виртуальный концертный зал. Вы можете проводить и там мероприятия – предложила Соелма Баяртуевна.

Георгию Албегову приходится вступать в новую должность в непростых условиях. Неизвестно, когда снимут ограничения для театров и культурная жизнь восстановится в привычном формате. Даже формирование афиши на будущее напрямую связано с разрешением проводить публичные мероприятия.

Пока же бурятский оперный театр будет осваивать с новым дирижером новые формы общения со зрителем, форматы постановок и репетиций.

Читайте также