Сойжин Жамбалова о телеспектакле «Полковник пишет»: «Не погрузиться и не влюбиться в материал было невозможно»

Показ финальной серии состоится 2 декабря на «АТВ» в 19.30
Валентина Бадмажапова
781

Этой осенью Бурятский академический театр драмы совместно с телекомпанией «АТВ» подготовил особый подарок для зрителей – телеспектакль «Полковник пишет». Режиссёр Олег Юмов взял за основу дневниковые записи и письма с фронта Героя Советского Союза, гвардии полковника Владимира Бузинаевича Борсоева, которые предоставил Государственный архив Бурятии.

Телеспектакль представлен в формате «моно», то есть читает сами записи в кадре и исполняет роль Владимира Борсоева один артист – Солбон Ендонов.

Музыку к телеспектаклю написала Сойжин Жамбалова. Она также находится в кадре и создает музыкальную ткань внутри спектакля. О новом опыте, телесъёмках и первой совместной работе с Олегом Юмовым, Сойжин Жамбалова рассказала в интервью.

«Полковник пишет», Сойжин играет

Почти три месяца подготовки, поиска, изучения материала, бессонных ночей, репетиций и несколько съёмочных дней -  телеспектакль «Полковник пишет» стал настоящим экспериментом для всей постановочной группы. Ведь постановка изначально подразумевала телевизионные съёмки, а это совсем иная для театра задача.

- Очень сложно энергетически «пробить» камеры. В этом смысле ничто не заменит простой живой энергии зала.  Поэтому телесъёмка - волнительный, непривычный для нас, но очень интересный процесс. Для меня это первый опыт такого съемочного процесса. У меня мокли ладони от волнения. Я смотрела на Солбона и понимала, что у него примерно такое же состояние. Почему-то создавалось ощущение, что у тебя есть только один шанс, как на привычном спектакле. Конечно, на самом деле, можно было сделать не один дубль, но нам всем очень хотелось сразу и хорошо. 

На несколько дней сцена театра превратилась в съёмочный павильон. Снимали по две серии в день. Сойжин Жамбалова в кадре играет на фортепиано, поёт. Она поделилась, что волнение постепенно начало отступать ближе к концу съёмок:

- Накануне сьемок третьей и четвертой серий, уже в конце репетиции, Олег неожиданно предлагает мне исполнить песню, как отдельный номер. Изначально было задумано, что песня возникает фоном, как воспоминание. Было ощущение, что только на тот момент мы начали входит во вкус и погружаться в материал, хотелось придумывать что-то новое ещё и ещё… Мы все только-только почувствовали внутреннюю свободу – сочинять, пробовать, и снова сочинять, а уже всё, съёмки близились к концу. Когда делаешь спектакль, у тебя всегда есть шанс и возможность отрепетировать, поменять что-то, отойти от этого материла и снова погрузиться в него.  А тут получается, такого шанса нет. Как зафиксировалось на записи, и всё, не вернёшь…Но Олег в будущем хочет выпустить полноценный спектакль в театре, может быть, там мы что-то еще доанализируем, домыслим,дофантазируем, досочиняем, углубим.

«Трое в лодке, не считая Полковника»

Первое знакомство с материалом произошло во время подготовки онлайн-концерта к 9 мая, режиссёром которого выступил Олег Юмов. Тогда артист Буряад театра Солбон Ендонов впервые прочитал в кадре отрывки из дневника Владимира Борсоева. А уже в августе состоялась первая репетиция:

- Нас пригласили на первую репетицию, на знакомство с материалом. Олег раздал нам тексты и написал на первой странице пожелания. Это так здорово. Он сразу оставил свой след, зарядил текст хорошей энергией, - рассказывает Сойжин Жамбалова.

Однако, изначально задача показалась Сойжин сложной, так как материал непростой, к тому же документальный:

- Тогда мне материал показался очень сложным. Это дневниковые записи, короткие, этот текст очень сложно технически поддается запоминанию. В этом смысле, это такой вызов, прежде всего артисту.  Влюбленность в материал пришла в процессе работы над ним. Я очень благодарна Олегу, за возможность снова стать артистом. Мне кажется, наш режиссер одержим этим материалом, поэтому не погрузиться и не влюбиться в материал было невозможно.

Процесс создания телеспектакля для себя Сойжин сравнивает с написанием картины:

- Был чистый, белый лист, на нем был нарисован силуэт - это некий Борсоев. Кто он? Что это был за человек? Как он жил? Мы не знаем. Проходит время, у силуэта возникают подробные черты – лицо, глаза. Потом силуэт выходит за грани этого листка и становится реальным человеком, и вот он уже рядом с нами сидит.  Как верно отметил Сергей Тучков (прим. главный редактор телекомпании «АТВ»): «Трое в лодке, не считая Полковника». Мы на одном корабле, на одной лодке. Наша задача была совместными человеческими и творческими усилиями, совместной энергией создать что-то художественно важное, какое-то важное художественное высказывание.

«С особым вниманием»

Владимир Бузинаевич Борсоев родом из Иркутской губернии, окончил Ленинградское артиллерийское училище, Военную академию имени М. В. Фрунзе. Он воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. В 1965 году гвардии полковнику Владимиру Борсоеву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Он погиб за два месяца до Победы. Всю войну он вёл дневник, который и лёг в основу телеспектакля:

- Нужно было к этому материалу подойти очень корректно, аккуратно, с особым вниманием. Мы это все осознавали. К военной теме всегда нужно подходить предельно осторожно, так как всегда есть большая опасность - превратить все это в пошлость. Кто мы такие, чтобы об этом рассуждать? Какое мы на это имеем право, говорить от лица людей, переживших войну? Думаю, никакое. Но! Попытаться через спектакль воскресить память о нашем выдающемся земляке мы можем.

Поэтому и музыка к телеспектаклю подбиралась тщательно, рассказывает Сойжин Жамбалова:

- У Олега был свой план на этот счет. Перед началом работы, у него уже было некое представление о музыке к спектаклю, слышались конкретные инструменты. Очень важно на начальном этапе пройти процесс сговора с режиссёром. Когда я показала первые наброски, и мы оба поняли, что и ему, и мне это нравится, пошло какое-то развитие темы. В музыкальном оформлении есть какие-то вещи больше атмосферного плана, напоминающие музыку кино, но, собственно говоря, у нас же телеформат. Как таковой сочиненной музыки не очень много, но есть очень важная партитура звуковая, которая помогает создать объём того, что происходит на сцене. Мы сочиняли вместе с Дахалэ, он очень здорово написал несколько атмосферных тем к спектаклю.

В эфир уже вышли 5 серий телеспектакля «Полковник пишет». Они также находятся в свободном доступе в социальных сетях.  Показ финальной серии состоится 2 декабря на «АТВ» в 19.30. Благодаря телеэфиру и социальным сетям каждый может ближе познакомиться с Героем Советского Союза – гвардии полковником Владимиром Бузинаевичем Борсоевым.

Фотограф: Александра Андреева

Читайте также